Знак бесконечности

Милена Крашевская
ЗНАК БЕСКОНЕЧНОСТИ


На церемонии прощания, устроенной в добротно озелененном дворе против дома с наследными палисадниками страны Советов, было много хорошо знакомых между собой людей. Вновь подошедшие приветствовали (до одного) собравшихся пожатиями многих рук, адресуясь долгими сериями кивков, назначенных тем вдали, до кого было не дотянуться. День, зарядивший дождем и пиджаками, от первого подъезда покатил вспять, из августа в июль. К полудню над головами провожатых и над почерневшим от погод символом Древа, что в церковном дворе у Серафима Саровского, где протянулся с востока на запад человек, пылало тройное солнце(1) Манвантары(2), и оно увидало, что человек хорош. Но ветер, снуя по-над бездной, все обкрадывал и обкрадывал кадило и свечи, так что приходилось поминутно занимать у соседей огня. «Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя; подаждь нам терпение во искушениих и в час кончины нашея яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах; да водимии тобою, достигнем горняго Иерусалима и сподобимся в Небеснем Царствии со всеми святыми славити и воспевати пресвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь». Кончено! уехали, разошлись, а свечи, внесенные в храм, в одиночку догорают на поминальном столе, отдавая поясной поклон распятому Христу, вточь по невидимой линии, где их десять минут назад держали у гроба живые, чьи пальцы были теплы, как июльские дни.
О смешном кустике кислицы, для которого ты не нашел лучшего места, чем горшок, занятый фикусом-переростком Абиджан. Как поживает твоя бедная кислица, раб Божий, прошедший на запад солнца? Мелкий голенастый кустик у подножья сортового фикуса; реденький крестец, подсаженный к заморской флейте-позвоночнику, чей верхний грудной отдел вечно пропадал листвой в сигаретном дыму? «Крест – надо мною, крест – подо мною, крест – по бокам, крест – спереди и сзади». За дверным порогом царил письменный стол, защищаемый слева и сзади стенами офисной коморки, справа – Чечен-Итцей зелено-бледных молочаев, которую поливали с протянутой руки, не вставая со стула, и, наконец, маяковским стражем на столе, - судя по всему, тебе нравилась эта псевдогенная инженерия в цветочном горшке: кислица, как нуль в знаменателе огромной жизненной силы фикуса. Так что за несколько лет до своей кончины тебе удалось с помощью двух растений зашифровать знак бесконечности, который, не догадываясь об этом, ты и выдвинул бесстрашно вперед, поскольку, как подобает мудрому, не собирался жить вечно. Предусмотрительно соорудив из замаскированной лемнискаты буддийское Знамя Победы, оградившись христианской молитвой по четырем сторонам света, поставив в центр фотографию своего собственного ребенка, иерофант(3), ты придал качество завершенности месту, - не единожды виденное, оно погрузилось на дно зрительных нервов бывших твоих гостей поголовно, ныне их удивляя готовностью отразиться на поверхности магических глубин материи по первому знаку духа (читай: Высшего Манаса(4)).
Впрочем, должно быть, в чьем-то хрусталике картинка кабинета, отслужившего тебе православной верою и правдой, полностью перекрылась осязательным впечатлением от наложения на лоб повязки, позднейшей по времени: с терпеливой печатью стояния полукругом в ограде под иконой Божией Матери «Умиление» и Серафимом Саровским(5). «Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш». Когда священнослужитель помогает устранять сделавшиеся помехой земные связи, которым, кажется, несравненно легче срываться со скрипичных колков в атмосфере, промытой музыкой ладана, церковная лавка из уважения к обряду закрывается, и, вместе со столиком, выставляемым на время ее работы под окошко, исчезает и непременная храмовая кошка; но за минуту до того, как факт пропажи серошерстного существа успевает затеряться в непрерывно фиксирующейся мозгом череде прочих событий, сновидишь за тысячи миль удаленный от Среднего Поволжья Кхам, что в Восточном Тибете, где в обычае выполнять после смерти человека ритуалы усмирения сознания и отделения вредоносных духов от жизненной энергии умершего, чтобы устранить препятствия к его освобождению в бардо(6).
Нет нужды мысленно прокладывать недальний путь меж домов и деревьев, когда ты в состоянии найти его рефлекторно; достаточно развернуть носки своих ботинок или туфель к воротам. При любом обороте отправляемых здесь дел, «аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней», летом, уходя, уголком глаза схватываешь клумбы, богатейшие простыми, - частью, непомерного роста – цветами вкупе с аллеей аккуратного кустарника, который, прижившись и пойдя в рост, эволюционировал в защитника учения Иисуса Христа (в Тибете сказали бы «защитника Дхармы»(7,8)), что особенно выплывает наружу в момент одним лишь ветрам ведомой опасности. Вот когда обсуждаемая растительность принимается вести жизнь многорукого гневного существа! В подобные дни, поглощая шагами пространство вблизи священного периметра, минуешь бесконечную битву небес за освобождение всех живых существ от источников страданий. Буде сравнение встречено возражением «слишком широко», зрелище можно конкретизировать, как битву небес за человеческую душу, но согласитесь, что знак бесконечности и тут не помешает.
«…сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых духов окружати и устрашати нас начнут».


октябрь 2012


Примечания:
(1) – «… первое есть всеобщая причина всего, Верховное Благо и совершенство; второй Силой является верховный Разум, обладающий властью над всеми разумными существами, ;;;;;;;; третье это видимое Солнце»; см. Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», т.3  - М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 752с. (Серия «Великие посвященные»);
(2) – Манвантара (сенскр. manvantara). Период проявления, в противоположность пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману – 308 448 000 лет. Буквально, Ману-антара – между Ману. См. Блаватская Е.П., Теософский словарь. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 640с., илл. (Великие посвященные).;
(3) – иерофант = буквально, «Тот, кто разъясняет священные понятия». Раскрывающий священное знание и Главный среди посвященных. Название, дававшееся в храмах древности высшим адептам, которые были учителями и толкователями мистерий и посвященными в заключительные великие мистерии. См. Блаватская Е.П., Теософский словарь. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 640с., илл. (Великие посвященные).;
(4) – Манас = буквально, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, высшее эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его буддхи-манасом, или духовной душой, в противоположность его человеческому отражению – кама-манасу. См. Блаватская Е.П., Теософский словарь. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 640с., илл. (Великие посвященные).;
(5) – речь о двух рядом стоящих храмах, посвященных: один – иконе Божией Матери «Умиление», второй – преподобному Серафиму Саровскому;
(6) – бардо – состояние между смертью и следующим рождением;
(7) – Дхарма – учение Будды;
(8) – защитники Дхармы – существа не из рода людей, обещавшие защищать и охранять учения Будды и их последователей; бывают «мирские защитники», то есть добродетельные самсарные существа, и «защитники, исполненные мудрости» - эманации будд или бодхисатв. См. «Блистательное величие, Воспоминания йогина дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче»/ Составители: Эрик Пема Кунсанг и Марсия Биндер Шмидт; пер. с англ. Ф.Маликова – М.: Открытый Мир, 2007. – 480с. – (Самадхи).