Авиакатастрофа

Александр Романов 7
 


          Что самое страшное в авиации ? Самое страшное - авиационные катастрофы. Как же они происходят ? Как узнают, что произошла катастрофа ? Кто сообщает жене о гибели мужа - лётчика ? На эти вопросы может ответить только человек, долгое время прослуживший в авиации, руководивший авиационными коллективами. Многое, о чём расскажу,  будет для вас откровением.
          Прошу прощения у жен, чьи мужья, однажды улетев, так и не вернулись, оставшись в памяти навсегда молодыми...Рассказ мой  будет страшным.


                1


          Итак, в полку начались полеты. Выпускает самолеты в полет руководитель полетов. Перед взлётом, когда уже самолет стоит в начале взлётно - посадочной полосы, руководитель полётов по радио напутствует летчика:
           - 265 ! Я-РП ! Полет в зону номер три для отработки техники пилотирования... Ветер боковой справа,  тяга до пяти...Взлёт разрешаю ! Удачи ! 
           Летчик на ручке управления самолётом (РУС) зажимает рычаг торможения колес, левой рукой передвигает вперед рычаги управления двигателями (РУДы). Уткнув его в самое дальнее положение - форсаж полный, какое-то время удерживает самолет. Форсажи разожглись, тяга двигателей мгновенно увеличивается , самолет начинает непроизвольное движение. Летчик плавно отпускает тормоз и педалями выдерживает направление движения вдоль полосы. Скорость бешенно растет...Увеличивается перегрузка...Ручку управления - чуть на себя...Отрыв...Кран шасси-вверх. Шасси убраны. Взгляд на авиагоризонт...В наборе...Скорость увеличивается...Высота - тысяча метров. Отключаются форсажи. Истребитель пошел в зону выполнять полётное задание.
             В это время на командном пункте полка, глубоко под землей, за самолетом наблюдают и руководят его действиями офицеры - штурмана наведения. Теперь они ведут с лётчиком радиообмен :
             - 265 ! Я - Радикал. Разворот на 60, Занимайте третью зону...Высота шесть.
             Чуть хриплый голос лётчика :
              - Вас понял,Радикал...Высота шесть...Начинаю работать.


                2


              Штурман наведения видит все самолеты,находящиеся в воздухе по индикатору кругового обзора - круглому, горизонтально расположенному экрану. На зеленом экране отображена карта местности, точка аэродрома, зоны пилотирования, коридоры полетов гражданской авиации, запасные аэродромы.
              У каждого штурмана  под постоянным контролем 4-6  самолетов, находящихся в воздухе.  На экране индикатора они отображаются светящимися , чуть овальными точками.  Вот этот - 265. Это зам.командира эскадрильи капитан Батраков Коля. Вот этот - штурман полка подполковник  Антонов Михаил Николаевич. Позывной - 117. А вот, чуть ниже, на удалении  семидесяти километров -  молодой летчик Лучков Игорёк. За ним надо следить  и следить...Молодой еще. Нет опыта.
           Все  идет по плану. Самолеты взлетают и садятся. Инженеры и техники готовят самолеты к вылету, заправляют их топливом, штурмана наведения безотлучно отслеживают самолеты в воздухе. Тихо, спокойно. А беда уже рядом...
           У штурмана наведения округляются глаза - только что вот здесь, на этом месте была отметка от цели...А теперь её нет... Быстро ! Кто это ? Ага...Капитан Батраков...Позывной-265-й... Цель не появляется...Смутные догадки холодят спину между лопатками...Штурман берет микрофон, голосом, срывающимся на крик  докладывает оперативному дежурному командного пункта полка:  Внимание,  ЧП !!! 265 ! Время 11.36. Пропала отметка цели.Азимут 45...Удаление 160.
           Оперативный хватает телефон прямой связи с местным аэропортом : Семёныч ! Посмотри у себя на планшете ...Наш маленький пропал...Азимут 45, удаление 160. Только что...Нет ? Хорошо посмотрел ?  Не видишь ?!!!
            Штурман наведения связывается с находящимся недалеко летчиком:
            - 417 !  Срочно разворот вправо,  курс 22 !  Немедленно в третью зону ! На форсажах !!!  Батраков пропал с  экрана... Посмотри там !!!


             Все самолеты, находящиеся в воздухе,  срочно заводятся на свой аэродром. Лица офицеров темны от горя. Не слышно разговоров, шагов, и привычных звуков жизни. Время замедлило свой ход. Беда плавно, бесцветным удушливым газом опускается на авиационный гарнизон.
             Наземная поисково - спасательная команда на вертолете немедленно  улетает к предполагаемому месту падения самолета.
             Летчики молча сидят в классе высотного снаряжения. Мрачно... Тихо...Жутко...Командир полка - тут же. Ждет доклада от поисковой команды. Стоящий  на столе огромный самовар медленно остывает. Раньше из него постоянно пили чай  с наложенными горкой белыми , жареными сухарями. Через час   динамик громкой связи на стене оживает, звучит страшный доклад:
             - Товарищ командир...Мы на месте падения...Самолет обнаружен... Полностью разрушен...
             - Летчик ? - еще надеется полковник...
             - Это  катастрофа, Камиль Ахмедович...Тело нашли...Фрагментарно...
             - Оставайтесь на месте до прилета комиссии. Вертолет - сюда.
             Встал, двумя руками, словно умываясь, провел по лицу , по  черным, чуть кучерявым волосам с проседью. Сказал тихим, не своим голосом:
             - Все в штаб. Находиться в классе штурманской подготовки.


                3


              О катастрофе уже по телефону доложено во все вышестоящие штабы. Из штаба армии  вылетел самолет с комиссией для расследования причин авиационного происшествия. Штаб пишет официальный доклад - шифровку. Осталось самое страшное - сообщить жене...
               Командир полка берет трубку телефона, спрашивает, ни к кому не обращаясь :
               - Как зовут жену Батракова ? Галя ?
               Набирает номер...
               - Галя ?Это - командир полка Махмудов...У нас беда...Да, погиб...Нашли...Мы к тебе сейчас зайдем...Держись.
               Тут же набирает свой домашний номер:
               - Ты вот что, Манана...Одень черный платок, возьми с собой еще женщин и иди к Батраковым домой...Погиб...Найдешь...Все.
               Все летчики собрались в штабе полка. Молча сидят в штурманском классе. Приказано сидеть тихо, по штабу не бродить, дожидаться прилета комиссии. В одном из окон силой открыли форточку. Курят по два-три человека. Разговор шепотом...Хочется напиться спирта из ведра.
              Сели в автобус. Поехали на обед. За столом, где еще вчера сидел Коля Батраков пусто. На столе сиротливо стоит его небольшая фотография, перетянутая наискосок черной лентой. Рядом на блюдце - граненый стакан с водкой. Сверху лежит кусок черного хлеба...У всех официанток заплаканные лица, на левом плече приколот небольшой черный  кружевной бант. Молча поковырялись вилками, выпили чай, в автобус и опять в штаб.


           Первым прилетел командир авиакорпуса генерал -лейтенант  авиации Морин. Встретившему его командиру полка пожал руку, тихо сказал :
           - Как же так, Камиль Ахмедович ? Командующий армией рвет и мечет...Готовься...  Пороть будут по взрослому. Что за причина, разобрались ?
           - Похоже, что-то с лётчиком...Самолет на большой скорости столкнулся с землей... Самолет - на осколки...От летчика - одни фрагменты. Врачи собрали куски - будут исследовать. Жене сообщили. Сейчас с начальником политотдела сходим к ней.
           - Давай. Только не долго. Я к летчикам зайду.  И еще...Техники на матчасти ? Дай команду - пускай расходятся по домам. Техника разбившегося самолета - сюда. Может понадобиться.


           Командир авиакорпуса, пятидесятитрехлетний генерал-лейтенант авиации Морин Анатолий Прохорович зашел в штурманский класс. Вскочившим офицерам вяло махнул рукой:  - Сидите... Не до этого сейчас.
           Сел, зачем-то достал блокнот, начал неторопливо его листать. Хотелось многое сказать, успокоить молодых, поддержать опытных. Но как начать - не знал. В его жизни было много катастроф, и каждая проходила через него, оставляла след в памяти, тревожила воспоминаниями похорон, красно-чёрных  повязок на  рукавах,  залпом прощального салюта и криком обезумевших от горя жен...Надо   что-то сказать...Надо сказать...Надо...
            - Беда у нас, мужики... Беда...Я этих катастроф за тридцать пять лет видел-перевидел...А вот привыкнуть не могу... Всегда казнил себя, почему не уберёг ? А как лётчика убережешь ? В полёт не пустишь ? Дашь второй спасательный парашют ? Заставишь летать не быстро и низко ?  Летчиком ведь становятся не по приказу... Лучших теряем... Не вернуть... Не сказать - прости...Прошу почтить память нашего погибшего товарища...
            Все встали.


                4


             Прошло два дня. Спали урывками. Писали обьяснительные, давали показания следователю гарнизонной прокуратуры, отвечали на вопросы комиссии штаба воздушной армии.
              Расшифровали показания КЗА ( контрольно - записывающей аппаратуры ), в простонародье и по телевизору часто   называемый '' чёрный ящик ''. Из окружного госпиталя привезли материалы исследования костного мозга погибшего - летчик в момент смерти был неактивен, то есть был без сознания. Всё стало на свои места.
              Комиссия сделала вывод: авиационная  катастрофа  самолета Миг-25 ПДС произошла  из-за нарушения летчиком капитаном Батраковым Н.А. техники пилотирования. Летчик, превысив допустимую перегрузку, с управлением не справился, потерял сознание, в результате чего средствами спасения воспользоваться не смог и погиб. В это мало кто верил...


           И наступил день третий, день страшный, день  ритуально-похоронный. Фойе Дома офицеров задрапировали широкими черно-красными  полосами. Вдоль стен установили венки. Посередине зала  два стола покрыли ковром - здесь будет стоять гроб. Рядом - стулья для родственников. Фойе наполнялось людьми.
            К Дому офицеров сзади, к запасному входу подьехала санитарная машина. Полковой врач майор Куракин быстро зашел вовнутрь , увидев начальника политотдела полка, тихо сказал:
             - Привез...
             - Где он ? - также тихо спросил подполковник.
             - Здесь... У меня... Куракин чуть шевельнул рукой , - В портфеле...
             Они быстро зашли в один из кабинетов. На столе стоял открытый гроб. Куракин раскрыл портфель, достал чёрный прорезиненный мешок, размером с детский рюкзак. Горловина мешка была опечатана. На бирке надпись: ОСТАНКИ КАПИТАНА БАТРАКОВА Н.А.  АВИАКАТАСТРОФА. Печать. Дата.
            Мешок уложили в гроб. Прикрепили для устойчивости тёмно- синей липкой лентой.  Накрыли кисеёй. Крышку поставили на гроб. Быстро забили гвозди, уже нанизанные  по краям крышки...
           Пришли офицеры. Легко подняли гроб на плечи и медленно понесли в заполненное людьми фойе. Тихо заиграла музыка. Воздух наполнился запахом валерьянки и женским плачем...


           А еще через час гроб на санитарной машине отвезли к ожидающему в начале взлетно-посадочной полосы  военно - транспортному  самолету  Ан-26. В самолет под руки завели жену,  двое маленьких детей шли сами.  Плавно раскрутились винты. Самолет легко оторвался, прошел на малой высоте над гарнизоном,  прощально качнул  крыльями.


           Заместитель командира эскадрильи, лётчик первого класса, капитан Батраков Николай Алексеевич  отправился   в свой последний полет, к себе на родину, в город  Курган.