Вспомним 1812. Беседа с дилетантом. Третья

Леонид Наумович
             В описании событий времён войны 1812 года крайне недостаточно уделяют внимание жизни людей на оккупированных французами территориях. Как встречали и провожали войска, как взаимодействовали с ними, каким испытаниям подверглись разные сословия граждан с разным вероисповеданием?

             Борисов, небольшой городок, расположенный на реке Березине, очень хорошо известен , как историческое место последнего боевого сражения остатков "Великой Армии" Наполеона. Именно здесь, после форсирования реки, 27 ноября , «великий Полководец» убедился, что его русская кампания проиграна и твёрдо решил , что надо бежать, пока цел и не пленён , что он и сделал очень скоро , покинув то, что осталось от армии.

             Этот город перед началом войны располагался только на левом берегу реки Березины и отличался от других русских городов того времени тем ,что в нём жили граждане четырёх национальностей и четырёх религиозных конфессий .  Его жители стали принадлежать к Подданным Российской Империи  с 1793 года после отторжения  белорусских земель от Речи Посполитой. А вокруг города, на сельскохозяйственных угодьях, принадлежащих, как польским , так и русским помещикам , жили и трудились многие тысячи крепостных крестьянских семей , познавших все «прелести» крепостничества именно с той поры, как стали Россиянами (в том числе и рекрутскую повинность 25 летней службы рядовым солдатом). Не является ли это поводом для размышления на тему о патриотизме?

             Без малого, пять месяцев эта местность была оккупирована французами – с 12 июля по 29 ноября. За это время жители , судьбы которых оказались трагическими, в большенстве своём , стали жертвами и свидетелями совершенно непредсказуемых для всех событий. Чтобы попытаться ,хотя бы совсем поверхностно, коснуться этой темы и иметь представление ,как всё происходило 200 лет назад, нужно отыскать, скрывшиеся за пеленой времени свидетельства и исторические факты, попытавшись избавиться от мифов, которые создавались в нашем сознании во все времена – монархии, советские или постсоветские.

             Историк Александр Балябин , работая с архивными и литературными источниками   в г. Борисове , в своих опубликованных в 2007 году статьях, всесторонне анализирует  события тех месяцев, а дневник очевидца событий  Сухецкого И.И. , учителя уездного Борисовского училища, позволяет хронологически представить картину военных действий и жизнь горожан. В числе многочисленных литературных источников на эту тему представляет интерес книга, написанная историком Харкевичем В.И., изданная в 1893 году и статьи Шимановского Д.С. в русскоязычных газетах ФРГ.
 
             Официальная версия российских и белорусских историков, в оценке отношения местного населения к захватчикам, однозначная и крайне негативная по отношению к полякам (католикам) и безоговорочно позитивная по отношению к белорусам (православным) . Такой подход , как обычно у нас и происходит, делит всех на «наших» и «ненаших»  не вникая в суть происходящего, не учитывает конфликта интересов разных сословий граждан в зависимости от обстоятельств и конкретных событий . Кроме того , ничего не говорят , как правило, о еврейском населении города,которое составляло тогда 50 процентов.

             До населения доходили слухи, какие реформы затевал Наполеон в соседнем Польском государстве - Герцогстве Варшавском . Кому-то грезились надежды избавиться от крепостного права , кому-то эта перспектива была не приемлема. Среди первых были белорусские крестьяне - несшие все тяготы русского крепостничества, а ведь двадцать лет назад они были свободны. Ко вторым относились помещики-крепостники ,как польские (католики) , так и русские (православные). Они не мыслили себя отделёнными от Российской Империи.Часть белорусского населения принадлежали к УНИАТАМ. Униаты - приверженцы греко-католической церкви , испытывали гонения со стороны русской власти, их было много, как среди крепостных крестьян, так и среди городских мещан. Они, этнические белорусы, мечтали обрести личную свободу, как это произошло в герцогстве Варшавском с приходом Наполеона. С другой стороны , часть поместной шляхты, невзирая на обострённое чувство патриотизма к польской государственности, не поддерживало идей Наполеона , и причиной тому была корысть и привычка пользоваться бесплатным трудом крепостных, предоставленных в их собственность Российской монархией.

             Белорусский историк и этнограф М.В.Довнар-Запольский в своей книге «История Белоруссии», касаясь этой темы , писал: « всякий призыв к свободе Польши находил себе сочувственный отклик среди многочисленных белорусских слоёв населения.  Этими гражданами были не только поляки, живущие в нашем крае, не только полонизированные белорусы, но и белорусы , не потерявшие связи с православной религией. Поэтому войска "Великой армии" , придя в Белоруссию, встретили в городах самый радушный приём».

             Борисов не стал исключением . С убытием из города русских войск , было устроено торжественное  угощение французских солдат, с предоставлением  в их распоряжение питейных заведений и погребов. Но уже через несколько недель , почувствовав все тяготы французской оккупации, все, без исключения, глубоко разочаровались в «освободительной миссии» Наполеона. Население почувствовало, что ему уготована судьба стать трагической жертвой этой военной авантюры.

             Не популярной темой у историков является , как всегда, еврейская тема, ибо во все времена ей не находилось место в освещении истории Отечественной войны 1812 года. Это несмотря на то, что в западных землях Российской Империи, в силу закона о «черте оседлости» множество городов и местечек было наполовину заселено евреями. Тем ни менее, хорошо известный факт – еврейское население было предано царской власти, хотя и претерпело от неё. Евреи негативно относились к Наполеону,   который, с одной стороны, обещал им свободу и равенство, а с другой – стремился их ассимилировать, высказывая презрение к иудаизму. Рассказывают, что генерал Бонапарт, ещё не будучи Императором , проходил мимо одной из парижских синагог. Заглянув из любопытства внутрь, он увидел десятки сидящих на полу и плачущих евреев. Удивлённый, он спросил: " Что происходит? " Ему объяснили, что евреи плачут в связи с разрушением Храма.
"Да? А когда это случилось? И кто разрушил?" Ему сказали, что разрушили Римляне, более 1700 лет назад. Бонапарт был поражён: " Если они способны так долго помнить об этом, то, безусловно, смогут вернуться на свою родину и построить новый Храм. Позднее, во время своего египетского похода, дойдя до Акко, он обратился с призывом к евреям мира возвращаться в Палестину и строить своё государство под протекторатом Франции. Тогда на его призыв никто не откликнулся.

Опасаясь возвращения польской власти, подвергавшей их насилию и унижению, евреи желали успеха русской армии и помогали ей. Об этом свидетельствовали  легендарный партизан Денис Давыдов, генерал Бенкендорф и сам Император Николай 1. Многочисленные случаи участия евреев в разведовательной деятельности на оккупированных территориях, описывались современниками неоднократно. Однако в Борисове произошёл один случай, который был признан, как трагическая ошибка. Три горожанина – Энгельгард, Бенензон и Гумнер , были казнены на центральной площади города по приказу русского командующего, адмирала Чичагова ,по ложному обвинению в измене. Реабилитация этих граждан , со всеми доказательствами их невиновности, была представлена русской общественности , лишь ,сто лет спустя, историком К. Военским.  (Подробности этого чрезвычайного происшествия можно прочесть в следующей публикации, повествующей о форсировании войсками Наполеона реки Березины)

             О том ,что в годы войны было развито партизанское движение, нам известно из всех учебников истории. Но о том , что ,воспользовавшись моментом, крестьяне вели антифеодальную борьбу со своими помещиками и их управляющими, упоминалось крайне редко. Документы свидетельствуют, что с самого начала войны , крепостные крестьяне , бросив свои дома, стали организовывать отряды, в которые охотно принимались французские солдаты – дезертиры с оружием. Они устраивали нападения на амбары , кладовые , магазины и поджоги помещичьих усадеб. Доставалось , от этих партизан , как французским , так и русским мародёрам.

             Наполеон повёл свою армию на Москву , его войска были « размазаны» по огромной территории матушки-России , на тысячу километров с запада на восток. Снабжение войск продовольствием и фуражом было абсолютно не организовано. Наполеон , когда начинал эту авантюру , не предвидел, что ему навяжут углубиться так далеко от границ . Кроме того , наступили холода. Добыча пищи для себя и корма для лошадей стало задачей каждого солдата и офицера. Добывать всё это могли только ограбив местное население. Разнообразные поставки для «Великой армии» , введение всё новых денежных и других поборов, настолько обременяли население , что независимо от веры и этнической принадлежности, граждане стали не подчиняться оккупационным властям , а чаще оказывали вооружённое сопротивление. Мародёрство стало массовым явлением. Этим грешили и русские солдаты. Особенно досталось населению Борисовщины , когда в последней декаде ноября , здесь разыгрались военные действия с участием большого количества войск , обеих сторон. Из дневника Сухецкого следует : « ограбив и превратив в пепел часть Борисова , изнурённое неприятельское войско так опустошило места , через кои проходило , что большая часть жителей оставив свои дома , разбежались с жёнами и детьми по лесам , где многие из них погибли от холода и голода». Безоружные , измученные голодом и холодом французские мародёры , настигнутые населением, жестоко уничтожались. Но иногда , сердобольные крестьяне, мещане , шляхтичи и иудейские горожане , не утратившие сострадания к измученным , солдатам , женщинам и детям из числа , сопровождающих армию, беженцев , давали приют и, тем самым, спасали « шерамыжников» ( от франц. cher ami –милый друг) от гибели. Историки пишут , что некоторые спасённые ( в том числе и дети), позже были проданы своими спасителями в качестве служанок, гувернаток, горнечных. Многие из них так и остались жить в этой местности , обогатив местных своим знанием и культурой.


                А между тем, Наполеон уже на марше и совсем  скоро подойдёт
                к Березине. Но об этом мы поговорим в следующий раз.       http://www.proza.ru/2012/10/08/183