Интернат-2 Торез, Украина

Николай Ломачинский 2
                ИНТЕРНАТ
        ( Internus  /лат./ внутренний)

         Согласно отпуска по календарю, плотнее прижимаясь к родной стихии плацкартного вагона МПС, я, вслед за печальными «клиньями» и стаями птиц, перемещаюсь в тёплые края южных степей; в места своего детства, где прихожу и прихожу к своей школе - интернат №2…
               
За порогом обветшалым
Степь осенняя звенит.
Отгорела между маем
И июлем… Не залить.
             ….
Не залить её дождями,
Запоздалыми слезами…
Замерзающими днями
Степь родную не забыть.
             ….
Не разбить прозрачных стенок,
Отделивших от меня,
Мир нетронутых ступенек,
Где стою ребёнком я.


         …Мне здорово повезло! В 1961году, я оказался в числе первых учеников новой школы и, несмотря на свой подстольный рост и возраст, ничуть не отставал от старших в переноске новой мебели в наши светлые классы и кабинеты…


Незабываемый переполох
В мире царил от успеха.
Переступаю и я свой порог,
Только скромней моя веха.
Перегружаю я новый портфель
Звёздной мечтой приключений.
Я и земных приключений хотел,
Хоть они меньших значений.

          …Гораздо позднее, я понял, что для всего человечества, те дни оказались, поистине, взлётными. Но, что поделаешь, если вылетевшая на орбиту цивилизация не пожелала ждать, кода я вырасту до понимания её космических  успехов и устремлений. В те апрельские дни, я ещё не мог увидеть, сквозь огромные стёкла школы, звёздных перемен в умах людей. У меня, наверняка, были свои, не менее грандиозные для малыша, взлётные перемены…


Я отрываюсь от новеньких плит -
Мраморных, тонких ступенек,
И устремляюсь по кругу орбит –
Школьных орбит переменок.
                ….
Не замечаю весенних цветов,
Южного, влажного ветра.
В разрезе иного я спектра
И мною гонимых ветров.
                ….
Где там Вселенной тягаться
Скукой незыблемых звёзд!
Детские мысли стремятся
На фантастический взлёт.
                ….
И распаляя до плазмы,
Элементарную мысль,
Мы надрываем до спазмы
Физиологию мышц.
                ….
Тщётно загнать нас за рамки
Педагогических догм.
Мы ведь ещё и подранки
На перекрёстке дорог.

          ….Наша школа была построена на возвышенном месте огромного пустыря. Вечерами школа походила на гигантский, океанский лайнер. А может на одну из первых орбитальных станций, которые, так живописно расписывали писатели-фантасты тех лет. Для меня же, после старой школы и не менее старого детдома, интернат походил на настоящий дворец из будущего, в который я попал по мановению волшебной палочки. Когда же мы посадили вокруг школы настоящие сады и разбили великолепные цветники и клумбы, то она и впрямь превратилась в настоящий дворец…

Нам, вроде много дали,
Что б с прошлым мы расстались,
Что б мы всегда мечтали,
Завидев свет звезды.
                ….
Мы искренне мечтали,
Запоем всё читали,
Во снах давно летали,
До собственной звезды.
                ….
Мы быстро подрастали,
Не теми, кем мечтали
И внутренне роптали
За дальность той звезды.

          ….Увы! Наша школа, несмотря на её новаторство и модернизацию, оказалась всего лишь идеологической, рационализаторской заплаткой на старом колесе, несущемся в царство коммунистической утопии. Но в те годы, мы, интернатовцы, ощущали себя в «светлом, коммунистическом будущем». Нас одевали с иголочки, мы спали на белоснежных постелях, кормили   от  пуза.   Мы  бросались   белым   хлебом  высшего сорта, а в это время (1961г.), в городе Фурманов, едва не затоптали моего будущего друга, когда он с матерью стоял в очереди за хлебом, наполовину набитым кукурузой и прочим фуражом. Об этом и многом другом негативном, я узнал уже за стенами моей Торезкой идиллии.
        Я стою под гудящими, от высокого напряжения и степного, знойного ветра, проводами ЛЭП, смотрю на постаревшую, выгоревшую школу – школу моего детства и вспоминаю, вспоминаю, вспоминаю!...

Вспоминаю, как я прежде
Убегал из школы в лес.
Убегал всегда в надежде,
Что в лесу ждёт интерес.
Интерес, где есть прогресс –
Трансформация мышленья!
Не навязанный процесс,
А потребность превращенья.
Превращенья будней школы,
Жившей  «Распорядком дня»,
В свой ритм самопроизвольный –
Самовыражения!

         ….От школы, мимо меня прошло несколько подростков. Они были того же возраста, какого был я много лет назад. Мальчишки прошли совсем рядом, даже не заметив меня. А ведь и я не припоминаю никого на нашем пути. Где теперь мои друзья детства?  «Одних уж нет, а те, далече»….

Дружбу можно описать
Сотней слов высокопарных,
А вот друга подыскать,
Слов не хватит всех словарных.

          ….В нашей постоянной компании находилась одна девчонка, которая, почти ничем не выделялась среди пацанов. Несмотря на развивающееся любопытство к противоположному полу, она не манила к себе, как женщина. Она была более решительной и находчивой в довольно сложных ситуациях, а иногда и жестокой к своим обидчикам. Я не помню, чтобы она нас подвела или предала. Повзрослев, я понял причину её нестандартного  поведения. А тогда, мы  дружили  с ней по-мальчишески, запросто…

Пацанка на самой высокой трубе,
Над притяжённостью нашей смеётся,
И машет рукой, словно звёздный курьер,
Который, вот-вот, унесётся.
                ….
Каждому хочется следом за ней,
По скобам на верх устремиться,
Но, за девчонкой, вторым, хоть убей,
Никто, ни за что, не решится!
                ….
С завистью смотрим на рвущийся стяг,
Школьной её юбчонки,
Не задержавшейся на стапелях,
Вроде, как звёздной девчонки!


       … Я оглянулся на Горбольницу, построенную позднее, ниже от нашей школы. Когда-то её территория, просто, утопала    в     великолепных,   гибридных     сортах,     роз.
Наши цветы не шли, ни в какое сравнение с ними. Сколько раз, я лазил туда по ночам, колол руки в кровь, чтобы букет белоснежных бутонов, положить украдкой у изголовья своей спящей однокласснице.  Разве такое забудется?  А выпускной вечер в спортзале?  Она в своём домашнем, белом платье (мы, увы, были в парадной, но всё же школьной форме). У неё, слева на поясе, матово мерцала роза, сделанная из белой, атласной ленты. Запомнилась музыка со странным названием «Мужчины, женщины – матросы», под которую я с ней танцевал последний раз в жизни. Танцевал ли я с кем-нибудь ранее? Возможно! Не помню…

            
           А-с*
            
Открываю двери школы –
Детство в памяти всплыло.
Умиляясь мигом прошлым,
Бьётся сердце тяжело.
Рад бы я, вернуть те годы,
Отправляясь в дальний путь.
Всё же Детский мир уходит,
А реальный тут, как тут!


         ….И всё же, реальный мир неохотно отступал перед моей нестандартной впечатлительностью.
Годы спустя, я стал понимать, как нелегко было моим учителям и воспитателям со мною, хотя, я не был ни хулиганом, ни занудой, ни дебилом. До самого выпуска из школы, я числился в списках «трудных подростков».

   
Над детством время быстро мчится,
И оглянуться не успел,
Пришла пора и мне учиться;
Хотел того иль не хотел.
           ….
          
Не был я в школе Архимедом,
Не выделялся, как Сократ.
Я был всего лишь непоседа,
А это лучше во сто крат.
    ….
Посредственность не украшала,
Но и не жгла мой эгоизм.
Она лишь только усложняла
Мне, кем-то дареную жизнь.
             ….
Попав в «средину золотую»,
Я был, обласкан и гоним,
Теперь, забыв обиду злую,
Я доброй памятью храним.
                (  *** г.)

        ….С доброй памятью, я проведал своих постаревших педагогов. Волею судьбы, я оказался, почти единственным, из многих сотен учеников школы, кто, на протяжении, не полных сорока лет, поддерживает с ними связь и постоянно навещает их, по приезду в город Торез…

               
Из современности смотрю
На окна старой школы,
В них вижу лица,
Постаревшие, учителей.
В вечерних рамках
С пожелтевшим фоном,
Усталые, но тёплые глаза
Мне открывают
Старые страницы,
Давно закрытой
Детской книги про меня.
                (18.11.1979г.)
                ( вне времени)