Для себя

Борис Тропин
Путь к вершинам мастерства, даже при наличии незаурядных способностей, лежит через суровый труд и постоянное сопротивление тому, что этому труду мешает.
Некоторые справляются, и, став мастерами, получают признание, выгодные заказы и достойные гонорары. Если доживают.
Их работы становятся объектами анализа и образцами для подражания.
Но при этом нередко упускается нечто важное. 

Ведь самое ценное из созданного в этом мире – это сделанное для души – для себя! – как неосознанный отклик земного творца на чей-то зов из высоких сфер.


Патрик

Он родился во французском портовом городе Гавр. В школе учился плохо, лентяйничал, но подростком увлекся фотографией, и с 17 лет начал подрабатывать в фотомастерских, а потом перешел и к самостоятельной работе. Парень без образования, беззаветно отдавшийся делу фотографии, этот француз с ирландским именем Патрик быстро обнаружил в себе коммерческую жилку и стал фотографировать за плату сначала друзей и родственников, а потом и сторонних клиентов, постепенно расширяя их круг. Брал от 3 до 6 сантимов за фото. Сегодня его фотографии стоят десятки тысяч евро. А слава перешагнула границы и океаны.

Но до этого было еще далеко.

В Париже Патрик познакомился с американкой и влюбился. Да так, что бросил всё и уехал за ней в США. А по приезду обнаружил, что у девушки – другой. И он там третий лишний.
Без капитала и знания английского языка пришлось все начинать сначала. Но как говорит нерусская пословица: «Grate winds make mighty trees». Трудные, стрессовые ситуации лишь стимулируют сильных талантливых людей к удвоенной активности и самоотдаче.
Именно в США Патрик Демаршелье стал знаменитым на весь мир фотографом, проповедником и популяризатором «эстетики случайного кадра». Заклинателем мгновений.


Диана

Эта ученица Питерской балетной академии в 17 лет завоевала золотую медаль и Гран-при на Международном конкурсе юных артистов балета в Лозанне. Призовую статуэтку изготавливали в спешном порядке, так как Гран-при до этого много лет никто не завоевывал. Но и с тех пор и до сего времени таких талантов пока не обнаружилось. А ведь эту девочку, как, впрочем, и других учениц, не хотели даже посылать на конкурс.

Более того, на репетиции в холодном зале юная балерина подвернула ногу, и связка никак не заживала. И все же она решила выступать. Только  молилась, чтобы выдержала больная нога.
Это был урок на всю жизнь.

Сегодня Диана Вишнёва – Народная артистка России, Прима Мариинки и Американского балетного театра вошла в рейтинг Forbes: «50 русских, завоевавших мир». У неё собственные проекты, для работы в которых она приглашает лучших хореографов мира.

Но для успешной международной карьеры сначала предстояло стать свободной от жестких ограничений советско-российской балетной школы, запрограммированной на выращивание пусть высокопрофессиональных, но просто танцоров.

«Сложно было абстрагироваться и раскрыться, рассказывала Диана в своих интервью. – В Вагановской школе, тебе постоянно говорят: «Это нельзя, здесь не так!», тебя постоянно ругают, и очень редко хвалят. В результате закрываешься, теряешь инициативность. В западных балетных школах не так».

Обретение свободы потребовало полной самоотдачи.

«Я много на себя беру, – соглашается Диана. – В России балерина может работать час-два в день. И это тоже нормально. Я работала всегда не меньше шести часов. И потом, уже на Западе, бывало, что вообще не выходила из студии.
В России это выглядело странным, а на Западе — в порядке вещей. Мне все время хотелось достичь большего, добраться до сути. Я должна была вжиться в декорации, в музыку, которую уже знала наизусть. Я погружалась в произведение, над которым работала и растворялась в нём полностью».

И тогда начиналось необъяснимое – удивительная трансформация сознания и тела, возносящая человеческий танец в божественные сферы. Начинался разговор с Богом.

Диана Вишнёва и Патрик Демаршелье познакомились во время съемок для журнала «Vogue» в сентябре прошлого года. После этого Патрик пригласил Диану и ее партнера в свою студию. Так появилась на свет серия черно-белых фотографий, с которой могли познакомиться посетители МАММ в минувшем сентябре этого года.

Патрик снимал эту серию экспромтом, для собственного удовольствия. Для себя! И получив от Дианы в подарок божественную искру вдохновения, он сумел подхватить её на объектив камеры и отпустил путешествовать дальше.

К одному из портретов я возвращался несколько раз.
В нём явное мерцание божественной искры.

Как знать, может, и какие-то из наших опытов на Прозе ру, что, в общем-то, тоже «для себя», окажутся не совсем напрасными…

Если, конечно, хватит сил и терпения сначала построить фундамент умения управляться интонацией, словами и смыслами.

Если сумеем преодолеть собственную робость и не поддаться искажению в силовых полях крупных величин мира литературы.
 
Если за простыми вещами сумеем разглядеть нечто большее и передать это другим, не мудрствуя лукаво.

Если коснётся души блуждающая искра вдохновения.

Если…

Как много «Если» на этом пути!