Времена не выбирают

Валентина Чепига
Приехала в Москву детей и внуков навестить. И, как всегда, культурная программа. А как же иначе? МОСКВА! Что сегодня самое интересное в театрах?

«Вот, мамочка, тебе два билета в театр Мюзикла», - сказали мне мои дети. А театр мюзикла находится недалеко от станции метро «Багратионовская». Премьера. Мюзикл «Времена не выбирают». Любовь в стиле джаз.

«Ох, наверное, это не для моего уж теперь возраста», - подумала я, однако билеты взяла. Приятельница моя только что вернулась с курорта, да так и не подлечилась. Подхватила какой-то вирус и ей не до театра.

Поехала одна. Начало в 19-00. Оказывается театр Мюзикла – это бывший дворец культуры им. Горбунова. Теперь – это действительно ДВОРЕЦ! И снаружи, и внутри.

Но, чтобы оказаться в театре, нужно пройти через рамку металлодетектора. Всё солидно, всё культурно. Стоят человек пять, как на подбор, мужчины-богатыри и вежливо, спокойно-металлическим голосом «просят» открыть сумочку и поставить на стол, а самой пройти рядом. Словом, как при досмотре в аэропортах.

Что ж, основы безопасности жизни – это важно. Нужно выполнять требования. Такова теперь жизнь. Такие времена. Времена не выбирают.

В гардеробе опять вежливо предлагают бинокль за 200 рублей - после спектакля можно без очереди получить курточку…

Прошла в фойе, в нём размещен буфет. Прекрасный интерьер. Кожаные кресла, огромный телевизор, на экране которого беспрерывно шла демонстрация новомодных моделей одежды. За стойкой буфета стоят также молодые люди – культурные, вежливые, но взгляды цепкие, пронизывающие. На стойке лежат распечатанные меню. Выбирай всё, что угодно. Богатый ассортимент: напитки, соки, бутерброды, выпечка, мороженое и прочее. Цены - соответственно интерьеру. Малюсенькая бутылочка сока - 100 рублей, малая выпечка (именно так и называется) – 50 рублей, и ведь это даже не пирожок, и не булочка – так себе, что-то непонятное.

Ну да ладно, но не в ценах дело. Главное, что тебе хорошо, комфортно, ты пребываешь в благостном состоянии в ожидании встречи с интересным мюзиклом, о котором извещала реклама в электропоезде метро и на выходе.

И вот, наконец, - зрительный зал. Уютно. Удобно. Мягкие кресла. Всё располагает к просмотру. Зрители не спеша занимают свои места. Зал уже заполнен, лишь кое-где остаются свободными кресла, видимо, опоздавших зрителей.

Все ждут начала. Однако прошло сначала пять, затем десять, пятнадцать минут, а спектакль никак не начинается. Что-то не так… Вдруг, в зале забЕгали люди, судя по всему, администратор и другие с ним ответственные лица. И при том - только мужчины, скорее всего, чьи-то телохранители. В центре зала уже расположившихся на своих местах зрителей просят пересесть на боковые сидения. Наверное, освобождают места для каких-то V.I.P.-персон. Точно. Так и есть.

В среднюю боковую дверь в зал входит её Величество, госпожа Валентина Матвиенко - председатель Совета Российской Федерации в сопровождении хозяина мюзикла Господина Швыдкого (бывшего министра культуры). Они окинули улыбающимся, снисходительным взглядом зрителей с позиции своего недосягаемого положения хозяев жизни. Им явно хотелось, чтобы зал встал и аплодировал их появлению. Но, увы, зрители спокойно продолжали сидеть на своих местах в ожидании начала мюзикла.

И, наконец, спектакль начался, но маленькая досада из-за задержки мюзикла и неуважения к зрителю, осталась в душе...

…Интересное и оригинальное решение оформления сцены. На сцене два вращающихся круга – большой и малый. В разное время они вращаются, за счёт чего создаётся впечатление меняющейся декорации, а на самом деле всего только один горбатый арочный мостик из металлоконструкций со ступеньками справа и слева, по которому постоянно перемещаются актёры.

Прекрасный оркестр, впечатляющая музыка, замечательные молодые актёры, кроме одного старого Николая Чиндяйкина, исполняющего роль Мэтт Фрея. Того самого Николая Чиндяйкина, который в современных фильмах, в основном, играет роли криминальных авторитетов, но безусловно, очень талантлив, а главное, очень запоминающийся типаж.

Генеральный продюсер театра – Давид Смелянский. Сюжет мюзикла был навеян Швыдкому и Смелянскому, видимо во время их пребывания в Нью-Йорке. До войны наша культурная делегация, естественно, в сопровождении сотрудников НКВД, приехала в Америку. Американская актриса по имени Дженнифер влюбилась в советского актёра Матвея. Чувства были взаимны. Но Матвей тогда не имел права на любовь. Такие были времена. А времена, как известно, не выбирают.

И вот прошло двенадцать лет. У Дженнифер растет сын, Мэтт Фрей. И ему ровно столько лет, сколько длится разлука с Матвеем. Дженифер постоянно писала ему, но ответа никогда не получала. После войны, в 1945 году Дженнифер приезжает в Советский Союз, находит Матвея. Она безумно рада, что наконец-то встретила его. Зовёт его, говорит, что это она, его Дженнифер. Что она приехала, чтобы увидеть его, рассказать, что у них есть сын, которому двенадцать лет.

Но Матвей проходит мимо, говорит ей, что она ошиблась, что он её не знает. Матвей не мог ответить иначе, ведь за ним по пятам ходят сотрудники МГБ.
Однако он запел песню - «Скажите девушки подружке вашей, что я не сплю ночей о ней мечтая»…

Вообще мюзикл прекрасный. Звучит музыка и песни советской и американской эстрады 30-х годов в исполнении молодых и талантливых актёров. Всё прекрасно.

Но меня не покидало чувство какого-то подвоха. Наверное, это потому, что при входе «просветили-обыскали», начало спектакля задержали, после антракта зал снова ожидал, когда придут «хозяева жизни»...

Музыка и песни советских композиторов исполнялись актёрами в костюмах того времени, и даже были построены «живые» пирамиды из актеров-физкультурников, как было принято в те времена. Словом, получилась этакая тонкая, завуалированная пародия на советское время, всё было продумано и высмеяно хозяином театра от души. Ну, да ладно, наверно это уж теперь всё…

Но вот, Дженнифер бежит за Матвеем и говорит ему: «Матвей! Ведь это я, твоя Дженнифер! Я так долго ждала этой встречи. Я думала, что Америка победила фашизм и выиграла войну вместе с русскими союзниками, и мы теперь можем спокойно встретиться»…

Вот она, ТА САМАЯ фраза, ключевая, ради которой был задуман мюзикл. Внушить современному зрителю, что ИМЕННО АМЕРИКА победила и выиграла войну с фашистской Германией. А великий подвиг советского народа, вроде, как и ни при чём…

Вот это и есть главный подвох. Господа Швыдкой, Смелянский и Черняховский (художественный руководитель постановки) знают, что делают. Они делают бизнес в уютных кабинетах и торгуют историей русского народа.

Молодой и талантливый коллектив актёров ведут в «нужном» направлении хищные, алчные приспособленцы-перевертыши…
 
                Что ж, ВРЕМЕНА не ВЫБИРАЮТ?..

20.09.2012