Ян Ван дер Меер III

Эдуард Лощицкий
Ян Ван дер Меер (Вермеер)III и его цикл
 «Итальянские пейзажи».

       Голландская школа живописи исключительное явление в наследии мирового изобразительного искусства. Служа в XIV – XV веках, примером для развития итальянской школы, передавая ей художественные приемы и обогащая секретами двумерного изображения пейзажей, сцен на мифологические и бытовые темы, голландские мастера – уже в середине XVII – начале XVIII века, сами обогащались достижениями итальянских мастеров. Они черпали вдохновение, путешествуя по удивительным местам Сицилии, Корсики, создавали бессмертные шедевры, удивляющие не только мастерством, но и гармоничностью и очарованием итальянской природы. Одним из таких живописцев был голландец Ян Ван дер Меер (29 ноября 1656 – 1705 гг.) 
       Родился он в семье знаменитого голландского художника, Яна Ван дер Меера II или Вермеера Харлемского /Vermeer of Harlem/. (1628 – 1691 гг.)
       Отец, великолепный мастер батальных сцен и пейзажей, унаследовал в свою очередь талант от деда Вермеера Младшего – Яна Ван дер Меера I, умершего в Харлеме в 1670 году. Последний, в 1637 году учился у известного живописца Якоба де Вита. Батальные сцены Вермеера I отличаются от работ других мастеров, выверенным композиционным построением и тщательностью прорисовки. Кавалерия, словно живая, готова атаковать зрителя с полотна, а морские сражения – до нашего времени считаются шедеврами маринистики. Особенно удавались ему пейзажи. При атрибутации очередного полотна мастера, его часто путают с произведениями короля голландского пейзажа, фламандца Соломона Ройсделя /Ruysdael/.
        Наследственные гены предков щедро передались и Вермееру Младшему. Он, правда, не единственный, кто унаследовал талант отца и деда. Сестра, Меер Катрин – была хорошей художницей и создавала великолепные жанровые сцены в стиле Нетшера. Брат, Баренд Ван дер Меер (1659 – 1688 гг.) – тоже слыл неплохим художником. Братья с сестрой первую школу обучения прошли у своего знаменитого отца, затем у Питера Клааса (1597 – 1661 гг.).
       Свой талант Вермеер Младший посвятил написанию пейзажа, в чем достиг признания в притязательной среде художников Харлема. Большое влияние на его творчество оказала совместная работа с сыном учителя Питера Клааса, Николасом Питером Берхемом (!620 – 1680 гг.), ставшим широко известным не только в Голландии, но и за ее пределами.
       В поисках романтических сюжетов и природной идиллии, Ян Ван дер Меер III вместе с Питером Берхемом много путешествовал по Италии. Неизгладимое впечатление от природных ландшафтов и памятников античного времени, находят отражение в цикле работ под названием «Итальянские сюжеты». С поразительной точностью и мастерством передаются руины античных храмов и дворцов, на фоне которых бурлит повседневная жизнь. В творчестве Яна Ван дер Меера нет второстепенных деталей. Колоритная живая гамма красок присутствует в каждом передаваемом объекте: будь то образы людей и домашних животных, яблок в корзине или тыкв у торговки на базаре. Не многие, даже очень талантливые мастера кисти обладали даром, так мастерски передавать живую человеческую натуру.
       Вермеер Младший обладал этим даром, и умело сочетал, мрачноватые развалины античных римских построек прошлого с природным волшебством и повседневной жизнью бурлящей вокруг. Его сценки трогательны, полны романтизма и, в то же время необычайно реалистичны. Романтика и реализм – они не всегда существуют вместе. Вермееру Младшему удалось соединить двух строптивых родственников. Поразительно достоверные сюжеты, с четким композиционным построением, умение подчинить сюжет одной центральной идее, не пренебрегая самостоятельностью, казалось бы, второстепенных персонажей картины – удивляли современников художника. Он получает признание. Известность мастера растет. Цикл «Итальянских пейзажей» становится популярным и охотно приобретается состоятельным бюргерством. Вернувшись после итальянских поездок в Харлем, мастер вступает во всемирно известную Гильдию. Особо положительное влияние на творчество Вермеера Младшего оказал брак с Марией Дюсар. Заключенный по любви, брак становится жизненной идиллией, а Мария – музой его творчества.
       Супруга вдохновляет мастера, заставляет посмотреть на жизнь, несколько другими глазами, – глазами влюбленного человека. В этот период в работах Вермеера, появляется нечто загадочное и новое, наполненное философией жизни. Большой почитатель природы, он по-прежнему, не разделяет ее в своем творчестве с повседневной жизнью, а наоборот углубляет их единение. Это хорошо прослеживается все в том же цикле: «Итальянские пейзажи», более позднего времени. В некоторых источниках они, уже упоминаются, как «Итальянские сюжеты».
       Созерцая полотна мастера, подсознательно беседуешь с ним и ощущаешь его мысли в момент создания шедевров. Он, словно говорит: «Любите близких вам людей, цените жизнь подаренную Творцом, цените и оберегайте то великое счастье, которое преподносит нам по Его милости, каждый день». Человек – творение Природы и должен понимать ее гармонию, понимать, ибо он ее частица. Этой идеей пронизано все творчество мастера. Не потому ли, создавая новые сюжеты, Вермеер всегда в центре внимания и востребован. Люди понимают его живопись. Она близка и простому обывателю, и представителям высшего света. Козы, овцы и прочая домашняя живность на фоне развалин и завораживающей природной идиллии – несут глубокий философский смысл. Ничто не вечно в этом мире. Былое величие, внешний лоск и гром фанфар – все это суета сует. Все – в былом, все уходит в небытие, Жизнь с ее повседневными радостями и заботами – имеет ценность, но лишь природа вечна.
       Быть известным пейзажистом в те времена, когда блистали фламандцы: Ройсдель (1628 – 1682 гг.), Ян Брейгель «Бархатный» (1569 – 1625 гг.) – нелегкая задача. Потомственный художник, талантливый мастер кисти, Вермеер Младший унаследовал от отца и деда одну особенность – мастерство композиционного построения сюжета.
       Это хорошо заметно в работе, находящейся в одной из частных коллекций на Украине. Она относится к циклу «Итальянские пейзажи» и ярко характеризует пик творчества мастера. Картина носит название «Вечерний Рынок у развалин в Риме»
      Развалины Рима!!!… Романтика ушедших эпох!!!… Наследие величия и лоска. Они проявляются в этом сюжете наиболее ярко. С глубокой жизненной философией, передается повседневный быт и его колорит. Никого не трогает, виднеющийся вдали храм, скорее всего римский пантеон. Не волнует колона остатков другого храма или дворца, на развалинах которого, идет бойкая вечерняя торговля. Внимание присутствующих сосредоточено на синьоре, покупающей яблоки. Сюжетная композиция собрана вокруг фигуры, местной красавицы, видимо, известной матроны. Но ощущения второстепенности других лиц не ощущается. Согласно замыслу художника, они рассредоточены, и гармонично дополняют друг друга. Даже коза, мирно лежащая возле своей хозяйки, является действующим персонажем композиции. Детализируя фигуры, Вермеер с большим мастерством запечатлел сиюминутное выражение лиц, соответствующее психологии момента. Нерешительное, несколько высокомерное лицо синьоры, приценивающейся к яблокам в корзине, услужливая готовность торговки, расхваливающей свой товар, фигуры других продавцов и продавщиц овощей и фруктов, готовых предоставить все, что пожелает покупательница – это динамично вписывается в сюжет и насыщено жизнью.
        Детальная прописка фигур, предметов обихода, яблок в корзине, винограда и тыкв – указывают на высокое мастерство художника. А колорит красок, передача вечерних полутеней, выгодно подчеркивающих былое величие некогда грандиозных сооружений античных времен, – придает реальность и жизненность отображенному на картине действу. И. хотя перед нами бытовая сцена, мы, тем не менее, ощущаем характерный романтизму, тонкий лиризм, присущий творчеству художника. Легкая грусть, сожаление об ушедшем времени – Вермеер говорит с нами сердцем. Это сближает с мастером, позволяет понять его духовный мир. Он открывает перед нами сокровенное, то, что так важно в его жизни. Признается в любви природе, людям, своей единственной, ненаглядной супруге Марии Дюсар и всему окружающему миру. Хранящиеся в Бельгийском Королевском музее полотна Вермеера Младшего из цикла «Итальянские пейзажи», пронизаны теми же мотивами.

       Особенно интересна работа с дымящимся вдали Везувием. Величие великолепных пейзажей воспринимается, как некое царственное состояние. На их фоне путник, ведущий под уздцы лошадь с сидящей на ней супругой, огромный кедр, скалы – все пронизано лиризмом единения человека с природой. Развалины придают картине особенный, философский смысл. В картине звучат все те же мотивы, что и в картине «Вечерний рынок у развалин в Риме» – это нотки грусти о былом. Но не только это чувство овладевает нами: вместе с ним просматриваются жизнеутверждающие мотивы, указывающие на то, что природа вечна, а человек, ее дитя, в ней гость.
       Голландцы любят Вермееров, династию великолепных мастеров жанровых сцен батальной живописи и пейзажа. Ценят их творчество и вклад в культурное развитие своей страны и мирового сообщества. Полотна Вермеера Младшего присутствуют в экспозициях многих музеев мира:

БЕЛЬГИЙСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ МУЗЕЙ (БРЮССЕЛЬ), АМСТЕРДАМ, БОНН, ШАНТИЛЬИ, РИМ, КОПЕНГАГЕН, ДРЕЗДЕН, ГАМБУРГ, МЕЦ, РОТЕРДАМ, РУАН, ШВЕРИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (ЭРМИТАЖ) – ЭТО НЕПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЕЕВ СЧИТАЮЩИХ РАБОТЫ ЯН ВАН ДЕР МЕЕРА III – ДОСТОЙНЫМИ СВОИХ КОЛЕКЦИЙ.

17.03.2012 г.

Эдуард Лощицкий.
Киев.
17.03.2012 г.