Разбитая мечта

Андрей Рачковский
День начинался как обычно, не предвещающий ничего нового и интересного. Как и многие другие, такой же пасмурный, такой же хмурый, с мелким моросящим дождем. Обычный день, в котором смерть ходит за тобой по пятам, подкарауливая на каждом шагу. Обычный день, в котором мутанты ждут тебя – свою добычу, свой обед, а может, завтрак или ужин. Обычный день, в котором мародеры и бандиты подкарауливают тебя, сталкера-одиночку, чуть ли не под каждым кустом, чтобы оборвать твою никчемную жизнь девятью граммами свинца и завладеть твоим нехитрым скарбом.  Обычный день, в котором притаились смертельные аномалии. А ты иди, сталкер, обходи аномалии, обманывай бандитов, не попадайся мутантам, иди, ловя рентгены… И тогда, может быть, позавидовав твоей удаче, сама Зона подарит тебе еще один денек жизни. Такого же, как и все остальные, в котором все также смерть будет ходить за тобой по пятам, а аномалии, мутанты и бандиты будут устраивать засады…

… Я проверил автомат, с тоской посмотрев на последний рожок патронов, связал очередным узлом снова порвавшийся шнурок на берце, последний раз окинул взглядом свое убежище и вылез наружу. Мой схрон был прост до невозможности – заброшенная вентиляционная шахта, коих по Зоне было несметное количество. Шахта внутри обвалилась, образовав нору пару метров в диаметре, сверху закрывающуюся толстым чугунным люком. Неплохое убежище – мутанты не проберутся, а сталкеры не сунутся – таких люков, который служил входом в мое убежище, по всей Зоне было немеряно понатыкано. Ну а мне в самый раз. Не раз я в ней свою шкуру сталкерскую спасал…

Выбравшись на сталкерскую тропу, я повернул в сторону Свалки и неторопливо зашагал, проверяя дорогу. Вообще-то, я планировал наведаться на Агропром, побродить там по окрестностям, глядишь, немного артефактов бы понабрал. Но на Свалке, неподалеку от заброшенного КПП, нарвался на бандитов. Еле ноги унес, спасибо одиночкам с кладбища техники, прикрыли. Бандиты туда не рискнули соваться, покружили вокруг и убрались. Не такая я уж важная птица, чтобы меня пасти, иду к тому же не из Зоны, а в нее, родимую. Пустой, значит, да и снаряга у меня довольно потертая, никакой ценности… А потом, когда от одиночек уже на приличное расстояние отошел, угораздило на псевдособак нарваться. Отбился, благо стая небольшая была, но патронов потратил много… Не заладилась у меня ходка. С самого начала…

Поэтому я решил идти на Свалку, к старому депо – там одиночки постоянно ошивались, может, кого из знакомых встречу, патронами хоть разживусь. Ну, а если нет – значит, идти мне к блокпосту Долга, а там в Бар. Без боеприпасов по Зоне мотаться… Я, конечно, может быть, и дурак, раз эту свалку радиоактивную, что Зоной зовется, уже не первый год топчу, но не настолько, чтобы по ней без патронов разгуливать.

… Я уже почти дошел до Свалки, когда вдруг ожил мой ПДА. От его писка, тревожного и пронзительного, мне стало не по себе. Что означал сигнал, который мне настойчиво выдавал ПДА, я понял еще до того, как остановился и посмотрел на экран. SOS. Три простых буквы, в которых крылось очень многое. Я не раз сталкивался с такими сигналами, сколько раз сам подавал такой сигнал… Сигнал SOS, просьба о помощи… Кто-то сейчас находится в крайней ситуации, что вынужден был подать этот сигнал. Возможно, отбивается от мутантов; возможно, наседают бандюки… Не отозваться на него невозможно… Кто знает, может, завтра ты окажешься на месте этого бедолаги, и уже сам будешь посылать SOS, моля о том, чтобы кто-нибудь, находящийся поблизости, отозвался на твой призыв. Кроме бандитов, конечно. Да и не принято у сталкеров просящего о помощи в беде бросать, пусть даже и незнакомого. А сигнал шел как раз с неизвестного мне ПДА. Ну да нечего делать, нужно идти на сигнал. Даже с последним рожком патронов. Взглянув на координаты, я чуть не присвистнул – сигнал шел с низины, что на Свалке, в стороне от депо. Низина эта просто пестрела аномалиями, почти по всей ней был повышенный уровень радиации, даже мутанты туда не захаживали, кроме кабанов и псевдоплотей. Ну, с псевдоплотями понятно – эти твари в самом пятне радиации себя чувствовали, как говорится, как сыр в масле. Кабаны же и те старались не захаживать в ту низину. Кого же туда занесло, Зона его дери?

Зайти сначала в депо? Тоже не дело – они, конечно, сигнал тоже засекли, но я сейчас ближе них нахожусь, значит, быстрее и до места доберусь. Я снова поменял направление. Теперь я шел еще осторожнее, внимательнее осматриваясь по сторонам и более тщательно проверяя путь. Хвала Зоне, до низины я добрался без происшествий, не попав в аномалию и избежав встречи с мутантами. Я залег за небольшим холмом на краю низины, сверил координаты ПДА и осмотрел окрестности в бинокль. Судя по координатам, сигнал идет из-за тех вон огромного диаметра бетонных труб. Живности поблизости не видно, по крайней мере, мутантов. Людей тоже. Хотя кто его знает, трубы – отличное укрытие, если это ловушка. Как бы там ни было, нужно проверить.

За трубами никого не было. Ни людей, ни трупов. Ловушка? Но сигнал все еще шел. По данным ПДА, я стоял возле источника, но рядом со мной ничего не было. Уже решив уходить, я случайно бросил взгляд внутрь одной из труб - там на боку лежал человек. Вот и источник сигнала. Попал бедолага в низину, выхода из нее найти не смог, вот и послал сигнал. К тому же раненый, видно, сознание потерял, пока помощь ждал, поэтому и не отозвался мне навстречу. В двух шагах от лежавшего я понял, что человек не ранен. Пославший сигнал о помощи был мертв.  Протиснувшись внутрь трубы, я перевернул его на спину - на меня смотрело окровавленное лицо незнакомого мне сталкера. Умер он уже давно, труп уже остыл и начал коченеть. Что же ты, дружище, не дождался-то помощи? И кто ты хоть такой? Как знать, кто отдал Зоне свою душу? Незнакомец был одет в новенький, но сейчас рваный и окровавленный камуфляж, неподалеку от трупа валялся «Абакан» с оптикой. Я отстегнул магазин от автомата – полный рожок.  У мертвого сталкера был небольшой, тощий вещмешок, в котором обнаружилось еще три полных, снаряженных магазина, пара банок тушенки, разбитый ПДА и что-то завернутое в тряпку. Развернув тряпицу, я присвистнул от удивления – «Пузырь»! Артефакт, который непонятным образом нейтрализовал радиацию. Очень редкий артефакт и безумно дорогой. С «Пузырем» можно было без каких-либо последствий идти прямо по радиационному пятну. Да что там по пятну – с ним по Саркофагу на ЧАЭС можно разгуливать без всякой защиты!

Патроны я переложил к себе. От «Абакана», но к моему АКМу тоже подойдут. «Пузырь» я осторожно, чтобы не отломить не одного хрупкого отростка, снова замотал в тряпку и тоже переложил к себе в вещмешок. Автомат был изрядно побит, но оптика была отличной. Снять ее с «Абакана» и прикрепить на АКМ – минутное дело. С оптикой мой автомат стал смотреться куда круче. Прислонив автомат к трубе, чтобы, если что, было можно быстро его схватить, я продолжил осматривать труп. Больше в вещмешке не было ничего. Я принялся осматривать карманы. Это не было мародерством. Это – норма сталкерской жизни. Мне пригодятся и патроны и оптика, артефакт уж тем более, а мертвому сталкеру они уже ни к чему. Вот такие вот правила… Жестокие и негуманные, как и все в этой проклятой Зоне… Мародерством было бы, если я грохнул сталкера из-за его хабара.

Документы я, само собой, не надеялся найти – какой сталкер таскает по Зоне свой паспорт? Разве что идиот на всю голову. Все паспорта сталкеров - у кого они есть, конечно - хранятся у торговцев… В карманах у мертвого сталкера обнаружились несколько тетрадных листов, перепачканных в крови и слипшихся; открытая и смятая пачка сигарет; дешевая зажигалка; самая обычная шариковая ручка и небольшой блокнот, местами тоже перепачканный кровью. Все. Больше при себе мертвый сталкер не имел ничего. Я отключил сигнал с его ПДА, сунул в вещмешок – отдам Бармену, он сумеет установить личность погибшего.


Я сидел возле бетонной трубы и смолил сигарету. Сизый дымок клубился вокруг меня. Мысли невольно крутились вокруг погибшего сталкера. Спасибо тебе, незнакомец! Пусть Зона примет твою душу! Идя на Агропром, я надеялся найти лишь «Медузу», «Каменный цветок», и, если повезет, то «Ломоть мяса». А уж если очень повезет, то «Золотую рыбку». О «Пузыре» я и мечтать не смел…
Я взял в руки блокнот и раскрыл его. Первые несколько листов были окровавлены, прочесть написанное было невозможно. Пробежал глазами по строчкам, которые можно было разобрать. Дневник. Дневник сталкера. Докурив, потушил окурок и зашвырнул его между труб. Подумав, прикурил новую сигарету и, снова раскрыв дневник сталкера, стал читать написанное неровным, немного корявым почерком.

«…теперь, благодаря карте и арте… (заляпано кровью, не разобрать написанного)… у нас появилась надежда. Ребята стали задумываться над желаниями. Я же, в отличие от них, нисколько не задумываюсь. Я ЗНАЮ, зачем я иду… Это – моя мечта. Это из-за нее я здесь, в этом проклятом месте…Прошу, подождите еще немного, мои дорогие, мои родные, я скоро все сделаю… Моя мечта исполнится...»

Я выбросил окурок и перевернул страницу.

«…как я жалею, что ушел тогда… из-за меня они тогда все погибли… если бы я не ушел, они бы остались дома… мать, отец, сестренка… все были бы живы… Не было бы ничего тогда – ни моих поисков, ни пьяного водителя, вылетевшего на встречку…  Как я жалею! Но осталось совсем немного, и я все исправлю. В этот раз я все сделаю правильно…
…Все немного волнуются. Я их прекрасно понимаю – еще немного, и исполнятся их мечты. Вот только всех ли? Сколько нас останется? Не хочу думать об этом… Видимо, они тоже временами об этом задумываются, так как порой в их голосах, в их взглядах сквозит неуверенность… Им еще не поздно отказаться от всего, у них есть выбор. В отличие от меня. Я сделал свой выбор давно. Не тогда, когда мы решили. Даже не тогда, когда карта оказалась у нас в руках. Я сделал свой выбор намного раньше… Мне нет дороги назад… Я исполню мечту, или погибну, но не вернусь…»

Я перевернул страницу и мне в руки выпал клочок бумаги. Это была газетная вырезка какой-то статьи, вернее, ее части. «Зверское убийство! – гласила надпись, - Сегодня, 21.06.201… года, был зверски убит сын мэра города. Убийца хладнокровно расстрелял его из пистолета Макарова, выпустив полную обойму. Нужно заметить, что погибший всего два назад выписался из больницы, куда попал в результате автокатастрофы, в которой погибло три человека. На данный момент личность убийцы установлена, а он сам объявлен в федеральный розыск». Я снова закурил. У меня стала складываться картина всего  произошедшего, газетная вырезка лишь подтвердила ее.

Дальше в блокноте было выдрано приличное количество листов, запись продолжалась неровным почерком, словно писали на неровной поверхности:

…«Карта не врет! Проход действительно есть! Нам удалось прорваться, правда, потрепали нас нехило. И мы потеряли друга… Уставшие, потрепанные, но вдохновленные успехом, мы с трудом оторвались от фанатиков. Но нужно двигаться вперед, нужно не дать фанатикам опомниться… У нас большие расходы боеприпасов, потратили много аптечек… Судя по карте, через несколько километров будет старый схрон, там есть патроны, еда, аптечки… Очень надеюсь, что карта не подведет. …Привал окончен, мы выдвигаемся…»

Дальше запись продолжалась корявым, дрожащим почерком, иногда съезжавшим со строчки:

«… остался последний бросок. Хватит ли нас? Не знаю… Но я буду идти вперед… до последнего вздоха, до последней капли крови… Впереди – последний рубеж фанатиков, само сердце Зоны… Уже отсюда я вижу вершины 4 реактора ЧАЭС. До него осталось совсем немного… 4 реактор ЧАЭС, куда пытались прорваться многие сталкеры… Сможем ли мы? Нас осталось всего трое, мы все ранены, силы уже на исходе…Город кишит монолитовцами, они лезут со всех щелей, как тараканы…».

Дрожащей рукой я прикурил новую сигарету, потрясенный прочитанным. Из записей выходило, что сталкер, чей труп сейчас лежал возле меня, сумел пробраться в святая святых самой Зоны, к 4 реактору АЭС! Сумел ли он добраться до Саркофага? А там и до самого Исполнителя Желаний? Докурив, от окурка прикурил вторую сигарету. Я, конечно, не особо-то верил в существование всяких там Исполнителей Желаний и прочую лабуду, но все же… А вдруг все, что про него рассказывают, правда?! Что, если Исполнитель Желаний существует на самом деле?! Тогда получается… а получается тогда, что легенде конец! Сколько сталкеров топчут радиационную землю Зоны, хватая радионуклиды, убивая мутантов и себе подобных, с одной только мечтой – когда-нибудь добраться до Исполнителя Желаний.
О
курок обжег мне пальцы. Щелчком отшвырнув его, я несколько минут сидел в раздумьях. Хотелось быстрее узнать, что же было дальше с этим сталкером и его товарищами. Но я БОЯЛСЯ… Боялся узнать правду… Одновременно с этим мне казалось, будто я уже знал ответ.  Словно я уже читал дневник этого неизвестного сталкера… Немного успокоившись и уняв дрожь, я продолжил чтение. Теперь запись была сделана совсем небрежно, а почерк, и без того корявый, плясал по строчкам.

«Ложь! Ложь!! Все это ложь!!! Исполнителя Желаний не существует! Я убедился в этом, находясь в Саркофаге… Как же я обманулся! Я жил лишь надеждой, мечтой, что все легенды об Исполнителе Желаний окажутся правдой. Если бы я только знал, если бы я знал… Именно эта надежда не дала мне покончить с собой тогда, еще в той, прошлой жизни, когда я отомстил убийце моей семьи… Именно она, эта мечта, была целью всей моей жизни, именно она заставляла меня выживать в самых безнадежных ситуациях…

…Мы сумели пробиться в Саркофаг… Монолитовцы словно посходили с ума… Они перли на нас отовсюду, перли, не прячась… В Саркофаг мы пробились вдвоем, все остальные из нашей группы погибли. Да и мы представляли собой жалкое зрелище – окровавленные, израненные, измотанные… Внезапно «Монолит» прекратил натиск. Не знаю, в чем была причина – время молитвы их «Великому Монолиту», или еще что… Я и не стал разбираться в этом. Едва не падая от усталости и ран, я взвалил на себя раненого товарища, находившегося без сознания, и, шатаясь, с трудом побрел по темным коридорам Саркофага. Я никогда не был на ЧАЭС раньше; никогда не видел схем лабиринта коридоров 4 энергоблока; не имел представления, где находится Монолит, но я ЗНАЛ, куда идти… Это трудно объяснить… Непонятным даже для меня самого образом, я выбирал маршрут, двигаясь к намеченной цели. Раненый товарищ почти все время находился без сознания, лишь на короткие промежутки времени приходил в себя. Тогда он начинал бредить… Кричал, плакал, умолял донести его до Монолита, который, по его словам, звал к себе…

Мы вышли в большой, просторный, полузаваленный разным хламом зал. Посреди зала было небольшое возвышение, в центре которого находился Монолит… Большая, мощная глыба из непонятного материала темного цвета… На нем не отражалось ничего, Монолит был темен… Я опустил товарища на засыпанный обломками и осколками бетонный пол. Я стоял и смотрел на Монолит, возвышавшийся передо мной. Сколько я мечтал о нашей «встрече», мысленно прокручивал ее, представляя, как она будет происходить, испытывая некое благоговение перед легендой Зоны… Странно, но при встрече я не испытывал абсолютно ничего – никакого благоговения, трепета или еще что-то. Просто стоял и смотрел на темную ребристую поверхность Монолита. Не знаю, сколько времени я так простоял… От созерцания меня отвлек хриплый, слабый стон. Обернувшись, я увидел раненого товарища, который, не в силах подняться, полз по направлению к Монолиту, протягивая к тому руки… И только тогда с Монолитом произошли перемены – его ребра начали светиться каким-то непонятным слабым светом, исходящим, казалось, изнутри. По поверхности его заискрились слабые сполохи, словно множество мелких искр… На мгновение мне показалось, что вокруг Монолита образовалось какое-то слабое свечение, словно нимб над головой святого… Казалось, что даже разрушенный и полузаваленный зал сам начинает подсвечиваться в такт Монолиту… Несколько секунд я стоял, словно зачарованный, глядя на Монолит. Потом неожиданно словно оцепенение сошло с меня, я тряхнул головой… И все пропало… Передо мной снова возвышалась темная глыба, изредка по поверхности которой пробегали искорки, а вокруг был все тот же полузаваленный и полуразрушенный зал… Словно во сне, я подошел к Монолиту, протянул к нему руку и коснулся его поверхности. Рука прошла сквозь него… Я стоял и смотрел на свою руку, по локоть погруженную в Монолит, который, несмотря на это, казался целым… И тогда я понял – Монолита нет.  Не существовало никогда. А то, про что рассказывали невероятные истории, то, что считалось легендой Зоны, то, перед чем я сейчас стоял, было просто-напросто… галлограммой. Я услышал хриплые всхлипывания товарища. У него случилась чуть ли не истерика – он катался по полу, бился головой об стены, куски бетона и арматуры, торчащие отовсюду, плакал, как ребенок. Сквозь всхлипы он выкрикивал мне проклятия, угрожал мне, проклинал меня… Просил меня не мешать ему общаться с Монолитом, потому что он только загадал Монолиту желание и Монолит обещал ему его исполнить. Постепенно его голос стал затихать, всхлипы перешли в бульканье, и он затих. Я же стоял возле Монолита, глядя на его темные ребра, и чувствовал, как рушится моя мечта, весь мой смысл жизнь… Великий Монолит – Исполнитель Желаний оказался всего лишь галлограммой… Я не чувствовал ни обиды, ни досады, ни злости, ничего абсолютно. Внутри меня была какая-то пустота… Только что рухнуло все, чем я жил все это время, сломалась моя мечта, и это словно опустошило меня… А сколько сталкеров  живет также, как и я, одной только этой мечтой – добраться до Исполнителя…

От размышлений меня отвлек сухой щелчок затвора. Оглянувшись, я увидел товарища, с поднесенным к виску пистолетом. Я не расслышал, что он прохрипел, прежде чем нажал на курок. С выстрелом у меня в голове словно что-то щелкнуло, обдало волной невыносимой боли, и меня словно переклинило… Я вскинул автомат и все пули, полную обойму выпустил по проклятому Монолиту. Потом боль в голове стала невыносимой, тьма навалилась на меня, и я потерял сознание…».

…Я дрожащей рукой прикурил сигарету. Все прочитанное мной не укладывалось в голове… Исполнителя Желаний не существует! Да и Монолит, если верить записям, всего-навсего лишь галлограмма. Легенда Зоны, о которой знает каждый юнец в Зоне, просто обман… Я снова заглянул в блокнот. До конца записей осталось совсем немного.

« …Я не знаю, что случилось потом, просто ничего не помню… Как я оказался уже за Барьером, как я покинул ЧАЭС, преодолел Припять – не помню… В себя я пришел уже за Барьером, на Армейских Складах, но и там я помню все лишь урывками… У меня сейчас одна дорога – к Болотному Доктору, только он сможет поставить меня на ноги и помочь вспомнить… Вот только дойду ли я?

Для чего я пишу это? Сейчас я еще пока в состоянии это делать, но силы покидают меня, и, если я не сумею добраться до Доктора, никто не узнает правду о Монолите – Исполнителе Желаний…
Сталкер! Я обращаюсь сейчас к тебе, читающему эти записи. Если ты их читаешь, значит, я все-таки не дошел до Доктора… Ты уже прочел мои записи и знаешь правду о Монолите. Моя просьба к тебе, сталкер – расскажи правду о Монолите всем. Ведь сколько людей в этой проклятой Зоне живет, как жил и я, лишь мечтой об Исполнителе Желаний. Люди должны знать правду. Ведь…»

Дальше запись обрывалась. Все… В ушах у меня словно стоял голос погибшего сталкера: «Расскажи людям правду!». Сталкера, дошедшего до своей мечты. До мечты, которая оказалась лишь фантомом…

…Спустя час я покидал низину. Я обходил лишь аномалии, не обращая внимания на бешено щелкающий счетчик, показывающий высокий, намного выше смертельного, уровень радиации. Мне было нечего бояться – за спиной у меня лежал в вещмешке «Пузырь», охранявший меня от радиации…
На склоне низины я остановился и оглянулся. Позади меня, уже на приличном расстоянии, возле толстых бетонных труб, виднелась одинокая могилка с деревянным крестом, на котором висели автомат и противогаз погибшего сталкера. Того, чья мечта оказалась просто фантомом. Я разбил цевье и погнул затворную раму у автомата, и изрезал весь противогаз. В моих действиях не было никакого кощунства или вандализма, мною двигал лишь четкий расчет. Я испортил автомат и противогаз, чтобы они в будущем не смогли послужить мародерам, которые не побрезговали бы снять их с могилы.

«Расскажи людям правду!» - словно кто-то невидимый нашептывал мне,  «Расскажи!!!»
  Я слегка замедлил шаг. И в голос, словно погибший сталкер, которого я даже не знал, как зовут, мог меня услышать, произнес:
- Нет!

Мой голос растворился в вязком воздухе Зоны. Я сам, казалось, едва расслышал его.
- Нет! – мой голос прозвучал уже увереннее, - Нет!

И я зашагал, ускоряя шаг, в сторону Бара, к блокпосту Долга. Я никому ничего не расскажу!
Ты прав, неизвестный сталкер, в Зоне полно людей, которые, как и ты, живут лишь мечтой об Исполнителе Желаний. У них есть цель в жизни, они стремятся к ней, хотя в глубине души и разума осознают, что их мечта практически неосуществима. А ты хочешь лишить их этой мечты, лишить их смысла жизни… А что есть человек, у которого в жизни нет смысла, нет цели, ради которой стоило бы жить?!