Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.
Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования
Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.
В этом месте будут помещены только части, принадлежащие Ковалевой М.В.
1. КУЛЬТУРА, ЕЁ СУБЪЕКТ И ФУНКЦИИ
1.1. Понятие «культура»
Считается, что термин «культура» произошёл от латинского слова «cultura», который означает «возделывание», «образование», «развитие», «почитание». Русский философ Н. Бердяев улавливал связь между понятиями «культура» и «культ», утверждая, что истоками появления первой были религиозные верования древних людей.
Толкование этого понятия связано с множеством подходов, вытекающих из разнообразных мировоззренческих установок мыслителей и ученых, исследовавших его в рамках представляемых ими дисциплин.
Впервые употребление термина «культура» по отношению к социальной жизни отмечается во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого в европейских языках «культура» всё больше употреблялась с приставкой agri (в русском языке сохранился термин «агрикультура») в отношении сельского хозяйства.
Одним из первых противоречие между природой и культурой было осознано французским философом Ж.-Ж. Руссо. Он отрицал культуру как дегуманизирующую среду, искажающую добрую от природы сущность человека. От Руссо берёт начало традиция противопоставления в художественной литературе «благородного дикаря» морально испорченному европейцу («Простодушный» Вольтера, «Рене» Шатобриана и др.).
Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) в работе «Идеи к философии истории человечества» впервые наполнил термин «культура» теоретическим содержанием и предложил употреблять его во множественном числе. Под культурой Гердер понимал определённый уровень достижений человечества, связанный с развитием наук и просвещения. Известный собиратель народных песен, Гердер заявил о ценности национальной самобытности искусства, равнозначности различных периодов в развитии культуры, уникальности культур разных народов.
Другой немецкий мыслитель, Вильгельм фон Гумбольдт (1769 – 1859), сводил культуру к состоянию господства человека над природой при помощи наук и ремесел.
Карл Маркс (1818 – 1883) обосновал диалектико-материалистическое понимание истории, указав, что главным основанием развития общества является материальное производство. Экономический базис общества определяет надстройку, то есть его государственное устройство, особенности социальных отношений между людьми, царящие в обществе идеи и идеалы. Впрочем, надстройка не пассивна: она состоит из живых людей, которые живо реагируют на окружающую действительность и, в свою очередь, могут изменять её.
Первое научное определение культуры дал основоположник эволюционной школы английский этнограф Эдуард Бер¬нард Тайлор (1832 – 1917): «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Основатель функциональ¬ной школы Бронислав Малиновский (1884 – 1942) полагал, что культура – это единая система, каждый элемент которой отвечает за одну из жизненно важных функций. Функция - это удовлетворение потребности, в процессе осуществления которой люди объединяются. Таким образом, культуры различаются между собой по способу удовлетворения чело¬веческих нужд.
М. Херсковиц в рамках теории культурного релятивизма заявил о равенстве культур разных народов и выработанных ими ценностных систем.
Психологический подход к культуре разработал австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 - 1936). Он создал теорию, согласно которой культура возникла из необходимости первобытных людей выстроить основы коллективной жизни, используя принуждение и запреты. Возникающее в таких случаях внутреннее недовольство преобразуется и находит разрядку в новых, культурных формах поведения.
Рассмотрев разнообразные подходы к культуре, мы можем сделать вывод, что данный термин может иметь несколько значений:
– культура как культурно-историческая общность (в этом плане мы можем говорить о первобытной культуре, культуре Древнего Востока, культуре Возро¬ждения и т.п.);
– культура как модель, созданная для использования в определённой теории. В этом случае она может рассматриваться как некая целостность или как один из её элементов (например, правовая культура, экономическая культура).
Субъектом культуры является человек как носитель культуры. В процессе социализации он овладевает её нормами и ценностями, оценивает себя в соответствии с принятыми идеалами. Представление человека о своём месте среди других людей и в мире будет содержанием культуры.
1.2 Культура и цивилизация
Иногда в литературе можно встретить употребление терминов «культура» и «цивилизация» в качестве близких по смыслу понятий. Так ли это? Существуют ли иные точки зрения на их соотношение?
Термин «цивилизация» произошёл от латинского слова civilis, что в переводе означает «гражданский, государственный, политический». В широкое употребление его ввели в XVIII в. французские просветители, которые рассматривали цивилизацию как высшую ступень развития культуры, противостоящую менее развитому периоду.
В XIX в. возник ряд теорий, рассматривающих цивилизацию как социально - историческое образование со свойственным только ему способом производства, структурой общества, формой управления, материальной и духовной культурой.
Н. Я. Данилевский («Россия и Европа», 1869 г.) ранее всех создал теорию обособленно существующих цивилизаций, проявляющих себя через своеобразные формы культуры – религию, политику, науку, художественную жизнь. Смысл всемирной истории он видел в выявлении самобытности, наиболее полном выражении внутреннего потенциала и индивидуальности культурно - исторических типов народов.
Освальд Шпенглер («Закат Европы», т.1, 1918 г.) также не верил в единство всемирной истории. Мировую историю он рассматривал как совокупность существовавших в разное время мощных, не похожих друг на друга, цивилизаций. Он отвергал европоцентризм и признавал равенство всех типов культур перед лицом вечности истории.
Арнольд Тойнби (1889 – 1975) («Постижение истории») глубоко исследовал термин «цивилизация». Он рассматривал цивилизации как находящиеся в постоянном движении и развитии образования, уникальность которых выражается в своеобразии их ответов на «вызовы» истории. В качестве «вызова» могут выступать критические природные условия, внешний натиск врагов и т.п. Тойнби усматривал смысл истории в духовном совершенствовании человека.
1.3 Функции культуры
Культура выполняет следующие функции:
• преобразующая - отвечает за освоение и преобразование человеком
окружающего мира;
• защитная – выражает необходимость поддержания равновесия между
человеком и окружающей средой, как природной, так и социальной;
• коммуникативная – отвечает за производство культурой конкретных
правил и способов коммуникации (связи), адекватных условиям жизнедея-тельности людей;
• познавательная – формирует познавательное отношение человека к
миру, объективное отражение картины мира в мышлении человека;
• информационная – обеспечивает процесс культурной преемственности
и различные формы исторического прогресса.
• нормативная – проявляется в том, что именно культура ответственна за
создание норм, правил и стандартов поведения;
• сигнификативная – приписывает предметам культурное значение и
ценность.
Вопросы для самопроверки
1. Когда впервые входят в научный обиход термины «культура» и «цивилизация»? Являются ли они идентичными? Как изменялись их смысл и понимание в зависимости от эпохи, разнообразных мировоззренческих установок учёных и мыслителей?
2. Кто впервые заявил о ценности национальной самобытности искусства, равнозначности различных периодов в развитии культуры, уникальности культур разных народов?
3. Каково содержание понятия «культура» у Э. Б.Тайлора?
4. Кто является субъектом культуры?
5. Какие функции культура выполняет в жизни человека?