Визит

Ааабэлла
Один монах чтением Писания и его толкователей искренне пытался понять, зачем Создателю Дьявол, сеющий зло?
И пришёл к выводу:  для проверки людей искушением.   Дабы определить достойных наказания в Аду. И восхитился Высшей Мудрости мироустройства.
Но во сне к нему пришёл Люцифер и задал вопрос:
- До первого искушения на земле был Рай, так?
Монах онемел, поэтому Искуситель повысил голос:
- Отвечай!
- Дда… еле слышно выдохнул любопытный, не в состоянии шевельнуть пальцем.
А Дьявол продолжил:
- Без воли Господа не явился бы там змий…
Он сделал паузу, глядя на онемевшего монаха. Тот не возражал.
 - …и не свершилось грехопадение, о котором Творец не мог не знать заранее, ведая натуру вашу.
Люцифер поднял вверх указательный палец.
- Кто создал вас такими? Он? Говори!
- Кто ж ещё… - вынужден был пробормотать монах.
- Всё, что творится с тех пор – Его замысел, не так ли? Не слышу!!
- Получается…
- Мы с тобой – оба Его жертвы, которые ничего не могут с этим поделать. Каждый из нас выполняет Его волю. Только ты ещё по глупости благодарен Ему за это, восхищаясь подобным устройством мира… Так?

Монах не знал, что сказать, заливаясь слезами.  «Ангел, где ты, мой ангел? – лишь шептал он, - Помоги!»
Услышав его мысли, Князь Тьмы усмехнулся:
- Ангел – это я. В прошлом. Видишь, что со мной сделано?.. Но по прошествии лет я не в обиде за то.  Ведь у меня куда больше свободы, чем у прочих рабов Божьих.  Тем более, ангелов.  Правда, ценность свободы способен понять лишь тот, кто её испытал и кому по плечу её бремя…
Тут монах собрался с духом и стал перечить:
- У тебя не свобода, раз ты -- тоже Его замысел. У тебя просто больше власти.
Люцифер первый раз с интересом взглянул на него:
- Свобода делать то, что хочешь, и есть власть.
- То есть, - уточнил монах, -  ты сам хотел делать то, на что обречён, хотя только что мне на это жаловался?
Люцифер протянул:
- Молодец… Нашёл, как использовать мои же слова против меня. Однако не считаешь ли ты, что и наш с тобой Господин не волен в своём выборе?
Так как монах отрицал это, добавил:
- А значит, Он – хуже нас с тобой, которые выбирать не могут. Ведь нас-то Он мог выбрать и получше, и для иного!  По крайней мере, тебя, в качестве более толкового своего защитника.
Монах разозлился:
- За что было давать Рай тем, кто его, возможно, недостоин? То же и с Адом!

Люцифер осклабился:
- Выходит, я определяю кого куда… и без меня никак. Ну, а как же тогда со всеведеньем Всевышнего? Не умаляешь ли ты Его?
Дьявол явно паясничал.
Монах нашёлся:
- Так увидят сами люди! Что ж, им, даже не пожив, сразу отправляться к тебе или… к Господу?
Сатанинский хохот зазвучал в ответ. Отсмеявшись, Дьявол сказал:
- Представил себе эту картину… как сразу сортируют младенцев… Впрочем, их бы и не было в таком случае. Я должен понимать тебя так, что мы вместе делаем нужный Ему труд? Сотрудничаем. Я гублю души изначально того стоящие, а ты спасаешь тех, кто и так должен быть спасён. Короче, имитируем работу!
И Люцифер вновь захохотал.
- Ты-то, как раз не имитируешь! – воскликнул монах, - А я пока пытаюсь спасти только одну душу – собственную. Изыди, Искуситель!
- Как я могу? У меня же задание! – дурачился Дьявол, - Разве я не помогаю тебе оттачивать аргументы в защиту Высшего Замысла? Ты должен быть мне благодарен!
Несчастный монах с отчаянием подумал: «За что мне такое наказание…»
А его гость ответил:
- Слишком умным хочешь быть! Считать, что постиг чужие замыслы… Тогда как тот, насчёт кого уверен, и сам их может не понимать. И не знать к чему приведут. А надо бы тебе лишь верить по-пёсьи – а выше собачьей верности не бывает – и не умствовать, пытаясь объяснить то, чего не постичь. Любая попытка разумно обосновать, исходя из своей логики, попахивает сомнением (иначе зачем обосновывать?) и ведёт ко мне. Бо вера не терпит рассуждений, которые существуют в качестве её противовеса.
- Но к чему же тогда, в отличие от собак, нам дан такой разум? – простонал монах, - не токмо же для соблазна!
- Говоришь, дан тебе разум? Вот ты и подумай, когда стоит им пользоваться, а когда нет.
И Люцифер стал таять, размываясь, но до монаха донеслись его слова:
- Будут ещё вопросы – обращайся!