Казачок

Игорь Срибный
              Давно это было, шановное панство, очень давно. В то время казацкого народу за порогами днепровскими еще мало было. Жили казаки охотою да рыбалкой. И вот стали появляться на казацкой земле вороги. Ногайцами да татарами звались. Примчатся вдруг на быстрых низкорослых лошадях, мужчин поубивают, женщин и детей с собой уведут, стада угонят. Женщины-полонянки у них всякую домашнюю работу выполняли, а мальчики при табунах пастухами были.

               Так с того времени и повелось, что едва казачонок ходить начинал, так тут же ему батько лук давал со стрелами да стрелять учил. И куда бы ни шла семья, весь род казацкий с оружьем был, от мала до велика. Чтобы, значит, в случае, коли ногаи там, аль татары нападут, отбиваться всем скопом.

               Вот так и случилось однажды. Ехали на воловьей упряжке казак с женой да маленьким сыном. Шесть годков лишь казачку минуло. Отец луком вооружен. И мальчик тоже с луком был. Так и ехали втроем: казак с жинкой и сынишка. Вдруг жинка воскликнула:

               - Ой, что это там?

               Казак оглянулся. Видит: следом за ними курява на шляху клубится.

               - Татары! – крикнул казак и, гикнув, батогом стал волов погонять.

               Только что ж волы, панове? Они ведь тяжелы на ногу. Медленно идут…

               Быстро татары настигать их стали. Запрыгала по колдобинам упряжка. И не заметили отец с матерью, как казачок с нее-то и упал…

               А казачок приучен уж был: быстро спрятался за валун придорожный и лук свой приготовил. Татары скачут вдогонку, но не видит мальчика. И вот-вот сравняются с засидкой его. Вот и первый сравнялся. Выстрелил казачок из лука. Прямо в глаз попал. Закричал враг, с коня свалился. А мальчик еще раз выстрелил. И другому ворогу в глаз попал, с коня свалив. Тут и третий татарин с ним поравнялся. Пустил казачок стрелу, да неудачно. Стрела глаз-то выбила, да неглубоко вошла. Ослепленный на один глаз татарин, с коня соскочил, стал кружиться на месте от боли. Вышел тут мальчик из засидки, ибо не мог он прицелить ворога, пока тот круги нарезал. Увидал татарин казачка. Руки расставил. Поймать хотел мальчика. Но тот все время увертывался от него, да за деревья прятался. Много раз падал ворог. Устал совсем. Наконец, сел на валун, пот смахнул. Тут казачок и достал его стрелой издаля. Да только стрела, дрожащей рукой мальчонки выпущенная, второй глаз татарину выбила, но не убила.

                Упал татарин в куряву, взвыл от боли, а паче того, от досады великой, что мальчонкой повержен.  Долго татарин выл. Потом поднялся, камень нащупав рукою, сел на него. И так сказал казачку:

                - Если меня, воина степей, победил ты, мальчик, так убей меня. Куда я пойду слепой? Все в Орде смеяться будут, что мальчик меня победил.

                - Мал еще я, боюсь к тебе подходить, - сказал казачок, лук свой держа наготове. - Да и сил не достанет мне, чтоб убить тебя. А стрелу пускать в тебя безоружного да слепого, не по духу мне.

                - Подай тогда мое копье, кое обронил я, с коня падая! – попросил татарин.

                Подал мальчик копье. Враг наставил острие копья себе в грудь, затем попросил мальчика другой конец копья в валун упереть. Сделал так казачок, как ворог его просил.

                - Возьми моего коня! – сказал татарин. - Ты победил меня. Это твоя добыча.

                Подавшись все телом на копье, сам себя убил враг.

                А мальчик вскочил на коня татарского и скоро догнал по следу родителей. А они, в степу остановившись, уж и не чаяли его живым увидеть, горькие слезы проливая…