Кустурица

Жанна Корсунова
К нам в отдел пришла Марина – это наш новый руководитель.

А Эмир Кустурица – это старый (в профессиональном смысле) и очень знаменитый режиссер. У него две пальмовые ветви, столько же детей, очень много поклонников и неожиданно мало фильмов.

Что общего между Мариной и Эмиром? Всего 4 дня – именно столько времени провела Марина с коллегами в его деревне, у которой славянское имя Мечавник, добрая умеренная слава и целых четыре звезды. Потому что Мечавник – это отель, напоминающий по структуре нашу базу отдыха, но сильно отличный от нее по качеству этого самого отдыха. На его воротах родной русскому глазу сербо-хорватской кириллицей так и написано: Хотел. Мечавник. Древеград. И только буква Ч перевернулась, напоминая о своем околозападном происхождении.

Построил Мечавник Кустурица. Но все по порядку.


Год Марина работала в российской Компании с громким именем. Таким громким, что выше президента Компании только президент Страны. У Компании по всем постсоветским городам и весям растут и множатся дети, в том числе и в Беларуси. Работала там Марина пиарщиком, точнее  – пиарщицей, моталась по шестой части земли на всякие учебы-совещания, пару раз выпав из этого пространства в европейское – не особенно буржуйское, но все-таки не наше.

В Сербии у Компании тоже есть маленький заводик, а у заводика – большой друг Эмир Кустурица, который помимо всего прочего еще и очень духовный человек, благодарный сын своей родины, любящий и желающей ей процветания. Но главное – что-то в этом направлении предпринимающий. Он построил в потрясающем горном месте не менее потрясающую деревянную деревню – совершенно уникальную копию старосербского поселения с бревенчатыми избами, крытыми деревянной черепицей, некрашеными низкими заборами и  узкими улицами, мощеными тем же грубым и мягким деревом. Забавно, что каждый дом в своей деревне режиссер назвал тем или иным знаменитым именем, и имена эти находятся в совершенно неожиданном соседстве. Затейливым образом в этом списке перемешались Достоевский и Михалков, Че Гевара и Гагарин, Феллини и какой-то неведомый в наших широтах поэт.

То тут, то там рядом с домами можно обнаружить автомобили, не так, чтобы антикварные, но заслуживающие уважения в силу своего возраста – старые Жигули или Мерседес года примерно 70-го. Машины уже не ездят, но радуют глаз, а иным посетителям и душу греют напоминанием о прошлой жизни.

Но самое потрясающее в этой деревне – та панорама, что выглядывает из-за каждого угла этого странного холмистого поселения. Потому что и само оно – часть гигантского горного ландшафта, даже, пожалуй, его вершина, у ног которой – живописнейшая пастораль, сочная акварель с редкими вкраплениями мелких поселений аборигенов.

И самое главное, по словам очевидцев, – атмосфера необыкновенного умиротворения и покоя, которой пропитан каждый кубический сантиметр этого уникального места. Когда ты садишься завтракать в утренней высокогорной дымке, а у твоих ног, что заплелись под крышкой грубого деревянного стола, стелется такой пейзаж, которым можно насытиться вместо завтрака, – тогда можно быть сытым этими духовными калориями долгое будущее время. Хочется замереть – и пусть весь мир подождет.

Наверное, это и есть настоящий релакс. И не только он.


Кустурица – крупный,  неизменно лохматый, с посеребряной бородой, в майке с котом во весь рост, у которого во рту большая рыба. Он три вечера и один целый день провел в компании нашей дружественно-славянской молодежи из Компании. С чего бы это, думается сразу? Не обязан же он каждую туристическую группу, что выбрала его замечательную деревню местом отдыха или работы, развлекать самолично и растрачивать свое знаменитое время на простых смертных.

Все объяснилось просто.

Кроме деревянной деревни, которая приняла первых туристов в 2005 году, задумал знаменитый режиссер построить еще и каменную. Не корысти ради. А из простого желания повышать культуру своей красивой родины, будоражить интерес к ней, привлекая иностранных туристов и преумножая ее добрую славу. В общем, нормальная сыновняя любовь к матери-земле, рожающей таких сынов.

И вот каменная деревня возведена лишь наполовину, а режиссерские деньги уже закончились. Тут и обозначились друзья на маленьком сербском заводе большой Компании.

В общем, они договорились. Большая Компания всегда занималась благотворительностью. А тут и случай особый.

В выигрыше будут все. Даже я уже в нем – вся эта история доставила массу хороших эмоций, особенно фотографии с райскими пейзажами и жизнерадостным ликом гениального режиссера.

Вот бы к нему в деревню на недельку! Ну, или хотя бы на пару дней.





Октябрь 2012