6 гвардейская втад. 70 лет

 Освобождение Украины от немецко – фашистских захватчиков, осенью 1943 года, было важным событием в истории Великой Отечественной войны. Огромными усилиями всего Советского народа оккупанты были изгнаны с территории страны. Победа далась нелегко. Почти каждая семья потеряла в этой войне родных и близких людей.
 Сегодня, мы памятью своей восполняем свой долг перед павшими, и перед тем поколением, которое принесло нам Победу.
 
 В эти же дни, знаменующие освобождение Украины, мы отмечаем юбилейные праздники воинских частей, которые создавались в огненные годы войны. Личный состав этих частей внёс большой вклад в освобождение Украины.
 В послевоенные годы, авиационные части дивизии крепили военное могущество страны. 
 На Криворожье, в эти дни, ветераны  отмечают 70 – летие 6 гв.втад (гвардейская военно-транспортная авиационная дивизия) и 363 втап (военно-транспортный авиационный полк).

12 сентября 2012 исполняется 70 лет со Дня формирования 6 гв. втад.

Накануне юбилейного события, мне хотелось бы, напомнить читателям о  военном времени, когда создавалась авиационная дивизия.
В тяжёлый, 1942 год Сталинградской битвы,  Командованием 8-й Воздушной Армии было начато формирование 290 штурмовой дивизии, которая и положила начало боевому пути 6 гвардейской военно-транспортной дивизии.
  Уже в декабре 1942 года дивизия вступила в боевые действия на Сталинградском фронте. Вооружённая самолётами ИЛ-2, дивизия штурмовала вражеские позиции под Запорожьем, Кривым Рогом, участвовала в боях по освобождению Украины.
  Отличилась дивизия в боях под  Запорожьем.
  В 1943 году ей присвоено звание «гвардейская», а затем присвоено почётное наименование «Запорожская».
 Боевые действия в Белгородско-Харьковской, Львовско-Сандомирской,  Берлинской и др операциях принесли заслуженные награды.
 В 1944 году дивизия награждена орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени, а в июле 1945 года – орденом Красного Знамени.
 За боевую работу, 13 лётчиков дивизии получили звание Героев Советского Союза.
 Победу в Великой Отечественной Войне, личный состав праздновал на территории Австрии.
 После окончания войны, дивизия была переформирована, в г. Белая Церковь, из штурмовой  в военно - транспортную и переименована в 6 гв. втад. На вооружении самолёты: Ли-2; Ил-12; Ту-4Д.   
  В 1955 году управление дивизии переведено  в г. Кривой Рог.
 Основными самолётами дивизии стали Ан-12, а затем Ил-76.
 Подчинённые авиаполки с частями обеспечения располагались на аэродромах:  Долгинцево /Кр.Рог/, Запорожье, Арциз.
 Все авиационные части, в мирное время, всегда были тесно связаны с жизнью городов, в которых они располагались.
 Управление дивизии  принимало активное участие в жизни г. Кривой Рог. Командиры дивизии: генералы Савельев В.Д., Захаров В.В., Козий И.И., Кочергин Г.П., Одинцев А.К., - всегда были депутатами Горсовета.  В  Кривом Роге, как нигде, успешно решались вопросы с жильём для офицеров. Лучшим, среди авиагородков ВВС, был признан городок в Долгинцево.
 Особую поддержку воины – авиаторы получали от политического и городского руководства города в лице: Стежко С.А. , Гутовского Г.И. , Любоненко Ю. В.
  За весь послевоенный период, авиационные полки соединения были востребованы не только для задач Министерства Обороны, но и для народно- хозяйственных нужд.
 Землетрясение в Армении в 1988 году, ужасом разрушений, поразило весь мир. На помощь пришли все союзные республики.
 Под руководством  Председателя Горсовета Г. И. Гутовского,  предприятия города выделили специальную технику для разбора завалов. Эта техника на самолётах Ил-76 дивизии, в считанные часы, была доставлена в Армению, где она приступила к работе в наиболее пострадавших районах.
 Авария на Чернобыльской АЭС снова мобилизовала предприятия города для помощи пострадавшим районам.
 На самолётах дивизии эта помощь пришла незамедлительно.
 Боевая работа в частях дивизии всегда была напряжённой. Днём и ночью поднимались воздушные корабли над Кривым Рогом, чтобы совершенствовать своё мастерство в воздухе. Осваивалась новая техника, готовилось молодое поколение авиаторов, отрабатывались новые приёмы использования военно - транспортных самолётов в содружестве с воздушно-десантными войсками. Плоды этой работы не прошли напрасно. Вскоре боевые задачи в Афганистане, в Африке и в странах Ближнего Востока потребовали максимального мастерства для выполнения сложных задач. Был освоен особый способ захода на посадку с максимальной скоростью снижения в районе аэродрома, для предотвращения поражения средствами ПВО. Такой способ ранее не выполнялся ни одним самолётом в мире.  Многие авиаторы за успешное выполнение таких задач были награждены правительственными наградами. Некоторые из них до сих пор проживают в Кривом Роге.
 
 Особо напряжённой была работа у авиаторов дивизии в период проведения крупных учений и маневров.
 Наряду с авиационными полками максимальной была нагрузка  на части тыла и связи. Тысячи тонн топлива доставлялись к самолётам в период интенсивных полётов, а каждый самолёт в воздухе был под контролем специалистов радио-технических подразделений.
 Велико было значение  специалистов метеослужб, офицеров штаба и командного пункта.  На учениях Министерства Обороны, как правило, отрабатывались вопросы взаимодействия с частями ВДВ при выброске больших воздушных десантов. 

 Самолёты дивизии с десантом на борту взлетали с разных аэродромов, в воздухе объединялись и  выстраивались в общую колонну. После длительного полёта экипажи выходили на площадку для десантирования далеко, иногда, за пределами своей страны. При этом точность выхода для десантирования по времени должна была быть с отклонением не больше 1 минуты.
 Высокое мастерство экипажей Криворожской авиадивизии не раз отмечалось в приказах командования и в многочисленных наградах лучших авиаторов.
 Музей, созданный авиаторами авиагородка Долгинцево, под руководством штурмана полка п/п-ка Ефимцева С.А. в школе №84, собрал многочисленные свидетельства этой напряжённой боевой работы. Теперь школьники – экскурсоводы этого музея рассказывают всем посетителям музея о ратных делах своих отцов и дедов. Думаю, им есть чем гордиться. Родители умело владели сложной боевой техникой и  использовали её для выполнения важных государственных задач.

 После распады нашей общей страны, все авиационные части были расформированы. Авиаторы дивизии стали ветеранами, многие проживают в Кривом Роге и, до сих пор, трудятся на предприятиях города.
 Особым уважением пользуются ветераны Великой Отечественной Войны. Так, гвардии полковник Алисов В.А., который на завершающем этапе своей службы был начальником штаба 6 гв. втад, начинал свою боевую карьеру в качестве штурмана бомбардировщика, бомбившем Берлин. Его бомбы были предвестниками победы для всего мира.
  Алисов В.А. и сейчас возглавляет колонну ветеранов на празднике 9 Мая в Ц.-Городском районе города Кривой Рог.
 
 В канун 70-летнего юбилея дивизии, пожелаем всем ветеранам здоровья, долгих лет жизни и не угасающей энергии в воспитании детей , внуков и подрастающего поколения.
                / Статья  опубликована в местной газете "Червоный гирник"  29 сентября 2012 г./


Рецензии
Очень понравилось. Спасибо, боевой товарищ!Здравия, благополучия!

Ефим Масти   25.06.2013 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо, и Вам! За поддержку моих творческих проб. Я только учусь.

Эдуард Зайцев   29.12.2014 10:57   Заявить о нарушении