Смотри под ноги

Ольга Алексеевна Введенская
Смотри под ноги!  Торопливо шагая по почти до неузнаваемости изменившейся улице, я почему-то повинуюсь этой безмолвной команде, словно пришедшей  откуда-то извне.  Подмерзший асфальт, в мелкую трещинку, беспощадно слепит обжигающе-белым, холодным светом.  Видимо, на небе ни облачка… Я знаю, как оно выглядит, даже не поднимая головы.  Прозрачное, бесконечно высокое небо, пронизанное тягостно яркими лучами предполуденного осеннего солнца. 

Нигде больше нет такого неба: его кристальная чистота вызывает  захватывающее дыхание чувство невесомости, настолько всеобъемлющее, что по-началу даже не замечаешь, как становится больно от этого тоскливого совершенства. Смотри под ноги…  Фраза, полная досады, родом из детства. «Смотри под ноги!» - как эхо звучит она во мне сейчас.  Массивная волна солнечного света отражается от асфальта и бьет в глаза. Не  видеть бы этой, почти до неузнаваемости изменившейся, улицы. Она широка и безлюдна.  Она пуста.  Она, как зеркало, отражает всю мощь невыносимо пронзительной пустоты кристально-чистого небa. Больно. 

Заблуждение: c первых дней человеческой жизни, оно предлагает себя в качестве универсального инструмента достижения определенной степени внутренней гармонии, вне зависимости от внешних обстоятельств.  Прожить жизнь, заблуждаясь относительно того, насколько все-таки сильно ты заблуждаешься, выстроить многослойную, иллюзорную причинно-следственную цепочку  и следовать ей, сражаясь с невзгодами и лишениями, ее разрывающими, с единственной целью: как можно скорее ее же восстановить…  А как иначе? Можно попробовать, но сил не хватит надолго, наверное.  Я иду и смотрю под ноги, щурясь от боли; цепочка моя прервана. 

Я не знала, что мир мой был не нарочно окрашен чьими-то красками, до тех пор, пока этого кого-то не стало.  Вне зависимости от того, насколько полно осознающей иллюзорность повседневности я себе казалась, и насколько уникальным и глубоко личным было мое восприятие окружающего мира, мне более чем саркастично, был дан нежеланный шанс убедиться в том, что  полнота и уникальность моего взгляда была направлена совсем не на окружающую реальность, а на то, какой эту реальность видели любимые мною люди… 

Меня всегда влекло общение, и я с восхищением вбирала в себя новые интересные взгляды; для людей это один из способов взросления:  хвататься за яркую, цветную погремушку, за футбольный мяч, за новых друзей во дворе,  за интересную книгу, за интересную идею…  Погремушки растут и видоизменяются вместе с нами, и мы хватаемся за все, что положено, как на бесконечный конвейер, прямо  перед нашим носом, и дальше этого носа мы не видим - ведь, честно говоря, в этом нет необходимости: так можно дойти до самой смерти. Только вот погремушка  была выставлена для того, чтобы обмануть, занять, отвлечь… 

Я с младенчества чувствовала на себе взор таинственной, холодной, огромной вселенной и  испытывала нечеловеческий ужас от этого взора, особенно по вечерам - тогда, родители зажигали для меня белесый шарик ночника. Поэтому, с еще большим энтузиазмом хваталась я за те «погремушки», которые обещали мне иную, комфортную  реальность, и полностью вбирала в себя чужое отношение к окружающему миру, перенимала чужой взгляд на суть вещей  -  взгляд, не видящий того, что так пугало меня. 

Сейчас же, чувство полной внутренней обнаженности и внешней незащищенности ничем не замаскировано, и чистейшее, звенящее одиночество  - единственный мой компаньон,  благодаря которому, по вечерам, таинственная, холодная, и огромная вселенная особенно беспощадно жжет меня своим темным взором.  В белесом ночнике нет нужды, однако;  ведь это не его свет, что был так важен много лет назад,  свет глаз любимых людей, его включающих - вот,  что отгоняло ужас перед холодом и неизвестностью наступающей ночи…   Я смиренно погружаюсь в то чувство ужаса перед неизвестным, которое раньше не могла вынести.  Каждый вечер я позволяю темноте поглотить себя так же, как она поглотила свет ИХ глаз.

...Cмотри под ноги, делай все, что угодно, только не поднимай глаз -  иначе, рискуешь увидеть слишком многое!  Поздно?… Tогда, уже не скрыться от осознания того, что это «многое» взирает на тебя своим неотвратимым, испепеляюще пронзительным взглядом. Смотри под ноги.

(О событиях 2005-2006гг)