О бабушке...

Ольга Купинская
У моей  бабушки Любови Николаевны Разумовской случился красивый роман. В революцию. Когда  старый мир рушился на части, привычная жизнь трещала по швам. Когда родные собирались эмигрировать  из России из-за встрясок и переворотов, а  моя юная 17-летняя бабушка, тогда просто,по домашнему Любаша бегала на свидания  в Летний сад к своему мальчику. Петербург лихорадило, время было неспокойное, а на ее лице застыло улыбкой счастье. Она  любит и любима Валерочкой, так ласково называли его в нашей семье. Он был юнкером и  служил в Зимнем, поближе к правительству. Все очень сильно за него переживали, особенно Любаша. Она частенько нервно перебирала концы своих длинных, пушистых кос, когда  слышались выстрелы, доносившиеся с набережной Невы или слушая разговоры отца с коллегами. Говорили о многом, чаще других упоминались слова об эмиграции. Отцу предлагали кафедру  медицины в университетах Европы. Люба уезжать не хотела. Тут была ее любовь -Валерочка. Она, вчерашняя институтка, наскоро закончила Смольный, их просто попросили освободить  здание для революции, с дипломом учительницы, не думала о своем будущем. Волна чувств  захлестнула ее с головой. В ночь штурма Зимнего, Любаша, по ее воспоминаниям, не спала, стояла возле Аничкова  моста,гуляла вдоль Зимней канавки и молила....молила Бога- даровать  Валерочке жизнь. Он остался  жив, но лихие годы гражданской войны развели Любашу и его самого по разным городам и странам. Но это совсем  другая история, также как  и отрезанные шикарные косы моей бабушки, красная косынка и кожанка, учительствование в Саратове и встреча с моим дедом-комиссаром. А тогда в 17-м году юная девушка из дворянской семьи Любаша, влюбленная и готовая на жертвы во имя своей юношеской любви  бросила вызов семье-оставшись одна в России,когда ее родители эмигрировали во Францию. Не сделай она этого шага, не родилась моя  мама, не было бы меня. Любаша, стоящая на мосту  в своем форменном институтском пальтишке с пелеринкой в октябрьский вечер, когда ветер Балтики хлестал ее по лицу пелериной, пронизывая ее худенькое тело насквозь, а она плача, не замечала ничего вокруг- был бы жив ее Валерочка, юнкер из Зимнего, ее первая любовь. Эта Любаша стала символом в нашей семье - стойкости и беззаветно преданной любви, которую  бабуля передала всему роду по женской  линии - моей мамулечке, потом мне. Так и стоим на ветру перемен и  бурь, не сгибаясь, сохраняя в душе огонек тепла и любви.Я остановила свой рассказ на фразе о стойкости и беззаветной преданности  женщин нашего рода. Ох, уж эта преданность....Почему - то мужчины рода не так запомнились мне - офицеры Его Величества царя, писатели и просветители, даже один католический священнослужитель, но женщины рода - это уникальные лица, незабываемые судьбы. Как жена декабриста, прабабка Ольга Теодоровна поехала в Сибирь вслед за любимым, ссыльным вольнодумцем- польским красавцем Тадеушем, так и Любаша, стоящая  на мосту символом женской любви, как и мама моя побывала в Сибири, но уже в пятидесятые годы прошлого столетия. Правда, она попала в Сибирь добровольно - принудительно, после окончания Саратовского  Госуниверситета.Попала в Иркутскую область, на станцию Слюдянка, к бурятам. Много чего ей, вчерашней   студентке-горожанке, не имеющей представления о жизни национальных меньшинств, пришлось  пережить. Я не говорю  о бытовых  неудобств, но когда молодая учительница с ослепительно голубыми глазами и двумя толстенными русыми косами заходила в бурятские жилища-войлочные юрты, чтобы переписать детей школьного возраста и привезти их в райцентр на учебу, от нее  детей прятали. Но зато щедро угощали национальным блюдом-"пахучим" мясом. Мама делилась воспоминаниями - когда животное убивали, его по обычаю закапывали в землю, чтобы оно могло испортиться и стать мягче. Потом, через определенный промежуток времени его выкапывали и употребляли в пищу.Такой  деликатес - самый пахучий кусок и предлагали  добрые и милейшие буряты  молодой  учительнице. Милая мама, с ее врожденным чувством такта и доброты, представляю КАК она отказывалась от угощения. Три года отработав после  учебы в университете, она вернулась в Саратов на Волгу. Истории семьи всегда интересно слушать, первые любови, первые разочарования... Я родилась второй девочкой в семье. Ждали мальчишку, а получилась я. Но воспитание от отца получила мальчишеское. Иногда дед - революционер просыпается в моих генах и я начинаю бунтовать, или кротость и доброта прабабушки, смиренно покинувшей высший свет ради любимого, отреклась от фамильного наследства и бросила к его ногам свою красоту и молодость.... кто сейчас  разберет? Гремучая смесь рас и наций течет в крови. Но те времена,когда жили, любили, творили, защищали Россию мои предки, были преданы Богу, царю и Отечеству - канули давно  в небытие..
Россия сейчас иная расхристанная...непонятная, искалеченная вождями. С расстрелом белых офицеров, с кровавыми полями вместо зеленой травы,с горящими фамильными альбомами в каминах на углях, ушли в невозвратное прошлое былая слава и величие страны, которую любили мои предки, служили ей  и гордились ею. Их путеводная звезда закатилась. А чем прикажите гордиться моим детям и внукам? Золотому тельцу, олигархам, взяточникам, казнокрадам? И щемит сердце тоской по невозвратно ушедшему времени и чаще всматриваюсь я в лица молодых бабушек и прабабушек, в их ясные, светлые лики и грущу, что опоздала родиться.