Актэон

Максимилиан Агнэлий
 Agnellius. АНТИЧНЫЙ ТАНЕЦ - ГАРМОНИИ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Актэон
Сократ, я задал тебе вопрос, но ты безмолвен. Прошу тебя, ответь мне, мне очень нужен
твой совет. Что ты нарисовал на земле и стёр?

Сократ
Актэон, я слышал твой вопрос, и я думал - ты понял мой ответ.

Актэон
Прошу тебя, разъясни мне. Как без слов твоих я могу понять?

Сократ
Актэон, чтобы получить истинный ответ, чтобы понять его, ты должен сам пройти путь
зовущего тебя к себе ответа, той идеи, которая бессмертна. Если мир идей не позвал тебя,
то ты придумаешь сам себе разъяснение, и твой дом будет на хрупком камне.

Актэон
Сократ, получается так, будто не я пришёл к тебе, а ты посетил меня и поделился своими
размышлениями, и я отобразил твоё вдохновение в своей фреске.

Сократ
Возможно. Актэон, я слышал твой вопрос и готов помочь тебе. Ты получил заказ расписать
храм Аполлона, и в твоём мастерстве я не сомневаюсь, но ты говорил, что у тебя нет
вдохновения, а щеголять талантом без вдохновения ты не хочешь. Как хорошо я тебя
понимаю. Ты знаешь Актэон, все хотят поймать прекрасное, как бабочку в сети, но в сетях
она умирает. И, когда люди долго держат её в руках, краска её опадает и блекнет, и она
не способна больше летать. Так и жизнь сама по себе, пойманная в наши тела, умирает.
Крепкие руки смерти держат жизнь в своих объятиях. Ты хочешь постичь прекрасное, и оно
недалеко от тебя, но сейчас ты его не видишь. Так люди не замечают и не видят звёзды
днём. Для того, чтобы увидеть звёзды нужна ночь. Что такое ночь? Ночь - это то, что ты
ничего не видишь кроме звёзд.

Актэон
Сократ, ты хочешь, чтобы в моём разуме наступила ночь? Не говори таких слов, моё сердце
и так печально.

Сократ
О, Актэон, забудь всё, что ты знал до этого. Точнее - пересмотри. Призадумайся о том,
что ты знаешь. Ты понимаешь слова, потому что тебе знаком их смысл. И смысл их верен.
Но я говорю тебе образами, чтобы ты мог понять то, что люди не замечают.

Актэон
Да, Сократ, день - это торжище, день - это суета. Ночь - это покой и тишина в моём
разуме и сердце.

Сократ
Да, Актэон, ты всё правильно понимаешь, но этого недостаточно. Бывает ночь и без звёзд.
Хорошо, Актэон, давай поразмышляем дальше. Люди ночью спят или предаются утехам и
пиршеству, и мало кто замечает звёзды, разве что человек ушедший за город - туда, где
нет огней - от костров празднеств, от горящих факелов храмов и свершающихся мистерий.
Он вдали от всего. Часто туда выходит человек печальный, огорчённый, иногда -
влюблённый. Но даже среди них не все замечают и любят высокие звёзды.

Актэон
Сократ, это очень одинокий путь познания. Если я им пойду, то я не смогу дорисовать свою
фреску.

Сократ
Нет, наоборот. Ты сможешь создать то, что можешь создать только ты. И в этом будет твоё
познание истины. Мы все как ты, Актэон. Мы рисуем свою жизнь, но мало кто понимает, что
это дано ему для познания себя, для познания своего предназначения своей бессмертной
судьбы. Я думаю, это дано, наверное, немногим. Я следую наитию, и даже если я ошибаюсь,
я благодарю небо за всё, и стремлюсь вновь обрести покой в своём сердце. Ты знаешь,
Актэон, мне приятно беседовать с тобой, потому что мы вдалеке от шумного города, от
беспечной толпы. Мы как прокажённые, ушедшие далеко от народа. Ко мне много приходило
людей, ты это знаешь, но они уходят обратно. Я не хочу делать славным своё имя. Давай
представим, что я - это познание своего предназначения. Это эйдос жизни. Люди приходят
ко мне, послушают меня, и покидают меня, возвращаясь к своим делам в свою жизнь. Да, моя
мудрость, как они называют это, она даёт им силы вдохновения, но они снова всё
растрачивают. И они уже не приходят ко мне, потому что боятся пережить боль потери.
Поэтому они делают свою жизнь невзрачной. Они созидают механику, они утончают своё
искусство жизни, и это первое время их радует. Но жизнь существует сама по себе даже
тогда, когда она воплощается в нас. Жизнь подобна шёлковой нити, она подобна струне
кифары, тон которой звучит высоко и сладостно, мы берём эту нить в свои руки. Нить
Ариадны очень длинная, но в наших пальцах она ослабевает, и опускается к земле, и мы
рождаемся. Мы не знаем, откуда пришла наша душа, мы не знаем, куда она уходит. Мы
чувствуем только землю, которой касается наша нить. Холодная, тёплая, или пыльная, или
подобная мрамору - кому как суждено. Я видел много богатых людей, которые считали, что
они счастливы от своего богатства. Я видел много бедных людей, которые думали, что они
свободны. Но я не разу не видел человека, ценящего жизнь, которая была до его рождения,
и остаётся после смерти. Все хотят нарисовать её портрет, увидеть её, но увидеть глазами
ослепшими, покрытыми пеплом. Сердце их во сне.

Актэон
Сократ, я начинаю понимать тебя.

Сократ
Актэон, Актэон, когда ты в своём сердце увидишь то, что хочешь нарисовать красками на
стене храма, возможно, что ты даже откажешься от работы. Но хочешь ли ты в будущем
увидеть, как будет разрушена твоя работа. Сначала в умах, в понимании смотрящих. Зачем
тебе это нужно, если цель твоего творчества - познание своей судьбы. Если ты придёшь к
вершине восхождения, захочешь ли ты снова искать вопросы. Станешь ли ты казнить и мучить
прекрасное воплощением. Оно взошло в свой дом, где ведёт с тобой тихую беседу, и ты
получаешь ответы на те вопросы, которые привели тебя к нему.

Актэон
Сократ, о непонимании и разрушении я стараюсь не думать.

Сократ
Вот-вот, Актэон, и многие тоже не думают. Было много философов, которые приходили ко мне
соревноваться в любви к мудрости. Но я тебе скажу, они ничем не отличаются от торговцев,
торгующих глиняными горшками на рынке. Поэтому я ничего не записываю, но если кто-то
захочет записать мои слова, пусть делает - это его право.

Актэон
Но они же могут исказить твои слова, Сократ?

Сократ
Понимаешь, Актэон, если я сказал не от себя, но от того, что существует вне меня и
существует вечно, то это никогда не разрушится и не исчезнет. И это есть жизнь, любовь
и мудрость. Что же хотят люди от жизни? И знают ли они вообще, что такое жизнь? Как ты
думаешь, Актэон?

Актэон
Право, Сократ, я даже не знаю. Ты поставил меня в тупик.

Сократ
Нет-нет, у тебя в руках нить Ариадны. Её я и рисовал на песке и подарил тебе её сегодня.
И думаю, что ты скоро выйдешь из лабиринта Минотавра.

Актэон
Сократ, получается, что люди, теряющие эту нить, приходят к Астерию-Минотавру?

Сократ
Да, Минотавр с телом испещренным очами - это хаос, а лабиринт - праздность и суетность
умов человеческих, серый путь. Очи хаоса заменяют им звезды.

Актэон
Я думаю, Сократ, тебе не стоит говорить эти слова в народе.

Сократ
Ты знаешь, Актэон, я не боюсь народа, это он боится меня. Я не говорю им, ты же знаешь,
я говорю только тем, кто приходит ко мне. Только глупые философы как жонглёры собирают
вокруг себя толпы, создают свои школы, учения и тем самым далеко уходят от истины. Но у
каждого свой путь, и кто из них учит найти в себе нить от единого полотна, от одежд
бессмертия. Они отрезают часть нити Ариадны и говорят, что они знают, куда она приведёт,
но нить заканчивается в лабиринте, потому что она оборвана. Она только в их руках, и
многие следуют за ними, и погибают.

Актэон
Сократ, ты со мной говоришь так, как с другими ты не говорил, наверное, никогда.

Сократ
Актэон, я чувствую, что моя нить исчезает за горизонтом. Я вышел за ворота этого города.
Я оставил лабиринт царя Миноса.

Актэон
Сократ, ты хочешь покинуть нас?

Сократ
Куда мне идти, Актэон? Куда бы я ни пошёл, я останусь наедине с собой. Нам только
кажется, что мы что-то приобретаем или оставляем.

Актэон
Что же мне делать, Сократ? Если ты скажешь, я оставлю своё искусство и последую за тобой.

Сократ
Нет, Актэон, тебе лучше нарисовать то, что я тебе сказал. И кто-то без слов поймёт мои
слова. Ты должен нарисовать эту фреску, я прошу тебя. Посмотри - линия, которая была на
песке, уже исчезла, я стёр её. Так и ты, когда твоя кисть коснётся извести, ты
почувствуешь, как жизнь прикасается к земле и покидает её, но ты остаёшься прежним
Актэоном. Когда твоя картина будет мерцать в полумраке храма, ты отвернёшься от неё,
потому что оригинал остался навечно в твоём сердце. Он там и был. Ты даже сможешь
вернутся и осыпать штукатурку, чтобы никто не увидел то, что увидел ты. Так жизнь, как
цветущая яблоня и миндаль осыпает прекрасный свой цвет, чтобы принести плоды. Так юность
наша, зрелость и старость. Цветение цветов, плоды и урожай. Всё уходит в руки Ариадны,
жизни самой по себе. Но приходит к ней только тот, кто не потерял или не оборвал её
нить. Критская принцесса знает своего Тесея, и голос её он слышит в своём сердце,
пусть даже и не видит её во мраке лабиринта. Он чувствует аромат садов, в которых
она ждёт его, благоухающее мирро, которым покрыты её волосы.