Комиссаржевская

Константин Рыжов
Вера Федоровна Комиссаржевская родилась в октябре 1864 г. в Петербурге  в семье популярного  лирического тенора. Когда ей было тринадцать лет, отец ушел из семьи. Вера в то время училась в Виленском институте благородных девиц. Первое же сильное чувство сделало ее женой художника-пейзажиста графа Владимира Муравьева. Однако брак, оказавшийся очень неудачным,  продлился всего два года (1883–1885). Чуть ли не с первых дней совместной жизни начались жестокие размолвки и ссоры. Муравьев вскоре соблазнил старшую сестру своей жены Надежду. Когда случился разрыв, Комиссаржевская пыталась отравиться, затем перенесла тяжелый психический недуг. "Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц", — вспоминала она позже.

Доктора требовали, чтобы друзья подыскали Вере Федоровне дело, которое могло бы ее захватить. Таким делом и стал для нее театр. Комиссаржевская начала брать уроки у прославленного артиста и педагога Давыдова. Самобытность ученицы, заложенная в самой природе ее дарования, была очевидна. Профессионально выступать на сцене Комиссаржевская начала с сентября 1893 г., заключив контракт с антрепренером Новочеркасского театра  Синельниковым. Как и во всех провинциальных театрах нагрузки здесь были очень велики. За пять следующих месяцев Комиссаржевская сыграла в пятидесяти восьми новых пьесах. Каждые два-три дня следовала премьера, часто в течение одного вечера играли два спектакля. Днем шли репетиции, а по ночам приходилось зубрить роль. Талант молодой актрисы  был очень скоро замечен.  Редкая рецензия пропускала ее имя. "Игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством — это сама жизнь", — писала газета "Донская речь".
Сезоны 1894-1896 гг. Комиссаржевская провела в Виленском театре, где ее игра так же пользовалась большим успехом. Особенно отмечали исполнение ею роли Рози в пьесе Зудермана "Бой бабочек". В феврале 1896 г.  Комиссаржевская переехала в Петербург. 4 апреля она появилась в роли Рози на сцене Александринского театра, а  17 сентября выступила в роли Ларисы в "Бесприданнице" Островского. Успех был полным. "Бесприданница" на много дней заняла воображение театрального Петербурга. Достать билет на этот спектакль было практически невозможно. Ровно через месяц, 17 октября, Комиссаржевская впервые сыграла Нину Заречную в «Чайке» Чехова.  Эта роль прославила ее еще больше. Сам Чехов вспоминал позже: "Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса". В следующем сезоне новый триумф – роль Наташи Бобровой в спектакле "Волшебная сказка" Потапенко.

Тем не менее, Комиссаржевская была недовольна своим репертуаром. В январе 1899 г. она писала Чехову: "Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, — последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь родничок, то он скоро иссякнет". Заветная мечта  иметь собственный театр осуществилась в 1904 г., когда возник  Драматический театр Комиссаржевской. Первый сезон открылся 15 сентября  трагедией Гуцкова "Уриель Акоста". 17 сентября состоялась премьера "Кукольного дома" Ибсена с Комиссаржевской в роли Норы. И пресса и публика приняли постановку необычайно горячо – вся сцена была засыпана цветами.  10 ноября новая премьера - "Дачники" Горького. "Варвару Комиссаржевская играла совершенно изумительно, — вспоминала актриса Андреева. — Весь театр был потрясен". В октябре следующего 1905 г. театр показал горьковский спектакль "Дети солнца".

В коммерческом отношении два первых сезона оказались не очень успешными. Комиссаржевская понимала, что театр нуждается в собственном художественном направлении. В мае 1906 г. она подписала договор с молодым режиссером Всеволодом Мейерхольдом. Вера Федоровна с оптимизмом смотрела в будущее. «Не ошибаются только безнадежно остановившиеся на месте, - говорила она. – Я же всей душой стремлюсь направить  свой театр по новым, еще только намечаемым путям искусства – путям, уже завоевывающим литературу, живопись, музыку, поэзию, драматургию… Быт использован исчерпывающе. Он должен исчезнуть со сцены. Новое искусство должно нам дать ключ к… разгадке мировых тайн, к раскрытию мира души, обращенной человеческой души…»

Сезон 1906/07 года знаменовал собой открытие символистского театра в России. За четыре месяца в Драматическом театре показали десять спектаклей. Вслед за «Геддой Габлер» Ибсена  были вынесены на суд публики «В городе» Юшкевича, «Сестра Беатриса» Метерлинка  и «Вечная сказка» Пшибышевского.  Накануне Нового года сыграли «Чудо святого Антония» Метерлинка и «Балаганчик» Блока. Критик Беляев писал о новых постановках Мейрхольда: «Театр Станиславского сказал последнее слово реализма, и новое сценическое направление явилось ему на смену.  Театр идеалистов – вот что такое театр Комиссаржевской. Мы присутствуем при интереснейшей ломке театральных кумирен… Конечно, Комиссаржевская, и только она одна, могла быть во главе такого движения… Именно этот идеалистический театр  нужен был ее исключительному дарованию… Я увидел ее именно такой, какой ожидал увидеть, то есть музой новой драмы». К концу сезона была поставлена «Жизнь человека» Леонида Андреева. Пьеса наделала много шума и шла почти ежедневно.
Однако ни одна роль мейерхольдовской поры, кроме Беатрисы, не принесла Комиссаржевской радости. В других его спектаклях актриса явно не смотрелась. Вера Федоровна чувствовала растущую неудовлетворенность. Театр терял зрителя, долги росли. В начале сезона 1908/09 года провалились еще два спектакля в постановке Мейерхольда — "Пеллеас и Мелизанда" Метерлинка (в переводе Брюсова; Мелизанду вопреки желаниям Мейерхольда играла сама Комиссаржевская) и "Победа смерти" Сологуба. В виду этой неудачи Вера Федоровна предложила Мейерхольду покинуть ее театр. Недовольный режиссер призвал ее к суду чести, но потерпел поражение по всем пунктам предъявленного обвинения. Однако и после его ухода в репертуаре Драматического театра остались "Победа смерти", "Пробуждение весны", "Вечная сказка", "Гедда Габлер", "Жизнь Человека" и даже не любимая актрисой "Свадьба Зобеиды". За последние два сезона в ее театре появились "Франческа да Римини" Д'Аннунцио и "Юдифь" Геббеля. Театр оставался верен символизму.

Современники вспоминают слова Комиссаржевской о последних годах работы: "Мне нечем больше жить на сцене. Я потеряла свое прежнее "я", а нового не нажила. Играть затем, чтобы доставлять публике удовольствие, я не в силах". Друзья замечали, что ее творческая энергия начала иссякать. Через два месяца после начала сезона 1909/10 года Комиссаржевская решила уйти из театра. У нее возникла идея создания театральной школы для воспитания нового актера. "Новый театр возможен только с новыми людьми. Их надо воспитывать. Театр закрою, всю себя посвящу созданию школы драматического искусства". Правда, она пообещала завершить запланированные гастроли по Сибири и Средней Азии. Из Ашхабада труппа едет в Самарканд, потом в Ташкент. Здесь несколько артистов и в их числе Комиссаржевская заразились черной оспой. Спасти ее не удалось. 10 февраля 1910 г. Комиссаржевская скончалась.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375