Марго

Александр Романов 7
                Женщинам, считающими себя
                не красивыми - посвящается.



               
                1


       Есть люди, отмеченные какими-то невидимыми знаками. Они ничем не выделяются от обычных, но их не любят. Их попытки изменить ситуацию к лучшему - только усугубляют  к ним неприязнь.
       К таким людям относился и командир авиаотряда майор Мошник. Летал он не плохо - спокойно, строго соблюдая все пункты Наставления по производству полетов. В обращении с подчиненными - дотошен, излишне суетлив и в суждениях - крайне осторожен.  Подобрать человека в его экипаж было проблемой. Доходило до того, что назначенный в экипаж штурман, правый летчик, бортрадист или еще кто-то, приходили  на прием к командиру полка  и как последний аргумент отчаянно заявляли:
           - К Чмошнику в экипаж не пойду ...
           И стал он с чьей - то  легкой руки и тяжелого языка - майором Чмошником.

           Экипажи стратегических бомбардировщиков всегда любили называть себя по имени командира экипажа - красиво, витиевато, иногда с долей грубого авиационного юмора: Краснокутские соколы, Валькивские плотогоны, Романовские недобитки, Махмудовские джигиты...Экипаж майора Мошника так и называли - чмошники.

            Жена его была странной особью женского пола. Среднего роста, худая, с непонятного цвета светлыми волосами и неизменными пальто:  зимой - красного, всё остальное время - коричневого цвета. Звали ее величаво - Маргарита.  Её редко видели на улице. Но зато часто наблюдали её потуги у заброшенного туалета. В мёрзлом песке она собирала опарышей для  рыбалки мужа. Очень странное занятие для жены командира авиаотряда. У нее не было подруг, не было детей. Не нашлось ей и работы в заполярном авиационном гарнизоне.
              Так бы и тянулась их жизнь - тускло, однообразно и липко.  С какими-то своими мелкими радостями, тусклыми вечерами, тихими ночами и хмурыми рассветами. Но тут резко вмешалась  Судьба - девка, как известно, переменчивая и капризная.

               В мае месяце, когда в Заполярье уже появилось солнце и образовались небольшие проталины от снега, экипаж чмошников погнал свой  бомбардировщик в Сибирь , на  авиационный ремонтный завод. Ремонт планировали провести за полтора месяца. Экипаж находился при самолете, наблюдая за всеми этапами ремонта. Через полтора месяца самолет пригнали в полк. Был он  как новенький.
               А  еще через неделю в гарнизон приехала новая жена майора Мошника.


                2


         Суд быстро решил все проблемы. Формулировка расторжения брака была стандартной: жили-жили, детей не нажили...Значит - не сошлись характерами. Событие для заполярного авиагарнизона прошло незамеченным.  Маргарита осталась одна в их старой  квартире, майор Мошник со своею молодой женой -  в полученной новой.
          - Молодец ваш Мошник...,- возмущалась моя жена, - таскал, таскал бедную  женщину по разным гарнизонам, а чуть приглянулась другая, - сразу же на новой женился...Старая жена уже ему не нужна...А ей ведь только двадцать пять лет. И куда ей теперь податься ? К родителям в деревню ? Ты -то её  хоть знаешь ?
           - Видел пару раз.
           - Ну и как она тебе, - жена с интересом смотрела на меня.
           - А никак... Не отложилась в памяти... Вроде бы серенькое что-то...
           - Конечно! Серенькое ! Вам же всем подавай яркое и полыхающее огнем как форсажи ваших самолетов... А новую его жену видел ?
            - Видел. Я же её на работу принимал хронометражисткой,- ответил я нехотя.
            - Тогда, конечно... Мужская солидарность... Иначе - никак... Один за всех и все за одного...Шустрый мужичек твой Мошник...Лучше бы он о прежней жене позаботился... А что это за работая такая - хронометражистка?
           - Да на полётах сидит на стартовом командном пункте рядом с руководителем полетов - время отмечает. Взлетел самолет, в специальном журнале написала время 12.44. Сел самолет - отметила -  20.37.
           - Это ты ей такую работу подыскал ?
           - Думай, что говоришь ! Командир полка никому и никакой работы не подыскивает... Других проблем хватает .
           - Не пыльная работенка... Но ничего... А бывшая жена твоего Мошника к нам в Военторг устроилась. Хорошая женщина... Пока уборщицей взяли...Но дальше - посмотрим... Мне она показалась не глупой. Кстати, при разводе она вернула себе девичью фамилию. И теперь она Маргарита Белостоцкая...
           - Красиво...Лучше Мошниковой...
           - Смейся, смейся...Мы сделаем из нее красавицу. Вот увидишь ! Будет твой Чмошников кусать себя за эту ... ну ты понял...
           Я спорить не стал. Моя жена слов на ветер не бросала.

           А еще через несколько месяцев ко мне в кабинет зашла женщина.
           - Александр Николаевич, к вам можно ?
           Я поднял глаза от журнала с суточными приказами и застыл. Такой красоты мне
 видеть давно не приходилось.
           Была та женшина чуть выше среднего роста, белокура и красива. На  ней было распахнутое длинное кашемировое  пальто, короткая черная юбка и жилет  на белой блузке. Поверх пальто -  красный шарф, концы которого спускались почти до середины бедра. На голове - странная черная кепочка с небольшим, опущенным вниз кожаным козырьком. Она была в сапогах  на высоких каблуках, на плече висела красная кожаная сумка. Кисти рук  были словно облиты тончайшей перчаточной кожей... Так в нашем гарнизоне никто не одевался...
            Женщина присела на краешек кресла, сняла сумку с плеча, достала тоненькую папку. Из папки извлекла лист бумаги, положила его передо мной.
             - Мне нужна ваша рекомендация, Александр Николаевич ...
             - Куда вас рекомендовать ? Если командиром космического корабля , - подпишу не глядя. - я поймал себя на мысли, что не хочу отпускать так быстро эту чудесную, удивительно-красивую женщину.
              - В космос я пока не готова...Конструкцию плазменных инксуртов изучила не до конца. В командиры  не гожусь...- она улыбнулась.
              - Жаль...Кстати, а что такое плазменные инксурты ?... Просветите бестолкового...
              -  Это словосочетание я придумала только что...Красиво, правда ?
              Мы оба засмеялись. У нее была обворожительная улыбка, белые, ровные зубы, от нее чудно  пахло духами, молодостью и  беспечностью. Она была похожа  на маленького ребенка, играющего с родным  ему человеком, когда нет страха, нет преград, нет границ. Есть радость, игра и смех...
               Я любовался видом этого этого чудесного ребёнка. Мне не знакомы были её голос, её лицо и манера общаться, но я был уверен - эту женщину  я уже видел.

               Я посмотрел на документ, который незнакомка положила мне на стол. В документе, составленном грамотно и корректно, от лица командования полка была просьба к директору Магаданского торгового училища допустить к вступительным экзаменам гражданку Белостоцкую М.Е. Далее шло завуалированное обьяснение причин  непоявления ее на этом важном мероприятии в установленные сроки.   Создавалось твердое убеждение , что именно в это время она была занята решением важнейших  государственных задач во благо обороноспособности нашей Родины. Такой документ мог гарантировать поступление в училище без экзамена...
                Размах авантюризма поражал...Я подписал этот документ. Я понял, кто стоит за спиной этого милого ребенка. Перед этой силой моей власти командира полка было недостаточно...
               
                - Ты пойми, Саша, кроме нас ей никто не поможет. А помочь ей надо...Это в наших силах. За эти два месяца мы с военторговскими женшинами  многое сделали: мы научили её одеваться, научили красоте походки, манере держаться. Мы научили её любоваться своей красотой, ценить саму себя и идти по жизни легко... - говорила мне жена, положив свою голову на мое плечо - Для одинокой, покинутой мужем женщины, это крайне важно. Кем она была при этом Чмошнике ? Страшно представить ,- копала червей  возле заброшенного  солдатского туалета... Кем она стала сейчас - ты видел.
         - Хорошо... В принципе я с тобой согласен... Что еще вы там у себя в Военторге планируете ?
         - Ей надо учиться. Мыть полы в магазине она уже научилась. Теперь, благодаря нам...она запнулась....- и тебе в первую очередь - она будет учиться, а значит легко может работать и продавцом и заведовать какой-нибудь небольшой кафешкой...Ей важно сейчас самоутвердиться...Понимаешь, Саша, у неё сейчас трудный, тяжелый. но вполне реальный путь перевоплощения из Чмошниковой в Белостоцкую...
           А еще через какое-то время поползли по гарнизону слухи - новая жена Чмошника погуливает...


                3


               
          Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной ? Умные ответят утвердительно, мнение порядочных и честных может разделиться с большим перевесом в сторону положительного ответа. Дураков же  я ни о чем не спрашиваю и ответа не жду, так как знаю - дружба возможна и имеет место быть.
           Дружим мы с Маргаритой много лет. Нет уже моей жены. Сорокавосьмилетней, внезапно, за каких-то полгода,  она  сгорела от рака поджелудочной железы. Ушла Она, когда остались только в памяти да на множестве фотографий далекие заполярные аэродромы, бытовые неустроенности  и сложности климата Арктики. Белые ночи превратились для меня в чёрные дни.


            Мы жили тогда в Санкт - Петербурге в огромном гранитном сером доме недалеко от Александро - Невской лавры. Из окна кухни, если хорошо приглядеться, можно было разглядеть могилу Натальи Гончаровой, художника Куинджи и композитора Чайковского.

           Белыми ночами мы любили гулять по Питеру втроем. Бродили медленно, любовались бирюзой Невы, дышали свежим  морским воздухом с запахом незаходящего солнца, далекого, размытого горизонта и ладаном курилен Лавры.  Потом сидели в нашем любимом , маленьком, похожем на монмартровское, кафе. Там были крохотные столики и низкие, удобные кресла. Чуть слышно играла музыка. Нам пел Шарль Азнавур ... Я заказывал всегда одно и тоже. Жене - рюмку водки " Финляндия ", Маргарите - бокал кофейного шампанского " Пиринеи ". Закусывали  солёными орехами.

           С любовью и восхищением  смотрел я  на этих двух прекрасных женщин - безумно красивых, загадочно-таинственных и родных. Одну я  любил до одури , дружбой другой - очень дорожил. Гордился же я обеими. Часто от зависти у  Азнавура происходил спазм голосовых связок и он  не мог начать очередную песню, тогда  его по дружески подменяла Мирей Матью или Патриссия, которая Каас.

           Дома мы еще пили чай с горячими гренками, разговаривали о пустяках, потом расходились. Мы с женой - в спальню. Маргарита - в свою комнату. Работала тогда она заведующей небольшого магазина Военторга на территории Петербургской академии связи имени Буденного.


           Четыре года назад на аэродроме Северные Кресты при заходе на посадку, в условиях резкого изменения атмосферных режимов и обледенения, бомбардировщик Ту-22м3, пилотируемый молодым командиром экипажа, совершил грубую посадку, "закозлил" на полосе, в результате чего  стойка  носового колеса подломилась. Самолет вспыхнул. Четыре человека экипажа сумели быстро покинуть  горящую машину и остались живыми. Они спасли свою жизнь -  честь им за это и хвала. Самолет полностью сгорел за считанные минуты.
              Я неделю просидел на этом аэродроме в качестве председателя комиссии по расследованию лётного происшествия. А вернувшись домой, не нашел Марго в квартире... Ходил из комнаты в комнату и не находил. Не видно было и вещей Маргариты. Вышедшая из ванной жена подтвердила мои наихудшие предположения.
               - Ушла Рита от нас. Сняла квартиру, - спокойным голосом обьяснила жена.      
               - Я ей  сейчас уйду !.- заволновался я. - Я ей так уйду...Где мой телефон ?
               - Не шуми, Санечек... У нашей Риты появился мужчина... Ты понимаешь ?
               - Ну и что ? ...Уходить-то зачем ?  Принеси телефон ! Сейчас ей мало не покажется ...
               Жена улыбнулась, села ближе ко мне, прижалась...
                - У неё есть мужчина...Им, как ты понимаешь, надо встречаться... Где это делать ? Здесь ? ...Ну, подумай сам...
               Пришлось напрячь извилины. Опять эти блондинки оказались правы. Как у шахматистов - белые начинают и выигрывают...
               - А кто он, этот мужчина ?
               - Слушатель академии связи. Подполковник. Красивый, высокий мужчина.
               - Ты его что, знаешь ? - удивился я.
               - Видела... Мой руки - будем ужинать...
               Жена поцеловала меня, встала и пошла на кухню.  Далеким грозовым сполохом блеснуло название вопроса из экзамена по военной  истории при поступлении в академию Генерального штаба - "Заговор Бабёфа."


               Через пару месяцев Маргарита вышла замуж. Стало у меня  на одного друга больше. По окончании академии ее муж, полковник  Михаил Стассель - Белостоцкий, был назначен на должность начальника 8-го отдела штаба Ленинградского военного округа. Чуть позже, у них родилась дочь.

                Судьбой Мошника я никогда специально не интересовался. Лишь однажды, встретившись со своим бывшим сослуживцем, узнал, что жизнь его с новой женой не сложилась. Слаба оказалась новая жена не только на передок, но и на голову. Вдвоем они потихоньку спились и след их затерялся в каком-то далеком райцентре Читинской области.
               
                4


                Только что я позвонил Маргарите в Петербург. Зайди, говорю, на сайт - набери меня,  тут я про тебя рассказ написал... Через час получил нежную смс от своего самого близкого друга: САША, ТЫ ЖОПА... Ответил ей в тональность: САМА ТАКАЯ...