Петра. путевые заметки

Леонид Пауди
Находиться в Эйлате и не прогуляться в Петру!? –Такого я бы себе не простил.
Организатор экскурсии заехал за мной в гостиницу на рассвете и повез меня к основной группе, уже томившейся на остановке автобуса, который должен был отвезти нас к границе с Иорданией спозаранку, используя утреннюю прохладу.
Но водитель, как человек восточный, видимо не привык торопиться, так что мы успели вкусить ласковое отношение к нам поднимающегося солнца и основательно подготовиться к предстоящему путешествию.
Но все имеет конец. Наше терпение было вознаграждено. И через какие-то пол-часа мы оказались на границе. Оформение перехода границы было недолгим, и вскоре я оказался на иорданской стороне. Получив некоторую передышку перед экскурсией, я зашел в небольшой магазинчик у границы, чем-то похожий на дьюти фри. Там шла довольно бойкая торговля. Еще бы! Туристы были из разных стран и каждому хотелось приобрести какой-либо сувенир. В основном шли магнитики на холодильник, покупалась куфия, которую добровольные помощники продавца тут же прилаживали на голову покупателя. Приятно поразило наличие книг, посвященных Петре, на всех основных языках мира, включая русский.
Наконец, нашу группу позвали.
-Я буду вашим экскурсоводом. Меня зовут Самир. – Сказал симпатичный молодой иорданец на хорошем русском языке. – Все пройдите к автобусу номер...
И мы послушно направились к автобусу.
Вскоре мы выехали на королевскую дорогу, которая пролегла от Акабы на берегу Красного моря до Амана (столицы Иордании) и дальше на север. Нам предстоял путь под жарким солнцем иорданских гор, дополненым знойным дыханием Аравийской пустыни.
Все-таки все экскурсоводы мира одинаковые. Где-то через час пути Самир объявил остановку под обычным предлогом туалета, и мы оказались на импровизированном базарчике, где продавалось все, что угодно, только, на мой взгляд, никому не нужное. По крайней мере мне. Я закурил и взял в руки камеру.
Панорама была великолепная. Наша остановка была на высоком перевале и, на сколько простирался взгляд, были видны горы, теряющиеся где-то далеко в дымке.
Вдруг мимо меня прокатился колючий шар. Очень похожий на перекати поле, только крупнее, да и колючки были повнушительнее. Я спросил у Самира:
-Им верблюды в футбол играют?
-Если бы ты читал Бунина, ты бы не задавал глупых вопросов. – Ответил Самир.
Вот тут-то у меня отвисла челюсть.
-Самир, ты знаешь русскую литературу?
-И украинскую, кстати, тоже. Только хуже. – Ответил он.
-Откуда?
-Я учился в Киеве и Харькове. – Сказал Самир. – Изучал в Украине туризм и гостиничное хозяйство.
-Тогда все понятно. Расскажи же об этом колючем шарике.
-Это Роза Иерихона. - Сказал Самир. - В древние времена в знак веры в вечную жизнь и воскресение из мертвых в могилы клали Розу Иерихона. Почему этот жесткий колючий клубок так называется?.. Кто его знает. Существует предание, что так назвал его святой Савва Освященный, который избрал для своей обители вызженную солнцем мертвую долину в Иудейской пустыне. И для него Роза Иерихона стала символом воскресения. Если этот клубок колючек унести за тысячи километров от его родной пустыни, он будет лежать таким же серым и безжизненным. Но, если его положишь в воду, то в скором времени он станет распускаться и давать мелкие листочки и розовые цветки. Может быть поэтому святой Савва и назвал эту колючку таким именем потому, что его сердце, оторванное от людей в добровольном изгнании, радовалось этому возрождению. Потому, что нет смерти, пока живет в тебе память, то, чем ты жил когда-то, то, что любил, пусть даже ты и оторван от своей земли