Композитор. Путевые заметки

Леонид Пауди
   По совету друзей композитор купил дом в Беверли Хилс.
   Прямо напротив крыльца росла огромная лиственница, которая напоминала ему росшую у его старого дома ель. Но больше всего его радовали две березы. Что с того, что они росли на соседнем участке — они передавали ему привет от далекой России.
   Композитор был серьезно болен. Он чувствовал, что дни его уже сочтены, но старался скрыть свои ощущения. Когда в десятых числах марта собрался консилиум, и фатальный исход болезни стал очевидным, врачи сообщили семье ужасную правду. Близкие старались скрыть ее от больного и по мере сил облегчить его страдания. Он был благодарен им за это, но понимал, что не сегодня-завтра покинет этот мир. И, наконец, избавит и себя и их от невыносимых страданий. Он гнал от себя мысли о смерти, и в его голове постоянно звучала музыка, перемежаясь с воспоминаниями о прошлых концертах.
   ...На авансцене, на рояле, на подставках — повсюду были цветы. Но вдруг он увидел на пю-питре букет, которого раньше не было. Необыкновенный букет белой сирени. От него трудно было оторвать взгляд. После концерта композитор унес его в гримерку. Там, рассмотрев букет, он заметил приколотую к цветам карточку с двумя буквами «Б.С.». Перебрав в памяти всех своих знакомых, он не мог вспомнить никого с такими инициалами. И вдруг его осенило! «Б.С.» - «Белая сирень». Боже! Как просто!
   Композитор улыбнулся этому воспоминанию. На душе стало тепло и легко. Даже боль отступила на время.
   ….После того концерта на всех его выступлениях в России, на всех зарубежных гастролях, он всегда находил на сцене букет белой сирени. Его таинственная поклонница всегда была рядом. И только незадолго до того, как он навсегда покидал Россию, ему открылась тайна «Б.С.» Утратившая все, чем дорожила в жизни киевлянка Ф.Я.Руссо, вновь обрела смысл жизни в музыке, которую страстно полюбила. Благодарность к композитору за то, что он вернул ее к жизни, она пронесла через все годы.
   ...Поздним вечером русской горничной композитора показалось, что кто-то стучится в наружную дверь. Она вышла в прихожую и прислушалась. Слабый стук повторился. Горничная открыла дверь.
   Перед ней стояла незнакомая девушка. Она поеживалась под холодным мартовским ветром. Одной рукой в поношенной кружевной перчатке она придерживала наброшенную на плечи накидку; другой — в перчатке без пальцев, она прижимала к груди охапку красных роз. Темные волосы были покрыты маленькой соломенной шляпкой.
   - Пожалуйста, отнесите наверх. - Застенчиво проговорила она, и щеки ее залил стыдливый румянец.
   Взяв цветы, горничная предложила девушке войти, но гостья быстро зашагала прочь. Горничная успела заметить, как по ноге неожиданной гости из под юбки под задник туфли, прячась при ходьбе, сбегала спущенная петля чулка.
   -Барышня, вернитесь! - позвала горничная.
   Но ей в ответ только заскрипела старая лиственница. Горничная внесла роскошный букет и передала его жене композитора. Та поставила его у постели больного.
   -Это она! Это «Б.С.» - Воскликнул композитор. -Верните ее!
   В эту же ночь, в половине второго двадцать восьмого марта 43 года сердце композитора остановилось навсегда.