Защита при ДТП

Владимир Селиверстов
Самозащита при дорожно-транспортных происшествиях
          Советы и рекомендации даёт опытный адвокат Селиверстов Владимир Иванович  более,  двадцати лет специализирующийся на зщащите по ДТП различной тяжести.
                Свяжитесь с ним по телефонам
                75-27-97
                8-915-672-61-27. 














С А М О З А Щ И Т А   П Р И                Д О Р О Ж Н О – Т Р А Н С П О Р Т Н Ы М       П Р О И С Ш Е С Т В  И Я Х    
 Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, случившееся в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
   Практические  советы и рекомендации  даёт опытный адвокат Селиверстов Владимир Иванович специализирующися  на защите по дорожно-транскотным происшествиям незавивисимо от их тяжести и последствий. Имеет опыт раследования  сложнейших дорожно-транспортных  уголовных дел с тяжкими последствиями в качестве следователя и двадцатилетний опыт защиты по административным и уголовнм делам этой категории.
             Администратино-правовые  нарушения.
  ДТП случается со многими и вы можете не стать исключением. Всё , что написано в этой книжке жизненно необходимо водителю.Что делать при ДТП? Пункт 2.5. Правил дорожного движения обязывает водителя  остановиться, оказать помощь пострадавшим, сообщить о ДТП в милицию, записать фамилии очевидцев и дожидаться прибытия сотрудников милиции. Если при ДТП причинён вред вашему автомолилю или здоровью, и вы намерены обратиться с требованием о возмещении вреда в страховую компанию в соответствии с правилами ОСАГО, необходимо: принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшить возможные убытки от происшествия, записать фамилии и адреса участников и очевидцев и указать их в извещении о ДТП, которое  аккуратно заполнить.
Сообщить другим участникам  ДТП,  намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика, то же самое узнать у них,  связаться со страховщиком (представителем страховщика) для его присутствия при  определения обстоятельств ДТП  и причиненного ущерба (повреждений). В любом случае потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая;  участвовать в оформлении сотрудниками милиции документов о ДТП;
  В кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после ДТП передать извещение о ДТП страховщику или представителю страховщика в субъекте РФ по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП. При этом потерпевший вместе с извещением направляет заявление о страховой выплате. Извещение лучше всего направить заказным письмом с уведомлением и одновременно по факсу.
    Как же правильно себя вести и что делать при ДТП?
  Не уезжайте с места ДТП, даже если вы «обо всем договорились» с виновником! Действовать необходимо строго в соответствии с Правилами дорожного движения. Схему ДТП следует составить очень аккуратно - все замерить и нарисовать, указать возможных свидетелей, попросить их проверить замеры и поставить свои подписи. Однако, если кто-либо из участников ДТП с чем-то не согласен уже в момент составления схемы, не следует пытаться его переубедить, сразу же вызывайте сотрудников ГИБДД.
   Никогда не полагайтесь полностью на сотрудников ГИБДД! 
 Данные очевидцев записывайте всегда,  даже если: кажется, что в этом нет необходимости; очевидцы отказываются записываться в таком качестве; водитель полностью признает свою вину; прибывший на место ДТП сотрудник ГИБДД говорит, что это «не обязательно». Всегда требуйте от сотрудников ГИБДД записать данные очевидцев и их пояснения.   Не забудьте показать сотруднику все появившиеся вмятины и царапины. Если повреждено другое имущество – потребуйте сотрудника ГИБДД зафиксировать это (какое имущество, какие повреждения). Ведь вы имеете право на возмещение всех убытков, причиненных вам ДТП.З апишите все, что вам известно об участниках ДТП! Если автомобилем управляет не собственник, а другое лицо (по доверенности, или работник организации на основании путевого листа) необходимо записать и данные о собственнике, и данные о водителе, и данные об организации. Так вам будет легче найти того, кто должен возмещать причиненный вред.  Записывайте все, относящееся к ДТП: фамилию, адрес, телефон, место работы второго участника ДТП, данные его полиса ОСАГО, его страховую компанию, адрес и телефон компании, фамилии свидетелей, и их адреса, время ДТП и вызова на место ДТП гаишников, фамилию и звание старшего наряда, который прибудет на место.
      На схеме, составленной сотрудниками ГИБДД или участниками ДТП, должны быть указаны: место ДТП (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);  ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);  положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
 Направление движения участников ДТП до момента его наступления. Если на схеме рисуется автомобиль, то там же должно быть указано расстояние от него до ближайшего строения, например, до жилого дома, затем до дорожного ограждения или ближайшего знака, и еще до бордюра.Состояние полотна дороги: люки, выбоины, гололед, а затем уже точки столкновения и тормозные следы, все другие следы, относящиеся к ДТП. Правильными в схеме должны быть не только измерения, но и соотношения, масштабность схемы.Схема обязательно должна быть выполнена на миллиметровой бумаге. Если таковой не имеется, то в последствии с простой бумаги перенесна на миллиметровую. Перед тем как подписать схему потребуйте от сотрудника ГИБДД указать все детали происшествия.Это один из важнейших моментов во всём расследовании – схема главный, ключевой документ. Если вы будете его подписывать, обязательно укажите с чем несогласны ( замерами, расположением ТС,покрытием дороги).  Бывают ситуации, когда во время ДТП шел дождь, а к  моменту осмотра,   прекратился и дорога высохла. Если при оформлении ДТП не будет зафиксировано, что дорожное полотно было сырое, то при расчете вашей скорости движения по длине тормозного пути окажется, что вы ехали с недопустимой скоростью и виновником ДТП окажетесь вы.
Документы, которые должны быть оформлены сотрудниками ГИБДД на месте ДТП.: схема; сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП; объяснения участников и свидетелей ДТП;  рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП  и принятия решения по делу; всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины. Если имело место административное правонарушение – возбуждается производство по делу об административном правонарушении  (выносится определение или составляется протокол).
 В некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.
 К материалам дела должны быть приложены путевой лист или договор аренды автомобиля, доверенность – если автомобилем управлял не собственник.
Если в ДТП виновата дорога, требуйте от сотрудников ГИБДД, чтобы все повреждения дорожного полотна, гололед, наличие освещения были зафиксированы на схеме.  Отразите эти факты в объяснениях. На место ДТП, где явно усматривается вина дорожников, в обязательном порядке должен быть вызван представитель дорожной службы. Вызов этот для ГИБДД не проблема, проблема будет для вас. Потребуйте вызов дорожников и если вам отказано, напишите об этом в объяснении.
Объяснения пишите сами.  Если вы с чем-то не согласны уже в процессе работы сотрудников ГИБДД  все свои возражения отражайте в объяснениях. Объяснения пишите самостоятельно, не позволяйте делать это со своих слов инспектору ГИБДД.
Желательно, чтобы и объяснения свидетелей были тоже написаны ими лично.
Следует иметь в виду, что объяснения — это не показания, которые записываются в протокол, они пишутся в свободной форме и собственноручно. Главное чтобы в объяснениях была отражено  как можно более точная информация и они были разборчиво написаны. Но даже если ваш почерк неразборчивый – все равно пишите сами. Если вы указываете в объяснении цифры – скорость, видимость  на дороге, до пешехода и.т.д. то они должны быть точными и взвешенными. Лучше же вообще избегать любых цифр.
Наличие схемы ДТП не освобождает вас от составления бланка извещения о ДТП в соответствии с Правилами ОСАГО. Эти бланки в количестве двух экземпляров страховая компания выдает водителю при заключении договора об обязательном страховании.  Если участников ДТП двое, заполняется один бланк извещения, разногласия между водителями относительно обстоятельств ДТП указываются в этом бланке . Если участников более двух и у водителей имеются разногласия, то каждый водитель заполняет свой бланк извещения, где указываются причины заполнения бланков по отдельности.  При причинении вреда жизни и здоровью пассажиров, находящихся в транспортных средствах в извещении о ДТП указывается наличие пострадавших пассажиров, по возможности с их полными анкетными данными.
В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.
Активно  участвуйте в административном расследовании.
  Если имело место нарушение правил дорожного движения, после оформления административного протокола считается, что производство о нарушении Правил дорожного движения возбуждено. Однако в половине случаев оформлению административного протокола предшествует дополнительная проверка.  Теперь эта проверка в соответствии со статьей  28.7 КоАП  РФ именуется административным расследованием.  Возбуждение административного производства в этом случае оформляется определением о возбуждении дела об административном правонарушении.
 Во время административного расследования могут разыскиваться именно те свидетели, которые не стали дожидаться прибытия ГИБДД, а также назначаться и проводиться экспертизы. Один из участников ДТП становится лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.  Вы вправе требовать опроса свидетелей, проведения экспертизы, жаловаться на действия должностных лиц ГИБДД в прокуратуру, если у вас складывается впечатление, что административное расследование проводится необъективно. Эта стадия должна длиться не больше месяца.  Не следует полагаться на то, что кто-то за вас будет собирать сведения о вашей невиновности в ДТП.
  По итогам административного расследования составляется административный протокол. Именно с этого момента к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается защитник или представитель. С этого момента становится ясно кто виновник, а кто потерпевший, однако выводы эти не окончательные.Окончательные выводы делаются в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, для которого установлен 15-дневный срок с момента получения должностным лицом материалов дела. Для привлечения к административной ответственности по делам о нарушении Правил дорожного движения законом установлен предельный срок – 2 месяца. Если этот срок будет превышен административное дело подлежит прекращению и виновник к административной ответственности не привлекается. Однако это не освобождает виновника от возмещения материального ущерба потерпевшему, а страховую компанию виновника ДТП от страховых выплат потерпевшему.
  Если вы считаете, что стадия административного расследования проведена некачественно, не опрошены какие-либо свидетели, не проведена экспертиза – подайте в письменном виде свои ходатайства и потребуйте приложить их к материалам дела. Вы также вправе заявить отвод должностному лицу, которое будет рассматривать дело, если это должностное лицо является родственником участника ДТП, его представителя или защитника или если это должностное лицо прямо или косвенно заинтересовано в исходе дела. После того, как административный протокол составлен, рассмотрение большинства дел об административном правонарушении происходит в кабинете начальника отдела ГИБДД или его заместителя.   Ходатайства лучше направлять до этого момента. Если вы не считаете себя виновным, или не опрошены все свидетели, или вы видите необходимость проведения экспертизы, а вас уже приглашают для вынесения постановления - пишите ходатайство и требуйте приобщить его к материалам дела. Если дознаватель по какой-либо причине вам в этом откажет – сразу несите его секретарю начальника отдела ГИБДД, а на втором экземпляре попросите сделать отметку о приеме вашего заявления и дате приема.
  Не рассчитывайие, что потом в суде все прояснится. Хотя обстоятельства, установленные в Постановлении об административном правонарушении и не относятся к числу тех, что не нуждаются в доказывании в суде, судья все-таки будет воспринимать дознавателя как более компетентного специалиста, чем простой человек.Не стесняйтесь и не ленитесь писать жалобы. Жалоба подается в 10-дневный срок. Если постановление об административном правонарушении вынесено должностным лицом, то жалоба может быть подана как в вышестоящий орган, так и в суд. Если постановление вынесено судом, то жалоба подается в вышестоящий суд. В том случае, если жалоба адресована в суд, подавать ее лучше в тот орган, который вынес обжалуемое постановление. Должностное лицо в 3-дневный срок с момента получения жалобы обязано направить ее и все материалы дела в суд. Это значительно ускорит рассмотрение вашей жалобы в суде, т.к. одновременно с жалобой на столе у судьи окажутся и все материалы по делу, не придется их запрашивать в ГИБДД и ждать пока они придут. Если вы пишете жалобу в суд на постановление, которое вынесено мировым судей, ее нужно подать в тот же судебный участок, но адресовать в районный суд. Жалоба в суд может быть подана в 3-х дневный срок, при этом она может быть подана в суд по месту жительства гражданина.
При написании жалобы следует акцентировать внимание на допущенные «процессуальные» нарушения, которые были допущены при административном расследовании. Если дело будет направлено на новое рассмотрение по этой причине, то административной ответственности вам возможно удастся избежать, так как истечет 2-месячный срок.
Если ваши жалобы оставлены без удовлетворения, следует помнить, что обстоятельства, установленные в Постановлении об административном правонарушении,  судья, при рассмотрении дела по иску о возмещении ущерба  от ДТП, не обязан принимать выводы ГИБДД за истину.
  К основным причинам ДТП из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся: несоответствие величины продольного уклона тягово - динамическим качествам транспортных средств; несоответствие геометрических элементов кривых - сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги; плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления - низкий коэффициент сцепления; отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для обочины для заезда остановившегося транспортного средства; недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки; отсутствие разметки дорог - или она плохо различима; отсутствие тротуаров для пешеходов; недостаточная ширина проезжей части; неровное покрытие дороги, повреждение покрытия просадки, провалы и т. п.
      При документировании происшествий важно точно указывать в протоколе температуру воздуха при ДТП, а при наличии промышленных предприятий - требовать анализа почвы с обочины, что поможет установлению истинной причины ДТП.  Готовь основания для своей защиты сразу на месте происшествия, а затем обратись к независимому компетентному специалисту- адвокату Селиверстову Владимиру Ивановичу ( 8-915-672-61-27).  75-27-97
  Сбив человека, водитель находится в сильном шоке и искажённо оценивает скорость машины перед наездом, расстояние, на котором появился пешеход. Эти   «мелочи» могут перерасти в основания вины. На месте происшествия не давайте никаких письменных обязательств - находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед происшествием и детально вспомнить сложившуюся ситуацию. Позднее вспомнишь, что не тормозил потому, например, что  знак был залеплен снегом или грязью и невидим.   Убежденные заявления другого участника, нажим инспектора могут вынудить признать несуществующую вину..
  Статья 51 Конституции предоставляет право молчать до появления твоего адвоката.
  Нежелательно обходиться без оформления происшествия, расплатившись на месте - увидев повреждение на твоей машине, любой инспектор может счесть именно этот автомобиль виновником только что совершенного поблизости другого происшествия со смертельным исходом, виновник которого уехал и объявлен в розыск. Поскольку никаких документов о получении повреждения в другое время и в другом месте нет, могут завести уголовное дело, а в некоторых случаях и экспертиза может "найти" на поверхности машины следы контакта с жертвой и опровергнуть ее заключение будет сложно.
 Нельзя  соглашаться с предложением другого участника не вызывать ГИБДД, несмотря на его клятвы возместить ущерб, передачу в залог его паспорта или техпаспорта машины - оставить на память и получить новые документы дешевле, чем оплачивать ремонт . Откажись и от предложения сотрудников ГИБДД не оформлять аварию с выдачей им расписки в том, что в этой связи претензий иметь не будешь, а разберешься с другим участником самостоятельно.
Недопустимо подписывать пустой лист, на котором инспектор под предлогом спешки обещает потом нарисовать схему - это либо халтурщик, либо вымогатель, его схема может оказаться приговором тебе.
   Без надлеждащего  оформления происшествия не удастся доказать, кто виноват.
  Если виноват другой, а нетрезвость установлена у тебя - будь уверен, всю вину возложат на тебя.
  Не доверяй никому и ничему.
 Виновность водителя зависит и от того, была ли техническая возможность предотвратить наезд или столкновение. А лучше поручить переговоры опытному адвокату Селиверстову Владимиру иванеовичу   - он не испытывают эмоций, как виновники и потерпевшие, и может скрупулезно разобраться в ситуации и быстро договориться Документация, неполно и неправильно оформленная инспекторами ГИБДД, следователями, экспертами, судьями из-за низкой квалификации, небрежности или умысла может сделать виновного невинным и наоборот.
 Недобросовестные люди есть во всех общественных группах - среди водителей, работников ГИБДД, МВД, прокуратуры, адвокатов, экспертов, оценщиков, врачей, - значит надо скрупулезно, последовательно и настойчиво отстаивать свои права.
  Вози с собой фотоаппарат, заряженный фотопленкой и снабженный фотовспышкой. Снимки положения автомобилей относительно разметки проезжей части и объектов дороги помогут при разборе в ГИБДД отбиться от необоснованных обвинений, пригодятся и для длительных хождений по инстанциям, для экспертизы с целью обжалования решения ГИБДД.
Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участник аварии вправе потребовать приобщить их объяснения к документации, рассматриваемой при разборе в ГИБДД, расследовании и в судебном процессе. На месте происшествия может не быть свидетелей. Но могут откликнуться на объявления в газетах или расклеенные на месте аварии проезжавшие мимо в момент аварии водители и их пассажиры.
  Водитель транспортного средства обязан возместить причиненный ущерб, если не будет доказано, что он возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала нанесению или увеличению ущерба, то суд может отказать в возмещении ущерба или уменьшить сумму иска. Простая неосторожность не считается причиной происшествия. Имела место грубая или простая неосторожность, определяет суд.
  УК предусматривает уголовную ответственность и за причинение вреда здоровью, и за причинение крупного ущерба. Так как большая часть совершаемых ДТП приводит к материальному ущербу, то на скамье подсудимых можно оказаться в результате аварии, в которой не пострадали люди.
   Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ являются основным документом, регламентирующим действия инспектора дорожно-патрульной службы при исполнении им своих служебных обязанностей.
Инспектор ДПС ГИБДД имеет право остановить любое транспортное средство для проверки документов (водительские права, страховка, технический паспорт, и др.). Если у вас отсутствуют при себе необходимые документы, инспектор вправе задержать ваше транспортное средство до выяснения всех обстоятельств.  Однако по закону он может предоставить вам до трех часов времени для того, чтобы вы решили вопрос о доставке на место всех необходимых документов  (например, вы можете позвонить домой и попросить, чтобы кто-то из домочадцев привез забытые вами документы).  При этом вы не имеете право отлучаться с места остановки вас инспектором ДПС.
а дороге. Наиболее характерный симптом — когда машина едет неровно, виляя из стороны в сторону, игнорируя при этом требования дорожных знаков и дорожной разметки. Однако под подозрение может попасть и излишне осторожный водитель,     Инспектор ГИБДД на законном основании имеет полное право провести досмотр транспортного средства. Если при этом водитель требует составления протокола, инспектор должен это сделать. Протокол может впоследствии потребоваться для жалобы на действия сотрудников ГИБДД, если водитель полагает, что они были не правы (в частности, сотрудники ГИБДД должны будут дать объяснения, на каком основании проводился досмотр транспортного средства), а также для разрешения иных спорных ситуаций. Кстати, нередко инспекторы ДПС отказываются от проведения досмотра, если водитель настаивает на составлении протокола.
  При ДТП, повлекшем тяжкие последствия ( причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибели людей либо крупного материального ущерба) составляются следующие документы:
а) справка по ДТП;
б) протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта;
в) схема ДТП;
г) акт медицинского освидетельствования на предмет наличия наркотического или алкогольного опьянения;
д) объяснение водителей, причастных к ДТП и очевидцев. Все перечисленные выше документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) оформляются в присутствии водителя, при его непосредственном участии. Водитель вправе делать свои замечания, указывать на важные, с его точки зрения, обстоятельства
. Порядок рассмотрения материалов ДТП.
1) Материалы по ДТП, не повлекшим тяжелых последствий, направляются в группу разбора ГИБДД, где после дополнительной проверки принимается решение. Рассмотрение материалов об административном правонарушении должно быть проведено в 15-ти дневный срок со дня поступления его в отдел ГИБДД (ст.256 ч.1 Ко АП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий орган или суд, решение суда является окончательным  При наступлении тяжких последствий (есть пострадавшие), материал поступает в орган дознания ГИБДД, который выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направляет материал по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Орган дознания обязан принять решение по материалам ДТП в срок не более 10 суток со дня его поступления в отдел ГИБДД (ст.109 УПК РФ). При поступлении материалов по подследственности следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо при наличии признаков состава преступления возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ.
. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности.Лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе: знакомиться с материалами дела; давать объяснения; предоставлять доказательства; при рассмотрении дела пользоваться услугами адвоката в том числе Селиверстова ВИ( 8-915-672-61-27). обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела .
Порядок оказания услуг по определению размера ущерба, причинённого автомобилю в результате ДТП, установлен "Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учётом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98", разработанный Государственным научным центром "НАМИ" совместно с Федеральным центром судебной экспертизы, по согласованию с Минюстром РФ и ГТК РФ. Согласно этому документу, для проведения оценки владелец или его доверенное лицо должен предоставить для осмотра ТС и следующие документы:
1) Удостоверение личности или доверенность на право управления ТС;
2) технический паспорт (свидетельство о регистрации) ТС;
3) документ органа внутренних дел (ГИБДД) о повреждениях ТС, обнаруженных осмотром на месте ДТП;
4) документ, подтверждающий вызов ответчика (при его наличии), для участия в осмотре ТС.
Уведомление заинтересованного лица должно быть персонифицировано, в нём указывается дата, время и место проведения осмотра. Как правило, уведомление осуществляется телеграммой с уведомлением о вручении адресату. Извещение (телеграмма) должно быть вручено ответчику не позднее, чем за 3 дня до проведения осмотра, если ответчик поживает в этом же городе, и за 6 дней, если ответчик проживает другом городе (не считая времени необходимого на дорогу).
Осмотр ТС может производиться в отсутствии ответчика (с отметкой в акте осмотра), если заказчик предъявит документ о его своевременном вызове и если ответчик не явится в течение получаса после назначенного времени.
При осмотре ТС экспертом должно быть установлено:
причинены ли выявленные при осмотре дефекты и деформации ТС данной аварии (в сравнении со справкой ГИБДД); имеется ли возможность восстановительных работ, каковы способы и объём (трудоёмкость) их выполнения по каждой детали.
Важность этого этапа объясняется тем, что в основу последующей калькуляции будут положены данные, полученные в ходе осмотра. Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер ....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".   Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.   До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.  Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы. Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или полиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре.
  Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.    Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц.. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката Селиверстова В.И 8-915-672-61-27  , специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.   Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.   Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.
     Интересен вопрос о возмещении вреда при обоюдной вине участников. По сложившемуся в народе мнению, никто никому не должен. Это не совсем так. По общим правилам гражданского законодательства, вред возмещается лицом, причинившим вред. Таким образом, стороны обязаны возместить причиненный друг другу ущерб. Если ущерб, причиненный одному участнику, превышает ущерб причиненный им самим, у него есть право на возмещение разницы. Пример: Вы помяли чужую машину на 1 000 руб., а Ваша а/м пострадала на 10 000. Вина обоюдная. Вам должны возместить 9 000 руб. Здесь возможны варианты. Суд может, с учетом вины, тяжести и др. снизить эту самую разницу.
   Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" 400 тыс. рублей, в том числе: - 240 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;- 160 тыс. рублейпри причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.
Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством Российской Федерации.
Изменение Правительством Российской Федерации страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменение страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.
                Уголовная ответственность водителя
 Наступление уголовной или административной ответственности зависит от последствий, наступивших в результате совершенного гражданином проступка или правонарушения. Уголовная ответственность для лица, виновного в ДТП.  Так, часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, устанавливает ответственность от ограничения свободы до пяти лет до лишения свободы на срок до двух лет. Согласно правилам проведения судебно-медицинской экспертизы к признакам тяжкого вреда здоровью относятся, в частности, опасность для жизни, потеря зрения, слуха, речи, какого-либо органа или его функции, расстройство здоровья, повлекшее стойкую утрату общей трудоспособности более чем на одну треть или полную утрату профессиональной трудоспособности; повреждения, вызывающие неизгладимое обезображивание лица; прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.
К признакам среднего вреда здоровью относятся: длительность расстройства здоровья - временная утрата трудоспособности на срок более трех недель  (21 дня). Часто к таким последствиям относятся различные переломы; значительная стойкая утрата общей трудоспособности.
 Часть 2 статьи ст. 264 Уголовного кодекса РФ за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Часть 3 Уголовного кодекса РФ за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

В некоторых случаях по части 1 статьи 264 УК РФ может быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Так, например, если пострадавший сам, своими противоправными действиями, причинил себе вред.

Статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР предусмотрена возможность прекращения уголовного дела в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, примирением сторон и с заглаживанием причиненного потерпевшему вреда с согласия прокурора. В силу того что противоправные действия, предусмотренные частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, относятся статьей 15 УК РФ к преступлениям небольшой тяжести, вышеуказанная процедура применима и в данном случае.

В таких случаях мы рекомендуем при улаживании вопросов составлять мировое соглашение с одновременным заявлением от пострадавшей стороны на имя прокурора об отсутствии претензий.
имущества (разумеется, при наличии вины).
     В одном из определений Верховного Суда СССР (1971 г.) было сказано, что "за нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор,анеучащийся, если инструктор не принял своевременных мер к предотвращениюаварии".Это разъяснение верно и в настоящее время.
 Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

                Образцы исковых  заявлений
 В  районный  суд  г. Тамбова Адрес: 
 ИСТЕЦ: _адрес
ОТВЕТЧИК: __адрес
ТРЕТЬЕ ЛИЦО:  адрес
ЦЕНА ИСКА:
материальный ущерб:_______ (прописью) рублей,
моральный вред: __________ (прописью) рублей
 
                ИСКОВОЕ     ЗАЯВЛЕНИЕ
(о возмещении материального ущерба и морального вреда, причиненного
при дорожно-транспортном происшествии)
„_ "       «---«     2012 года. на ул. ___________произошло дорожно-транспортное
 происшествие, столкновение   транспортного средства     ______________, гос. номер ______________, и  автомобиля _____________  ______________,  гос.  номер ____________________________под моим управлением.
В результате столкновения моему автомобилю причинены технические повреждения.
Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя ______________, о чем свидетельствует Справка ______________№______________.
Подробно изложите обстоятельства, при которых произошла авария. Текст искового заявления рекомендуется ограничить объемом до двух машинописных страниц. Практика показывает, что внимание не воспринимает более длинные тексты. В тексте не должно быть «воды», лозунгов и повторений.
Согласно калькуляции, стоимость восстановительного ремонта составляет ____ рублей.
Кроме того, по заключению эксперта, мой автомобиль утратил , товарный вид (УТС), что составляет;______________ рублей.
За составление заключения об утрате товарной стоимости и калькуляцию мной уплачено ______________рублей. За транспортировку автомобиля ______________рублей. Общая сумма причиненного мне материального ущерба составила ______________рублей.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 12, 15, 151, 1064, 1079, 1099, 1100, 1101 ГК РФ, ст.ст. 80, 91, 118. 133, 134 ГПК РСФСР[2],
ПРОШУ:
После слова „ПРОШУ" следует изложить подробно свои требования, какие суммы и за что Вы хотите взыскать с ответчика. Не лишней будет просьба индексировать суммы возмещения материального ущерба и других понесенных расходов в соответствии с инфляцией, изменением курса доллара, а также просьба наложить арест на имущество и денежные средства ответчика в целях обеспечения иска.
В конце искового заявления указывается „ПРИЛОЖЕНИЕ", и приводится список документов, обязательных для такого рода исков (для обоснования размера понесенных Вами убытков).
В первую очередь, это протокол осмотра технического состояния транспорта, составленный на месте происшествия работниками дорожно-патрульной службы, документ, устанавливающий виновника ДТП (справка органа Г'ИБДД. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении), доказательства письменного вызова ответчика для осмотра поврежденной автомашины, акт осмотра, составленный в пункте автотехнической экспертизы, калькуляция с указанием стоимости восстановительного ремонта автомашины, справка о страховом возмещении (при наличии договора страхования), документы, подтверждающие затраты на эвакуацию, стоянку, аренду гаража, аренду машины, консультацию юристов, почтовые расходы и т.д.
Если при аварии пострадал не только Ваш автомобиль, но, к сожалению, и Вы сами, то к исковому заявлению прилагается также справка об обращении к врачу, листок нетрудоспособности, выписной эпикриз (если Вы находились в больнице), амбулаторная карта, рецепты на выписанные Вам лекарства и чеки об их оплате.
Если ответчиком является организация, то в наименовании ответчика в исковом заявлении, указывается ее полное название, фактический и юридический адреса, телефон и данные о руководителе.
При этом в качестве „третьего лица" записываются данные водителя, признанного органами ГИБДД виновным в ДТП.
Само исковое заявление составляется обязательно в двух или трех экземплярах по количеству ответчиков (вторые экземпляры направляются судьей в адрес ответчика), и это также указывается в приложении.
В конце ставится дата и подпись.
Уважая нелегкий труд судьи, желательно оформить документы не от руки, а на машинке либо компьютере. Исковое заявление с неразборчивым, трудночитаемым текстом судья может оставить без рассмотрения и вернуть документы на доработку по причине несоблюдения истцом требуемой письменной формы.
Независимо от возмещения имущественного вреда пострадавший на основании ст. 151 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда и вреда здоровью имущественного характера. Это значит, что по желанию истца Исковое заявление можно разделить на две составляющие. И, если  Иск о возмещении материального вреда закон обязывает подавать в суд по месту жительства ответчика либо месту совершения аварии, то Иск о возмещении морального вреда и вреда здоровью можно подавать в суд по месту жительства истца.
Не забудьте о сроках обращения В судебные органы. В нашем случае, по поводу защиты гражданских прав следует обращаться в течении трех лет с того момента, когда гражданину стало известию о нарушении его прав (с момента ДТП).
При подаче заявления в суд требуется внесение государственной пошлины.
В суде следует узнать реквизиты и уплатить рассчитанную Вами сумму в любом отделении Сбербанка.
Практика показывает, что суды перегружены, попасть на прием к судье удается далеко не с первого раза. Поэтому позвольте дать Вам совет - сделайте ксерокопии всех документов, приложите два (или более) экземпляра Искового заявления, ксерокопию квитанции госпошлины и отправьте эти документы в адрес суда заказным письмом с уведомлением.
Получив повестку из суда о приглашении Вас на судебное заседание, не забудьте захватить подлинники документов, ксерокопии которых Вы приложили к Исковому заявлению.
 В----- районный суд   г.Тамбова Адрес:
 Истец адрес
 Ответчик: ОСАО «РЕСО-гарантия Адрес: _______________________________________________
 ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о понуждении страховой компании к исполнению услуги в полном объеме
  Я, Пострадавший В.А., согласно Закона "Об ОСАГО" №40-ФЗ от 25.04.2002г. (далее по тексту «Закона») и Постановления Правительства РФ №263 от 07.05.03 «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту «Правила страхования») обратился в ООО «Страховая компания» за получением страхового возмещения по ДТП, случившемся в «   » час. «   » мин.  «___ » _______________ 2008г. по адресу       , между мной, Потерпевшим А.А, управлявшим автомобилем ВАЗ 21099, регистрационный знак Р 777 ТO 68 и Виновником Б.Б, управлявшим автомобилем ВАЗ 21115, регистрационный знак С 353 ТE68.
В установленные Законом сроки и порядке я предоставил в ООО «Страховая компания» все необходимые документы для осуществления страховой выплаты. ООО «Страховая компания» направила меня для проведения независимой экспертизы в ООО «Экспертиза». Согласно Заключению ООО «Экспертиза» сумма ущерба составила xxxx,xx рублей, что значительно ниже денежных затрат необходимых для приведения моего автомобиля в состояние, в котором он находился до момента наступления страхового случая. (Ст. 12 п.2.1б «Закона»).
В соответствии с п. 21 «Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства» (утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238) мной было организовано проведение повторной экспертизы в ООО «Независимая Экспертиза» «      » ____________ 2012г. о чем была извещена ООО «Страховая компания».  Согласно «Отчета № ______ от «      » _________________ 2012г.  о стоимости работ, услуг, запасных частей и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля» (далее по тексту «Отчет») составленного ООО «Независимая экспертиза», ущерб причиненный моему автомобилю составил ууууу,уу рублей, что на zzzz,zz рублей больше ущерба рассчитанного ООО «Экспертиза» и предназначенного мне к выплате ООО «Страховая компания». «___» ____________ 2012г. я отправил досудебную претензию в ООО «Страховая компания» с предложением в добровольном порядке урегулировать возникшие разногласия, однако на настоящий момент ответа на нее я не получил (однако получил «___» __________ 2012г. ответ, не оставивший иного варианта развития событий, кроме как обращение в суд с целью защиты своих прав). Считаю такие действия ООО «Страховая компания» незаконными по следующим основаниям: Стоимость ущерба согласно «Отчета» составленного ООО «Независимая экспертиза» и является денежной оценкой тех расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. Именно эту сумму (ууууу,уу рублей), указанную в «Отчете» составленном ООО «Независимая экспертиза» страховая компания и должна была выплатить согласно действующих «Закона» и «Правил страхования». «     » ___________ 2012г. ООО «Страховая компания»  мне была произведена страховая выплата в размере xxxx,xx рублей, что на zzzz,zz рублей меньше, чем определено в «Отчете» составленного ООО «Независимая экспертиза». Таким образом, ООО «Страховая компания» без установленных законом оснований и вопреки принципу независимости оценки суммы ущерба, занизило размер ущерба причиненного моему автомобилю.
В связи с нарушением законодательства страховой компанией и необходимостью защищать свои права в судебном порядке я испытывал сильное душевное волнение и нравственные страдания. Ко всему прочему, недополучение страхового возмещения критично сказалось на моем финансовом положении: так, для осуществления ремонта автомобиля мне пришлось перераспределить бюджет своей семьи, урезав расходы на питание и содержание семьи. Мой покой был нарушен и я провел не одну бессонную ночь в размышлениях на эту тему. Незаконными действиями ООО «Страховая компания» мне был причинен моральный вред, т.к. я пережил нравственные страдания в связи с грубым нарушением ООО «Страховая компания» норм действующего законодательства, и в связи с тем, что недополучение страхового возмещения сказалось на привычном укладе жизни меня и моей семьи.   
 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132 ГПК РФ,   
ПРОШУ:. Понудить ООО «Страховая компания» исполнить услугу в полном объеме, взыскав с ООО «Страховая компания» zzzz,zz рублей.   2. Взыскать с ООО «Страховая компания» pppp,pp рублей в качестве компенсации морального вреда.
Приложения:   1. Копия искового заявления 2. Копия досудебной претензии в ООО «Страховая компания».  3. Копия ответа на претензию (если была)   
                В страховую компанию «_»От Иванова И.И                Страховое дело № _____ , автомобиль ВАЗ 21061, р/З
                ТРЕБОВАНИЕ
В соответствии с пунктом 71 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее «Правил»), прошу выдать копию акта о страховом случае не позднее 3 дней с даты получения данного требования. При исполнении данного требования прошу учесть, что в соответствии с пунктом 70 «Правил», неотъемлемой частью акта о страховом случае является заключение независимой экспертизы, которая была организована в соответствии с пунктом 45 «Правил». Копию акта о страховом случае с его неотъемлемой частью,     т. е. заключением независимой экспертизы, включающей в себя акт осмотра поврежденного автомобиля, фототаблиц, расчет стоимости восстановительного ремонта, а также другие материалы входящие в состав заключения независимой экспертизы, прошу заверить соответствующим образом. В случае отказа в исполнении данного требования мною будет направлена жалоба в Российский Союз Автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора                _____________________  Иванов И.И.
               
 Тамбовский районный суд, адрес:
Истец: Корнилов В.В., адрес:
Ответчик: ОАО «СаК», адрес:
                Цена иска: 120 710 рублей
                ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ               
 11 ноября 2012 г. произошло дорожно-транспортное происшествие - столкновение двух транспортных средств (справка ДТП № ХХ от 11 ноября 2012 г. прилагается). Виновное лицо - Иванов Сергей Александрович (автомобиль Chrysler, государственный номерной знак---). Пострадавшее лицо – я, Колов В.В. (автомобиль Peugeot-406, государственный номерной знак----). В результате ДТП был поврежден мой автомобиль. Согласно предоставленной виновником ДТП информации, его ответственность застрахована в ОАО «СаК « по страховому полису ОСАГО серия ВВВ № ----- мой страховой полис ОСАГО – серия ВВВ № ------ в страховой компании ОФО СК «РОСНО». 17 ноября 2012 г. мной подано в ОАО «СаК « заявление и все необходимые документы для осуществления страховой выплаты.В соответствии с п. 6 «Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238) мной было организовано проведение экспертизы независимым экспертом-оценщиком, о чем я известил ОАО «СаК «. Согласно отчета № ХХХХХХ-О от 19 ноября 2009 г. «об оценке рыночной стоимости права требования возмещения ущерба, причиненного автотранспортному средству Peugeot-406 (VIN --------) в результате дорожно-транспортного происшествия», составленного ООО «БизнесПартнер-Групп», рыночная стоимость права требования возмещения ущерба (с учетом износа деталей) составляет: 103 500 (Сто три тысячи пятьсот) рублей.
страховщика, в связи, с чем страховая сумма составляет: 103 500 (Сто три тысячи пятьсот) рублей. По указанному страховому случаю страховые суммы не выплачивались.
Согласно ст. 13 Закона страховщик рассматривает заявление и осуществляет страховую выплату в течение 30 дней со дня получения заявления. При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной статьей 7 настоящего Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему.
  Заявление о страховом случае мной подано 17 ноября 2012 г., в связи с чем страховая сумма в размере 103 500  руб. должна была быть выплаченной не позднее 17 декабря 2012 г. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ на указанную дату составляла 9,0% (по данным официального сайта Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru/).
Пени с невыплаченной страховой суммы составляет: (103 500 руб. ; 9,0% / 75 ; 112 дня (9 марта 2012 г. - 17 ноября 2012 г. - 30) = 13 910 (Тринадцать тысяч девятьсот десять) рублей.
С учетом начисленных пеней и стоимости услуг независимого эксперта-оценщика сумма иска составляет: 103 500 + 3 300 + 13 910 = 120 710 (Сто двадцать тысяч семьсот десять) рублей.
Согласно статье 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 500 000 рублей оплачивается госпошлина в сумме 2 600 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 100 000 рублей. Размер госпошлины составляет: 2 600 + (120 710 - 100 000) ; 1,0% = 2 807 (Две тысячи восемьсот семь) рублей.
 
Документы
1.      Копия искового заявления – прилагается в количестве 1 экземпляра для стороны Ответчика.
2.      Квитанция об уплате госпошлины на сумму 2 807 руб. – прилагается.
3.      Копия справки о дорожно-транспортном происшествии № ----от 11 ноября 2009 г. - прилагается в количестве 1 экземпляра, копия документа у Ответчика имеется.
4.      Копия страхового полиса (серия ВВВ № -----) - прилагается в количестве 1 экземпляра, копия документа у Ответчика имеется.
5.      Копия свидетельства о регистрации транспортного средства - прилагается в количестве 2 экземпляров, в т.ч. для Ответчика.
6.      Копия повторного заявления № ---- от 1 декабря 2009 г. - прилагается в количестве 1 экземпляра, оригинал документа находится у Ответчика.
7.      Отчет ООО «БизнесПартнер-Групп» об оценке № ХХХХХХ-О от 19 ноября 2009 г. –документ находится у Ответчика, в связи с чем прошу Суд истребовать документ у Ответчика в целях судебного разбирательства.
8.      Договор и квитанция об уплате стоимости услуг по оценке – документы находится у Ответчика, в связи с чем прошу Суд истребовать у Ответчика документы в целях судебного разбирательства.
 
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, прошу Суд:
 
1)      Обязать ОАО «СаК « исполнить услугу страхования в полном объеме, взыскав с ОАО «СаК « 120 710 (Сто двадцать тысяч семьсот десять) рублей, включая:
  невыплаченная сумма - 103 500 (Сто три тысячи пятьсот) рублей;
  пеня по невыплаченной сумме - 13 910 (Тринадцать тысяч девятьсот десять) рублей;
  расходы на составления отчета оценщика-эксперта в сумме 3 300 (Три тысячи триста) рублей.
2)      Взыскать ОАО «СаК « сумму госпошлины в размере 2 807 (Две тысячи восемьсот семь) рублей.
 
Приложения по тексту на: ______ листах.
«__» ______________ 20__ г.                ________________    /Ф.И.О../
     Российский Союз Автостраховщиков
115093, г. Москва,
ул. Люсиновская, д.27, стр.3
От Потерпевшего А.А.
проживающего по адресу
_____________________
(адрес)
тел. _______________
                ЖАЛОБА
Прошу рассмотреть случаи нарушения законодательства страховой компанией ООО "Страхования Компания" (лицензия № _____-Д от __.__.2003г.).
Данная страховая компания допускает следующие грубые нарушения законодательство в своей работе:
 (грубо нарушает сроки осуществления страховой выплаты, незаконно уменьшает сумму возврата при расторжении договора и т.п.)
О результате рассмотрения моей жалобы и принятом решении прошу мотивированно сообщить мне в письменном виде в установленные законодательством сроки.
Приложение:
1. Копия досудебной претензии в ООО "Страховая компания" на ___ листах.С уважением,_____________/Потерпевший А.А./
               
  В Сампурский  РАЙОННЫЙ СУД
Истец: МЕРКУЛОВ ИВАН ГЕРАСИМОВИЧ

Адрес:
Тел.: 8-915-7163425

Ответчик 1: НИКИФОРОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ

Адрес:
Ответчик 2: ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
Адрес: 115162 ул. Шаболовка, д.31, стр.Б
Цена иска: 265313 р.
Госпошлина: 4270 р.
                ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
22.02.2009 около 22:30 НИКИФОРОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, управляя транспортным средством НИССАН МАКСИМА государственный регистрационный знак ----- совершил столкновение с принадлежащим Истцу транспортным средством МЕРСЕДЕС БЕНС государственный регистрационный знак------, вследствие чего автомобилю Истца были причинены значительные повреждения.
Факт дорожно-транспортного происшествия (ДТП) зафиксирован органами ГИБДД. Гражданская ответственность виновника на момент ДТП была застрахована в ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» (Ответчик 2), полис ВВВ 048189852.
Истец согласно Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Постановления Правительства РФ №263 от 07.05.2003 «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обратился к Ответчику 2 за получением страхового возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Истцом был представлен полный пакет документов для выплаты, предусмотренный законом.
Ущерб, причиненный ДТП, составил 260062 р., что подтверждается отчетом независимой экспертизы: № 1/1805/1 ООО "ОЛВА" ОТ 19.05.2009
В соответствии со ст.ст. 935, 1064, 1072 ГК РФ Ответчик 2 обязан компенсировать материальный ущерб в пределах 120000 р., а также компенсировать понесенные судебные расходы. Ответчик 1 обязан возместить разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, а также компенсировать убытки и понесенные судебные расходы.В рамках страхования гражданской ответственности Истцу ущерб не был возмещен, что является нарушением ст. 310 ГК РФ.
Расчет цены иска:
260062 р.+3500 р.+225,5 р.+225,5р.+1360 р. = 265313
где:260062 р. – стоимость восстановительного ремонта с учетом износа;3500 р. – затраты на независимую экспертизу;225,5 р. – почтовые услуги (телеграмма Ответчику 1);225,5 р. – почтовые услуги (телеграмма Ответчику 2);1360 р. – расходы на нотариальные услуги.из них:120000 р. – требования к Ответчику 2; 145313 р. – требования к Ответчику № 1.Судебные расходы:
4370 р. – расходы на госпошлину.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132 ГПК РФ,
ПРОШУ: 1. Взыскать с Ответчика 1 - 145313 р. в счет возмещения ущерба в результате ДТП.2. Взыскать с Ответчика 1 – 2393,47 р. в счет возмещения расходов на госпошлину.3. Взыскать с Ответчика 2 – 120000 р. в счет страхового возмещения.4. Взыскать с Ответчика 2 – 1976,53 р. в счет возмещения расходов на госпошлину.
Приложения:Копии искового заявления для Ответчиков 1 и 2;
копия полиса ВВВ 0481898852;копия заявления о страховой выплате;реестр переданных документов по страховому случаю № 91286; письмо № б/н от 23.03.2009;справка о ДТП, заверенная Ответчиком; копия объяснения участника ДТП;копия ПТС; копия свидетельства о регистрации ТС;ОТЧЕТ № 1/1805/1 ООО "ОЛВА" ОТ 19.05.2009; копия договора № 1/1805/1 от 18.05.2009; Платежное поручение № 704 от 27.05.2009;копии телеграмм №№ 34426, 34427; уведомления о вручении №№ 308/34426, 308/34427;почтовые квитанции №№ 34426, 34427;копия доверенности представителя;квитанция СБ РФ (оплата госпошлины); справка нотариуса.
Дата                Подпись
          Как составить жалобу на действия сотрудника ГИБДД?
На практике нередко бывает так, что у водителя возникают разногласия с сотрудником ГИБДД по поводу трактовки тех либо иных эпизодов, совершения правонарушения, и др. Свое несогласие можно выразить в протоколе; в особо сложных ситуациях вы можете потребовать прибытия на место вышестоящего сотрудника ГИБДД. Однако этого может оказаться недостаточно. К сожалению, в рядах ГИБДД еще встречаются сотрудники, которые могут игнорировать любые законные требования водителя, пользуясь своим превосходством, либо даже открыто злоупотреблять служебным положением. Иногда представители ГИБДД ведут себя грубо, бесцеремонно и неуважительно по отношению к водителю, не считаясь ни с какими этическими нормами и правилами и унижая его человеческое достоинство. В связи с этим возникает резонный вопрос: можно ли каким-то образом официально пожаловаться на неправомерные, с точки зрения водителя, действия инспектора ГИБДД, если на месте разрешить ситуацию не удалось?Да, в соответствии с действующим законодательством водитель может пожаловаться на действия сотрудника ГИБДД, как и любой гражданин — на действия (либо — бездействие) любого сотрудника полиции. К сожалению, знают об этом далеко не все наши граждане, и в данном разделе мы постараемся восполнить этот пробел.Порядок обращения граждан за судебной защитой регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в котором определена вся последовательность ваших действий. Этим документом установлено, что гражданин может пожаловаться на действия (либо бездействие) государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, и в том числе — на незаконное привлечение гражданина к административной ответственности органами ГИБДД, необоснованное признание вины в дорожно-транспортном происшествии и т.д. Форма жалобы законодательно не утверждена, поэтому при ее составлении рекомендуется использовать в качестве образца форму утвержденного искового заявления.Обязательными реквизитами любой официальной жалобы являются: полное наименование судебного органа, в который она подается, а также его адрес и почтовые реквизиты. После них указывается информация о составителе жалобы: ФИО полностью, место жительства согласно паспортным данным, почтовый адрес для получения корреспонденции (он может не совпадать с домашним адресом — например, вы можете использовать абонентский ящик на почте), а также контактные телефоны (желательно — номер не только домашнего, но и мобильного телефона).
После этого укажите информацию обо всех заинтересованных лицах (иначе говоря — сотрудниках ГИБДД, действия которых вы хотите обжаловать). Полный перечень реквизитов, которые будут указаны в жалобе, зависит от конкретной ситуации (например, вы можете не знать домашний адрес сотрудника, на работу которого хотите пожаловаться). Ниже мы приводим подробный перечень реквизитов, каждый из которых будет полезен.ФИО (полностью) сотрудника, на которого вы жалуетесь.Его должность, звание, по возможности — место работы Номер нагрудного знака.Данные служебного удостоверения.-Если сотрудник ГИБДД был на служебной машине — бортовой и государственный регистрационный номера служебной машины.Адрес места жительства (согласно паспортным данным либо фактический), адрес для получения почтовой корреспонденции.
Адрес места работы (если у вас есть название места работы инспектора, то узнать адрес — не проблема).
Контактные телефоны: домашний, мобильный, рабочий.
Чем более полно вы укажете информацию о сотруднике (сотрудниках) ГИБДД, на действия которого вы жалуетесь, тем меньше времени потребуется судебному органу для вызова ответчика (ответчиков) на судебное заседание.
После того, как вы изложили информацию о себе и об ответчиках, в середине следующей строки напишите слово «Жалоба» (по аналогии с тем, как, например, пишется заявление о приеме на работу, либо объяснительная записка, и т.п.), а под ним — опишите ситуацию и изложите суть жалобы.
При составлении текста жалобы руководствуйтесь приведенными ниже рекомендациями.
.Пишите кратко и лаконично, фразы стройте конкретно, логично и последовательно. Не отвлекайтесь на то, что не имеет непосредственного отношения к делу.
Если в силу тех или иных причин вы не можете представить суду документы, которые подтвердили бы вашу правоту, то заявите в суд ходатайство об истребовании письменных доказательств. При этом перечислите причины, из-за которых вы не можете самостоятельно получить эти документы. В данном случае вы должны сообщить, на основании чего вы полагаете, что доказательства находятся у данного физического или юридического лица.
Если вашу правоту могут подтвердить другие люди, то их следует пригласить на судебное заседание в качестве свидетелей. Приглашать свидетелей будет суд, а вы предварительно должны объяснить суду, какие именно обстоятельства, имеющие отношение к делу, могут подтвердить эти свидетели, и сообщить ФИО и координаты этих свидетелей.
В жалобе вы обязательно должны указать, какие именно действия представителя ГИБДД вы считаете неправомерными и ущемляющими ваши права, а также какие вынесенные решения сотрудника ГИБДД вы считаете необходимым отменить (например, постановление о наложении на вас штрафа, или о лишении вас водительских прав, и т.п.).
К жалобе следует приложить перечень документов, на которые вы ссылаетесь в тексте. Это может быть, например, копия протокола об административном правонарушении, постановление о лишении вас водительского удостоверения, и др. Эти документы можно отдельно перечислить в приложении.
Жалоба заверяется вашей подписью; также необходимо указать дату ее составления. Отнести жалобу вы можете лично, а можете — отправить по почте. В последнем случае следует это делать не обычным, а заказным письмом с заказным уведомлением — тогда письмо с вашей жалобой будет вручено под роспись, а вы через некоторое время получите уведомление о получении вашей жалобы, и личной подписью того, кто ее получил.
Не стоит забывать, что подача жалобы в судебный орган оплачивается государственной пошлиной в размере, который определен Законом Российской Федерации «О государственной пошлине». В настоящее время размер госпошлины составляет 15 % от минимального размера оплаты труда.
Однако не всегда необходимо подавать жалобу на действия представителя ГИБДД сразу в судебный орган. В большинстве случаев бывает целесообразно обратиться с жалобой по месту работы сотрудника, чьи действия вы считаете неправомерными. В данном случае при составлении жалобы вы можете руководствоваться теми же рекомендациями, перечень которых приведен выше.
Отметим, что в некоторых случаях бывает достаточно устной жалобы на действия того или иного сотрудника. Нерадивые и недобросовестные работники есть в любой организации, в том числе и в ГИБДД и, как правило, они хорошо знакомы руководству. Поэтому если вы столкнулись с одним из них, то его руководство наверняка отреагирует на вашу жалобу должным образом, понимая, что в данном случае правота, скорее всего, будет на вашей стороне.
              Некоторые вопросы назначения и проведения судебно-автотехнической экспертизы.
     1.Подготовка к назначению судебно-автотехнической экспертиы.
   2.Экспертиза обстоятельств ДТП.
   3. Наезд на пешехода.
   4.Экспертиза следов на транспортных средствах и месте происшествия.
  5. Основные экспертные термины и их определение.
   Первый вопрос: Юридическая оценка, правовой критерий действия лица, управлявшего транспортным средством, как правило ,следует вслед за техническими исследованиями и оценками.
   Вся сложность и ответственность защитника по делам данной категории заключается в том, что по мало-мальски сложным дорожным ситуациям, суды, как правило, опираются на экспертные исседования, и убеждить их в обратном даже при очевидности неправильности, а иногда и нелепости заключения, бывает очень трудно, а зачастую и невозможно.
   Из тех документов, которые доступны адвокату на первой стадии расследования особое винмание следует обращать на:
  А.Протокол осмотра места происшествия.
  Б. Схему ДТП.
  В. Фототаблицы.
 Все эти три документа следует тшательно проанализировать, сравнить в буквальном смысле слова, сопоставить. Дело в том, что как ни странно, но эти три  важнейшие документальные доказательства составляются разными  процессуальными фигурами, часто совершенно независимо и несогасуясь друг с другом.    Протокол  места происшествия составляется следователем. Схема-приложение к нему или ДТП сотрудником ГИБДД, а фотографирование производится экспертом. Это разделение труда  всегда надо пристально изучать. Не встречалось ещё ни одного дела, где бы между этими тремя факторами не было бы противоречий. нестыковок и просто опровергающих друг друга моментов.
  Сделайте копии этих документов, положите их рядом и вам будет всё ясно. Сразу отыщите, если они имеются: А. Место наезда или столкновения Б.Следы торможения.В.Следы и предметы. Зафиксированные на проезжей части( стекла,  вещи, обувь, грунт и т.д.)
  Г.Замеры, привязывающие транспортные средства к стабильным предметам места происществия, световым опорам, домам, Светофорам и.т.д.
Вообще этот вид экспертных исследований делится, с учётом предмета доказывания и специальных знаний на пять видов :
1.Экспертиза обстоятельств ДТП.2. Экспертиза технического состояния ТС.3.Экспертиза следов на ТС и месте проишествия.4. Экспертиза состояния дорог и дорожных условий.5.Инженерно-психофизиологическая экспертиза состояния и действий водителя и других участников ДТП.
 Второй вопрос: В рамках экспертизы обстятельств ДТП решаются следующие основные задачи :
-определение параметров движения (скорости, остановочного и тормозного пути ТС, времени преодоления ТС или пешеходом конкретных участков.).
-определелние удаления ТС, пешехода от места ДТП в заданные моменты времени.
-установление технической возможности предотвращения ДТП.
-установление надлежащих действий участников ДТП и возможности их выполнения в заданный момент.
- установление причинной связи между  действием (бездействием ) участника ДТП и его последствиями (наезд, столкновение ,опрокидывание )
-определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения,способствующих совершению ДТП
    К задачам, решаемым экспертизой технического состояния ТС относятся:
-установление технического состояния отдельных механизмов,систем ТС,
-определение причин и времени возникновения конкретной неисправности.
- возможность своевременного выявления возникшей неисправности водителем или иными лицами,
-влияние неисправности на развитие и возникновение ДТП,
-установление причиной связи между неисправностями  и ДТП,
-установление обстоятельств, способствующих возникновению неисправности;
 -установление технической возможности предотвращения ДТП при определённом техническом состоянии ТС
Четвёртый вопрос: Экспертизой следов на ТС и месте ДТП устанавливается:
-определение механизма ДТП
-установление механизма взаимодействия ТС при столкновении,установление механизма наезда на пешехода, препятствие,
-определение взаимного расположения ТС при ударе и направлении ударного воздействия;
-определение расположения ТС в момент  столкновения на проезжей части (места столкновения или наезда )
-установление факта движения или неподвижного положения ТС в момент удара
- определение части ТС, которой были нанесены повреждения потерпевшим или другому ТС.
- установление расположения лиц в салоне автомобиля на момент ДТП (только комплексно с судебно-медицинской экспртизой )
- определение наличия, времени и причины повреждения шин ТС ,гибких шлангов и резьбовых соединений (комплексно с трасологической экспертизой ).
И здесь приходится возвращаться к главному – осмотру места происшествия.
Изучая протокол осмотра или схему ДТП, обязательно убедитесь зафиксированы ли там и измерены ли расстояния:
-какие дорожные знаки и разметка регламентируют дорожное движение, где именно они установлены,
-если дорога не горизонтальна, в дорожной организации следует запросить  сведения об уклоне и подьёмах.
- ориентир для  размерной привязки всех следов -световая опора.угол здания,крупное дерево  и.т.д.
    Запомните главное правило: описание места происшествия ДТП должно полностью позволить в будущем его полностью реконструивровать. Поэтому каждый предмет, особенно автомашины должны быть размерно привязаны к этой самой выбранной опорной точке.
- какое покрытие было в момент происшествия, мокрое или сухое.
-возможности фотосъёмки трудно переоценить и если есть такая возможность, её надо обязательно использовать
- первыми должны быть зафиксированя следы, прямо или косвенно  указывающие на место совершения ДТП.
-положение автомобиля, трактора, мотоцикла, велосипеда всегда осуществляется расстоянием от оси соответсвующего колеса.
-первые же действия  должны быть направлены на установление места наезда на пешехода или столкновения автомобилей.
   За место наезда или столкновения принимается точка на дороге ,соответсвующая тому месту, где препятствию был нанесен первоначальный удар. В случае встречного столкновения установление места столкновения по ширине дороги практически всегда указывает на водителя, выехавшего за пределы надлежащей полосы и, как следствие, нарушившего ПДД.
   Третий вопрос: неаезд на пешехода. Наиболее распространённый вид экспертного исследования.            
   Как исходные данные, обязательно, необходимы данные о пути и скорости движения пешехода, или времени движения пешехода, а опасной по отношению к автомобилю зоне. Особенно это касается движения пешехода по дороге с пониженными сцепными свойствами, в зимней одежде ,в тёмное время суток, в состянии алкогольного или иного опьянения, пешехода-инвалида, с ребёнком на руках
   Очень важно определить момент возникновения для водителя опасности, момент, когда он должан был принимать меры для предотвращения ДТП.
  Исходя из Правил Дорожного движения, следует, что опасность для движения считается возникшим в тот момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что:
-на полосе движения ТС находятся неподвижные предметы,
-на полосе движения ТС идут пешеходы (движется велосипедист ,гужевая повозка ) во встречном или попутном направлениях )
-на полосе движения ТС движется встречное ТС или попутное ТС с меньшей скоростью,
- пешеход вышел на проезжую часть данного направления и приближается к полосе движения ТС;
-пешеход возобновил движение после остановки на проезжей части или изменил направление движения;
-пешеход (иное препятсиве) появился из-за обьекта ,ограничивающего обзорность;
-ТС, не имеющее преимущества,  выезжает на полосу движения данного ТС;
-в процессе обгона  обгоняемое ТС начинает совершать поворот налево ;
-встречное ТС выезжает с заносом на левую сторону проезжей части 
-появляется неисправность, угрожающая безопасности движения;
-ребёнок, стоящий перед проезжей частью, намеревается её пересечь и смотрит в противоположную сторону, ожидая проезда встречного транспорта;
- у проезжей части расположена группа детей, часть которых уже находится на проезжей части,остальные готовятся к этому;
- ребёнок, вышедший на проезжую часть или идущий ( бегущий ) к ней не смотрит в сторону приближающегося транспортного средства ;
- у проезжей части находятся дети, увлечённые игрой ;
- на проезжую часть вышло лицо престарелого возраста или незрясий с тростью;
- на проезжей части находятся лица выполняющие работу и не обращающие внимания на прибилжающееся транспортное средство;
-лицо, вышедшее на проезжую яасть не контролирует свои действия,  поведение ;
- на проезжей части находятся животные;
    Типовые вопросы ,ставящиеся  на разрешение экспертизы по исследованию обстоятельств наезда .
1. С какой скоростью двигалось ТС  в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из установленной длины следа торможения ?
2. Какой тормозной или остановочный путь имеет ТС в условиях места происшествия ?
3.На каком расстоянии от места  наезда находились ТС в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных, или появления его из-за объекта ,ограничвающего обзорнось?
4.Раполагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных, или появления его из-за объекта, ограничивающего обзорность ?
5.Успевал ли пешеход при том же темпе движения удалиться за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение ?
6.Где относительно места наезда располагался пешеход, когда ТС находилось от места наезда на расстоянии  остановочного пути ?
7. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель ТС в заданной ситуации и соответствовали ли им его действия ?
  Типовые вопросы,ставящиеся на разрешение экспертизы по исследованию обстоятельств столкновения ?
   1.С какой скоростью двигалось ТС-1 и ТС -2  перед торможением, если длина следа юза до столкновения состаляет …м после столкновения ТС-1  развернулось на ..градусов  и продвинулось   до остановки на …м,преодолело бордюр высотой  …м и опрокинулось на бок (крышу ) ?
   2.На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекрёсток (или выезда на его полосу в момент обгона, или объезда ТС-3, или в иной момент ?
   3.Какой остановочный путь ТС-1 в данной дорожно-транспортной ситуации при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или следователем ?
   4.Имел ли водитель ТС-1 тезхническую возможность избежать столкновение, если бы применил экстренное торможение в момент…?
 Тут следует остановиться более подробно. Речь идет о самой обшей, наиболее часто применямой в административной, я бы сказал. Наиболее ходовой статье ПДД   10.1   
«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимолсть в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
   При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры  к снижению скорости вплоть до остановки траснпортного средства.
 Здесь вступают в непримиримое противоерчеие два правовых определения « мог и должен»
  5.Имел ли техническую возможность (успевал ли ) водитель ТС-2  выехать за пределы  полосы движения ТС-1, если последний, двигаясь с разрешённой скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости ?
   6.Какими пунктами Правил должен был руководствоваться   водитель ТС-1  в данной ДТС и и соответствовали ли его действия требованиям ПДД ?
  7.Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 и ТС-2 с данным происшествием ?
8.Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения ?
 9. Где относительно границ  проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?
   Не так уж и редки случаи, когда в материалах дела содержатся несколько экспертных исследований,  касающихся одних и тех же вопросов, хотя эскпертизы могут быть  различные.
     Например, автотехническая и трасологическая.
     В таких ситуациях следует помнить разьяснение Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 1996 года «О судебном приговре « пункт шестой которого  предписывает судам в случаях, когда  в деле имеется несколько заключений экспертов, содержащих различные выводы по одним и тем же вопросам, дать в приговоре оценку каждому из них в совокупности с другими доказательствами по делу и привести мотивы, по которым он согласился с одними и отверг другие.
  Повторная экспертиза может назначаться, если есть сомнение в правильности заключения, его обоснованности. Обычными основаниями для возникновения сомнений явялются :
-противоречия между заключениями и выводами нескольких экспертиз,
-противоречия между заключением экспертизы и другими материалами уголовного дела,
-нарушение закона, допущенное при назначении и проведении экспертизы ,
-появление в деле новых доказательственных фактов ,обстоятельств, которые фигурировали в процессе ранее имевших место экспертных исследованиях.(адвокат должен инициировать их появление в случае получения нежелательного заключения эксперта)
                С Л  О В А Р И К
                ( о сути некоторых терминов )
   Аварийная обстановка –дорожная ситация, в которой водитель ТС уже не в состоянии обеспечить безопасность движения и не располагает  технической возможностью предотвратить происшествие.Аварийная обстановка возникает в том случае, если водитель мог обнаружить препятствие на расстоянии,превышающим остановочный путь,но не принял своевременных мер для предотвращения происшествия ,или если он мог обнаружить препятствие на расстоянии уже меньшим,чем остановочный путь ТС. Аварийная обстановка создается теми водителями ,которые своими действиями не соответствующими правилам лишают себя или других участников дорожного движения технической возможности предотвратить происшествие.
   Время реакции водителя- промежуток времении с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опастности для движения до начала воздействия водителя на органы управления ТС.
   Выбоина –углубление на дорожном покрытии проезжей части дороги со сторонами 100х50 мм и более.
Занос транспортных средств –угловое перемещение ТС с ту или иную сторону под влиянием внешних возмущающих воздействий, вызывающих боковое скольжение колёс.
Линия столкновения –прямая линия, совпадающая с направлением вектора равнодействующей импульсов сил,воздействующих на ТС в процессе его взаимодействия при столкновении с другим ТС.
Механизм  столкновения, наезда ,опрокидывания - взаимосвязь причин, условий возникновения столкновения и факторов определяющих их появление. Механизм определеятся направлением , скоростью движения ТС и характером препятствия, их взаиморасположением в момент удара и после него, характером полученных при ударе повреждений. Для установления механизма требуется траспортно-трасологическое иссследование.
Наезд- ДТП, заключающееся в контакте транспорного средства с неподвижным препятствием, а также с пешеходом, велосипедистом,
животными.
   Опасная зона –пространство около движущегося ТС,нахождение в пределах которого может привести к возникновению происшествия.
Опрокидывание - ДТП, при котором ТС вследствие неправильных приёмов управления, неблагоприятных дорожных условий,технической неисправности или каких-либо других причин,
потеряло устойчивость и перевернулось вверх днищем или повалилось набок.   Техническая возможность предотвращения ДТП– наличие условий, позволяющих избежать наезда, столкновения, опрокидывания путём снижения скорости, остановки ТС или маневра, определяемых техническими данными и особенностями ТС, доорожно-транспортной ситуацией и соответствующим ей значением времени реакции водителя. Водитель располагает технической возможностью предотвратить ДТП, если он успевает остановить ТС, не доезжая до места встречи с препятствием, или объехать его, либо снизив скорость, позволяет подвижному препятствию выйти за пределы опасной зоны.Угол столкновения – угол между направлением вектора относительной скорости движения ТС при столкновении и его продольно осью.Опытный адвокат, специализирующийся двадцать лет  по дорожно-транспортным происшествиям Селиверстов Владимир Иванович окажет вам всяческую правовую помощь:-консультации по отдельным проблемам  дорожно-транспортных дел;-составление жалоб, исковых заявлений, писем, запросов;- защита и  представительство на предварительном следствии, в мировых и федеральных судах по гражданско-правовым и уголовно-правовым делам всего спектра  действующего законодательства..   Телефоны  75-27-97, 8-915-672-61-27.