Легенда о реформировании ЖКХ

Владимир Иванов 57
Легенда о реформировании ЖКХ
******
        Российская либерально-демократическая легенда гласит:  проведение реформы ЖКХ страны имеет целью улучшить функционирование этой важной системы и снижение тарифов на услуги  жилищно-коммунального хозяйства.
       Так называемая Большая Техническая Система под названием «Теплоснабжение и Энергоснабжение жилищно-коммунального хозяйства РФ» жизненно необходима для всего российского народа. Все наши города имеют отопление, основанное на ТЭЦ и местных котельных. Без функционирования этой системы летом еще прожить можно, а зимой нет. Российская зима с температурами  минус 30-35°C мгновенно убьет всю «цивилизацию» в населенном пункте оставшемся без отопления. Наше современное российское общество потому еще живо, что  в старые советские времена в систему теплоснабжения ЖКХ городов был заложен огромный запас прочности. Но «здесь ничто не вечно под луной», как пелось в одной популярнейшей песне, и запас прочности стремительно уменьшается. Наша российская политическая элита упорно делает вид, что не понимает этого.
        Мало того, она еще и планирует разрушение этой БТС «Теплоснабжение и Энергоснабжение жилищно-коммунального хозяйства  России». Данная часть статьи будет написана по книге  С.Кара-Мурза, С.Телегина. «Царь-Холод». Москва 2004г. Изд-во ЭКСМО «АЛГОРИТМ». Оригинальный текст С.Кара-Мурза, С.Телегина будет напечатан нормальным шрифтом, а мои вставки и комментарии курсивом.
           В климатических условиях России теплоснабжение (и конкретно отопление) является технологической системой, абсолютно необходимой для жизни людей. Отказы или крупные аварии систем теплоснабжения, превращаются в проблему общественной и государственной безопасности, становятся политической проблемой. В России отопление всегда было одной из важнейших сторон жизни. Мастера этого дела всегда были в почете и техническая культура отопления находилась на высоком уровне. Превращение России в городскую страну резко повысило зависимость всего образа жизни  от надежного теплоснабжения. Для горожанина отказ теплоснабжения порождает цепной  процесс деградации всего жизненного уклада. Теплоснабжение России обеспечивают  485 ТЭЦ, около 6,5 тысяч средних котельных, более 100 тысяч мелких котельных и около 600 тысяч автономных индивидуальных теплогенераторов. ТЭЦ общего пользования входят в состав региональных обществ  АО «Энерго», последние входят в РАО «ЕЭС России». Доля ТЭЦ общего пользования в суммарной тепловой мощности всех источников тепла в РФ около 70%. Из них  47,5% работают на твердом топливе, 40,7% работают на газе, 11,8% работают на жидком топливе. В городах и поселках г.т. работает много промышленных ТЭЦ и котельных. Они входят в состав промышленных предприятий и снабжают их тепловой энергией, а также прилегающие к ним жилые районы. В СССР содержание ЖКХ было делом государства, финансировавшее ЖКХ как целое, как большую техническую систему, определяющую жизнеспособность страны.  Россия – очень холодная страна, в средней полосе отопительный сезон длится 7 месяцев. (Юг России в отрыв ушел ненамного, там сезон длится 6 месяцев).  В России всегда жильем считается только отапливаемое помещение.  Поэтому право на отапливаемое жилье есть одно из главных выражений права на жизнь. ТЭЦ могут работать по комбинированному или по конденсационному циклу. При комбинированном цикле электрогенераторы ТЭЦ отдают в сеть выработанную электроэнергию, а еще очень горячий теплоноситель (пар) после выхода из турбин используется для отопления жилых и служебно-производственных помещений. Использованный теплоноситель для производства электроэнергии является просто тепловыми отходами, а для нас с вами эти «тепловые отходы» являются ценнейшей попутной продукцией при производстве электроэнергии и грех не использовать такой подарок. Так ТЭЦ работают зимой, ранней весной и поздней осенью, в отопительный сезон.  Летом, когда необходимость в отоплении отпадает, ТЭЦ работают по конденсационному циклу. В конденсационном цикле теплоноситель после выхода из турбин поступает в градирни и там охлаждается, отдавая свое тепло окружающей среде, которая в этом вообще то не нуждается. Можно эту  теплоэнергию отдавать тепличным комбинатам на обогрев теплиц с помидорами и огурцами, но где вы сейчас видите эти теплицы «живьем»? Многие даже не знают, что это такое! Так нефть, газ и уголь используются одновременно для выработки электроэнергии и для отопления жилищного фонда наших городов и поселков.
         Например, А.Чубайс называет время, когда нормально действовала система централизованного теплоснабжения, «социалистическим мезозоем». В рыженькой либерально-демократической головке не укладывается следующее.  Централизованное теплоснабжение, базирующееся на теплоэлектроцентралях  (ТЭЦ), производящих электроэнергию и отдающих «бросовое» тепло в теплосеть, исключительно эффективно в экономическом смысле. Его основные преимущества перед местным  Т. – значительное  снижение  расхода топлива и эксплутационных затрат (например,  за счет автоматизации  котельных установок и повышения их КПД); возможность использования низкосортного топлива; уменьшение загрязнения воздушного бассейна  и улучшения санитарного состояния населенных мест.
         Экономические преимущества ТЭЦ настолько очевидны, что в документах специалистов они  принимаются как данность, не подвергаемая сомнению. И вся пропаганда идеи децентрализованного теплоснабжения основывается на том утверждении, что нынешняя хозяйственная система не в состоянии поддерживать столь высокий технологический уровень (а значит, и уровень социальных благ), как советское хозяйство. Начиная с 30-х годов в СССР при проектировании городов, поселков городского типа, а так же промышленных предприятий для организации их рационального энергоснабжения предпочтение отдавалось главным образом теплофикации, являющейся высшей формой централизованного теплоснабжения на базе выработки тепловой и электрической энергии. Эти два направления в теплоэнергетике имели ряд существенных преимуществ. Во-первых, эффективное сжигание твердого, в том числе многосернистого и зольного топлива в крупных котлоагрегатах вдали от энергопотребителей  с устройством химводоподготовки, газоочистки, топливоподачи и золоудаления, систем управления процессом теплоснабжения. Во-вторых, снижения суммарного расхода топлива для теплового и электрического потребления.  В-третьих, улучшения санитарных условий и чистоты воздушного бассейна городов и поселков. В-четвертых, возможность повышения расчетной разности температур воды в подающем и обратном теплопроводах до 80-100°C (в системах отопления гражданских зданий составляет 25-35°C) в целях снижения диаметров магистральных теплопроводов  и, следовательно, капитальных затрат на строительство тепловых сетей. ТЭЦ в городах и поселках строились с целью – получить экономию за счет полезного использования тепла, образующегося в качестве тепловых отходов  при выработке электроэнергии. У нас отопительный сезон длится в европейской части 7 месяцев, в Сибири 8 месяцев и требуется очень большая мощность теплового потока. Здесь использование бросового тепла  для отопления резко снижает стоимость и отопления, и вырабатываемой  на ТЭЦ электрической энергии. Работа ТЭЦ без производства тепла не имеет смысла, КПД работы по конденсационному циклу в 2-2,5 раза ниже, чем по комбинированному (теплофикационному) циклу. (В Белоруссии даже пошли по пути превращения всех котельных в мини-ТЭЦ на основе  современных паровых и газовых турбин).
         Все сильнее проявляется и еще одно преимущество централизованного теплоснабжения, которое в скором времени приобретет критическое значение. В энергопотреблении РФ заканчивается т.н. «газовая пауза» - период, когда для отопления жилищ  мы использовали самое лучшее и экологически чистое  топливо – природный газ. При «рынке» подавляющее большинство граждан РФ не смогут конкурировать с зарубежными покупателями за дефицитный газ, этот вид топлива в основном пойдет на экспорт.  Правительство России предусматривает ограничение потребления газа на внутреннем рынке. Для жителей РФ газ будет не по карману, и он станет заменяться более дешевым и грязным топливом – низкосортным углем с высокой зольностью и содержанием серы. Реально такой уголь можно будет  использовать только на современных ТЭЦ с новой технологией горения, с системой очистки  отходящих газов и достаточным удалением от жилых районов.
         Централизованное теплоснабжение сложилось в СССР за 70 лет как государственная, принципиально нерыночная система. Единственным разумным мотивом  для реформирования унаследованной от СССР системы теплоснабжения  может быть только намерение расхитить ликвидную (производство электроэнергии на экспорт) часть продукции этой системы и те ее производственные мощности (производство электроэнергии), которые могут быть рентабельными после приватизации.    Следует подчеркнуть, что в политике РАО ЕЭС выразилась общая принципиальная направленность реформ – производство продукции на экспорт при всемерном  подавлении  внутреннего потребления в стране, а часто и прямо за счет этого потребления.  Электроэнергия  - экспортный продукт, тепло – продукт для внутреннего потребления. Поэтому РАО ЕЭС перекачивает финансовые средства из производства тепла в производство электроэнергии. Такую же политику ведет и «Газпром», нанося удар по теплоснабжению с другой стороны.  «Газпром», получая главную выгоду от экспорта газа, с помощью разных ухищрений (тарифная политика) ограничивает его потребление внутри страны. В условиях России при хорошей подготовке и повышении тарифов на электроэнергию можно за неплохие деньги продать многие ГРЭС. За покупку ГЭС будет сильнейшая конкуренция (их электроэнергия пойдет целиком на экспорт). ТЭЦ можно продать за приемлемые деньги только без тепловых сетей.
       Расширение экспорта наших энергоносителей  считается российскими либерал-демократами  одним из важнейших позитивных сдвигов в экономике РФ. В ежегодном послании федеральному Собранию (2003г)  В.В.Путин сказал как о большом достижении: «Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа увеличился на 18%, и сегодня Россия является крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире».   Это – стратегическая линия президента В.В.Путина. За год до этого говорилось, как об очередном политическом успехе: «Президент России Владимир Путин встретился с руководителями федераций еврейских общин России и СНГ… Он поблагодарил их за активное участие в процессе  интегрирования России в международное экономическое пространство. Недавно одна из еврейских организаций США предложила  американской администрации переориентировать частично нефтяные интересы своей страны. Речь идет о том, что бы Америка покупала меньше нефти у входящих в ОПЕК ближневосточных государств, а ее недостачу восполняла за счет России.  Как отметил Владимир Путин, это «инициатива в правильном направлении», она отразилась на тематике майской встречи президентов России и США».  («Россия»,  28 марта-3 апреля 2002г.). Еще более активно добиваются власти РФ расширения экспорта российского газа, непрерывно ведутся переговоры  о строительстве больших газопроводов в Западную Европу и Китай. Это предусмотрено Энергетической стратегией РФ до 2020г., которая была принята правительством РФ 22 мая 2003г.   В этом документе ставится задача добиться  «равноправного доступа  России на электроэнергетические рынки Европы». Уже 23 мая (!) Комиссия ЕС пошла навстречу этому желанию. Как сказано в прессе, «в РАО «ЕЭС России» с удовлетворением воспринимают решение Европейского Союза  о проведении полномасштабного исследования возможности объединения  энергосистем  России и стран континентальной Европы».   
        Итак, поставки нефти и газа на мировой рынок являются приоритетными  для нефтяных и газовых компаний, действующих на территории РФ. При нынешнем политическом режиме отечественное хозяйство, включая теплоснабжение, никакими  преимуществами в доступе к энергоносителям из российских недр  обладать не будет. Планы полной либерализации цен, то есть выравнивания цен российского внутреннего и мирового  рынка, заявлены вполне определенно. Вот что сказано по результатам совещания в правительстве в конце декабря 2002г.: «Замминистра экономического развития  Андрей Шаронов рассказал «Ведомостям», что теперь суть предложений его министерства  сводится к резкому ускорению реформ в газовой отрасли». «Речь идет о том, что к моменту  либерализации рынка электроэнергии к середине 2005 г. можно иметь либерализованный рынок газа», - говорит он.  Каха Кикнавелидзе из «Тройки Диалог» говорит, что «это очень хорошая новость для «Газпрома», так как  сейчас на продажах  на внутреннем рынке компания теряет деньги. Алесей Моисеев из «Ренессанс Капитала» считает, что в выигрыше  будет и экономика в целом  - она избавится от неэффективных предприятий, выживающих сейчас только благодаря субсидированным  за счет экспорта ценам на газ. Кроме того, ускоренная либерализация  газового рынка  облегчит России присоединение к ВТО. Это создаст лучший климат  на переговорах, - сказал «Ведомостям» один из членов  российской делегации на переговорах. Это снимет претензии, что наши цены и после вступления в ВТО будут являться скрытой формой субсидирования промышленности» («Ведомости», 20.12. 2002г.)
        Таким образом, российские нефть, газ и электроэнергия  больше не будут «скрытой формой поддержки» отечественного хозяйства, они будут без всяких препятствий  поступать тому покупателю, который больше заплатит.  В России этими ресурсами будут пользоваться  только те, кто сможет  заплатить  как минимум не меньше, чем немцы или англичане  (на самом деле гораздо больше, поскольку транспорт нефти и газа  в Германию и Англию  обходится дешевле, чем в села и города  России). Таких людей в рыночной экономике РФ будет немного.   
        Уменьшение подачи теплоэнергии для ЖКХ на деле приводит к следующему. 
        Вице-президент НП «АВОК» А.Л.Наумов пишет: «Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что наиболее распространенный способ «экономии» топливно-энергетических ресурсов – снижение графика отпуска тепла – на практике  приводит не к экономии, а к издержкам, так как: возрастает сверхнормативное электропотребление; в качестве отопительных приборов используются бытовые  газовые плиты, что наносит ущерб здоровью населения; на порядок возрастает пожаровзрывобезопасность жилища из-за использования кустарных обогревателей; примораживаются и выходят из строя тепловые сети».
        Возможность использования для отопления  электроэнергию тоже ограничена. Электрические сети, которыми располагают большие города России, не позволяют перевести отопление на автономные от централизованного теплоснабжения источники. Попытка воспользоваться электронагревательными приборами  запустит  цепной процесс  отказов в электросетях.
        Теплоснабжение, как техническая система, во многих регионах существует только благодаря примитивности (простоте технических решений) оборудования, поддающегося восстановлению простейшими ремонтами, и огромному запасу мощности, заложенному в каждом элементе системы. Самым критическим звеном во всей системе теплоснабжения являются именно теплосети.  В интервью «Газеты» Арине Шараповой  (8 апреля 2003г.) председатель Госстроя  Н.Кошман заявил: «Сегодня мы имеем 195 тысяч километров теплотрасс по всей России, на которых в течение 12 лет не производился никакой ремонт.  Представляете, какой это износ? А что делают, если прорвет? Залатают и все!». В тепловых сетях теряется вся экономия от комбинированной  выработки тепла и электроэнергии  на ТЭЦ. Именно в тепловых сетях наступает конец российской теплофикации – технической идее, победившей в последние годы во всем мире. Срок службы трубопроводов в теплосетях по норме составляет 25 лет.  Ежегодно надо заменять 7300 км теплотрасс (точнее, укладывать 14,6 тыс. км труб), только что бы оставить все так, как есть, - на грани пропасти, но без падения в пропасть. А вот как в реальности.  «4 февраля 2003. Правление РАО ЕЭС рассмотрело итоги выполнения программы  ремонта тепловых сетей  за 2002 год. Заменено 669,4 км трубопроводов, что на 16% больше показателя 2001г. (576,5 км)».
       Итак,  оценим порядок величин.  В РФ длина теплосетей составляет 183 тыс. км (теплосети ЖКХ) в двух трубном исчислении, причем магистральные трубопроводы находятся в ведении РАО ЕЭС, а распределительные – у муниципалитетов. В 2000г. было изношено  (износ 67-70%) около 150 тыс. км труб. Их надо было заменить срочно! Но заменяют порядка 1 тыс. км в год и больше заменять не собираются. Стоимость замены 1 км труб оценивается по разному: от 11 млн.руб до 15 млн.руб.
       Таких денег нет (их даже и искать не собираются) и надо принять как факт тяжелый вывод: в нынешней экономической системе РФ теплосети страны восстановлены быть не могут. 
        Касьянов как-то сказал, что проблема отопления будет решена с помощью индивидуальных систем теплоснабжения. Вот что ему в Интернете ответил простой советский инженер. «Никакого индивидуального выживания в городе не получится: 1. Буржуйки и любые другие автономные отопители  в заметном количестве просто отсутствуют. Быстро развернуть их массовое производство, по-моему, в нынешних условиях безнадежно. 2. Использование газа/электричества вместо основного  отопления в настоящий холод вызовет  цепные отказы электросетей, с последующим отключением водоснабжения и вообще всего, что питается от электричества. Не знаю, блокируется ли  подача газа при сильном падении давления. 3. Топливо. Его просто нет, а единственно доступный бензин крайне опасен. 4. Народ в массе не знает, что такое долгий всепроникающий холод, так что предугадать  трудно,  какова  будет реакция  после того, как пожгут все сгораемое». Следует заметить: дотации предприятиям ЖКХ при новом порядке прекращаются. Эти деньги пойдут теперь прямо гражданам, «что бы они заплатили полным рублем».  Но почему же эти деньги при этом так чудовищно ужимаются – было 120-127 млрд. рублей ежегодно, а стало около 20 млрд. рублей? Куда вы собираетесь деть остальные 100 млрд. рублей?.
       Отказ государства от поддержки теплоснабжения как особой отрасли, обеспечивающей жизненно необходимую потребность людей  и, говоря суконным языком, государственную безопасность, сам по себе означал бы важное, принципиальное изменение всего жизнеустройства России. А именно: «Переход на 100%-ную оплату жителями услуг  по теплоснабжению предопределяет  полную незаинтересованность городских служб в снижении  стоимости  теплоснабжения, так как все излишние затраты  и потери будут списываться  через тариф  на жителей  и далее (через жилищные субсидии, за которыми обратится большинство жителей) на федеральный бюджет. В лучшем случае им (местной администрации)  станет все равно, какой уровень энергоэффективности  в регионе, это приведет только к свертыванию  региональных программ. В худшем случае администрация, поощряя энергорасточительность и устанавливая завышенные тарифы, через субсидии сможет законным образом  перекачивать средства федерального бюджета в муниципальные теплоснабжающие  предприятия.
        Как решение всех  проблем, российским правительством предложено следующее: децентрализовать систему теплоснабжения РФ вплоть до установки квартирных отопителей  работающих на газе. Даже утверждается, что производство тепла обойдется на 50% дешевле, чем на ТЭЦ. Отказ от котельных и ТЭЦ разумен там где нагрузка на теплосеть мала – 30 или  40 квартир на километр сети. В  этом случае индивидуальное теплоснабжение более эффективно. А в остальном, весь бред идеи децентрализованного теплоснабжения опровергается в Интернете  таким образом: «В едином хозяйственном механизме,  каковым было хозяйство СССР, был применен самый экономически эффективный способ производства тепла – производство на крупной станции с доставкой потребителю. Потери тепла при транспортировке невелики.  А вот потери топлива при неэффективном  сжигании в малых котельных – безумие. Коэффициент увеличения расхода топлива  на выработку одинакового количества тепла может достигать 3 – 4». И еще одна сторона дела. Экология.  Для того чтобы вредные концентрации дымовых газов не достигали уровня земли, высота трубы должна быть метров 200 – 250. Даже если топить газом! От примесей серы газ можно и очистить, обеспечив приличное состояние по двуокиси серы. Но окислы азота  ОБРАЗУЮТСЯ в результате горения. От них никуда не деться. А пребывание людей в атмосфере с превышением ПДК по окислам азота – это астма.  Сегодня ни одна сволочь от экологии об этом не вспоминает. При этом призывают к децентрализации тотальной – к отоплению полностью индивидуальному. Имеют ввиду индивидуальные отопительные системы только на газе. Но ведь они же сами предполагают значительное ограничение потребления газа в России! Поставки газа потребителям внутри РФ будут сокращаться. Отопить квартиру газом можно лишь при нынешних тарифах на газ для бытовых нужд, которые неизбежно будут отменены и уравнены с тарифами для промышленных нужд. Теперь снова вернемся к основным положениям плана реформы теплоснабжения в России, это следующее: 1. Полное разгосударствление теплоснабжения и его перевод на рыночную основу – передачу ЖКХ в ведение местных властей, прекращение дотаций ЖКХ как отрасли, полная оплата его потребителями.  2. Реформа РАО ЕЭС с приватизацией генерирующих тепло предприятий (ТЭЦ); либерализация цен на энергоносители с доведением их до мирового уровня. 3. Переход от централизованного теплоснабжения  к индивидуальному (домовым или поквартирным котельным).   Третий пункт прежде всего означает, что реформаторы принципиально отказываются от восстановления и дальнейшего содержания той реально единственной системы теплоснабжения, которой располагает Россия и которая находится при последнем издыхании. Иными словами, действий по срочному ремонту изношенных теплосетей ни государство, ни собственники производственной базы страны предпринимать не будут.   Выводы.
        Система хозяйства и управления, созданная в ходе реформы, не позволяет ни собрать ресурсы, ни организовать производственные усилия, достаточные для того, что бы построить и пустить в ход новую систему теплоснабжения, альтернативную советской системе  и обеспечивающую теплом население страны в тех же масштабах, что и советская.  Создание новой, рыночной цивилизационной матрицы в сфере теплоснабжения оказалось невозможным.
        Система хозяйства и управления, созданная в ходе реформы, не позволяет содержать в дееспособном состоянии и стабильно эксплуатировать систему теплоснабжения, унаследованную от советского строя.  Сохранение старой, нерыночной цивилизационной матрицы в сфере теплоснабжения оказалось невозможным.
          Система хозяйства и управления, созданная в ходе реформы, несовместима с жизнью населения и страны.
        Окончательный вывод. (С.Кара-Мурза, С.Телегина. «Царь-Холод» стр.378-379).
        Пришедший к власти в 1991г. политический режим декларировал как цель своих реформ замену больших технико-социальных систем  советского типа иными системами – более «правильными» и эффективными, основанными на рыночных принципах («как на Западе»).  За прошедшие 12 лет реформы обнаружилось с полной достоверностью, что этот режим, не обладает созидательным потенциалом для решения этой задачи. Подорвав к тому же хозяйство и допустив разворовывание национального богатства, этот режим лишился и финансовых средств для какого бы на то ни было большого строительства. Ни одной большой технической системы нового типа создать он не может. В тоже время этот политический режим допустил расхищение средств, предназначенных для поддержания в дееспособном состоянии главных систем жизнеобеспечения и безопасности страны, которые он унаследовал в исправном виде от СССР. В результате все эти системы эксплуатировались 12 лет самым хищническим образом, на износ, и сегодня все они находятся на грани остановки и или даже техносферной катастрофы. Режим не имеет ни средств, ни навыков, чтобы хотя бы использовать доставшиеся ему готовые системы.
       Следовательно, этот режим принципиально нежизнеспособен. Он не может поддерживать с разумными изменениями старого жизнеустройства – и не может создать никакого нового жизнеустройства. Он может существовать только за счет растраты  и истощения накопленных ранее ресурсов – земли и месторождений, заводов и вооружения, здоровья и жизни самих граждан. Как только большие технические системы, на которых держится страна и жизнь ее населения, придут в полный упадок и остановятся, этот режим рухнет.   От рассудительности граждан, их способности предвидеть ход событий и заблаговременно готовиться к этой катастрофе зависит, рухнет ли он в опасных конвульсиях или будет демонтирован и перестроен разумным образом, без лишних травм.   Мои комментарии здесь лишние.  Лучше уже  не скажешь.