Дорогие мои земляки

Зоя Агаева Десницкая
А когда в небе появляется полная луна,когда звезды приветливо заглядывают в окна,для меня наступает замечательное время. Наконец-то  мои любимые   спокойно спят. Подхожу к сыночку, он, как всегда, сбросил одеяло и спит,   разбросав в сторону руки. На душе   тихо и  спокойно.
              Я люблю в такое время   сидеть в кресле  на балконе с чашечкой дымящего зеленого чая. С высоты 21 этажа любуюсь городом. С одной стороны вокруг светятся все мосты города,торговые центры,телевизионная вышка, новая отреставрированная колокольня  Киево-Печерской Лавры, монумент Матери, ярко горят прожекторы Киевского стадиона  Динамо, а с другой- реки  Десна и Днепр, лесопарковая зона освещается  многочисленными огнями.
               Смотрю   и думаю. Мысли мои все время возвращаются к сайту  "Одноклассники."Все долгие годы я думала о своем  городе, соседях, одноклассниках,друзьях, просто знакомых. Как они? Выжили? Как сложилась жизнь? Здоровы ли?  Смогли ли стать счастливыми? Быть может, если бы не случилась в их жизни война, не так бы тосковала , не думала так часто, как в последнее время. Вспоминала бы  их с улыбкой  на солнечных аллеях, среди вьющейся виноградной лозы, среди нежно цветущих цветков граната или на склонах гор, среди  спеющих фисташковых деревьев.
               Я еще успела приехать в последний раз в мирный  добрый город  детства.Хотя то время для меня было исполнено глубокой скорби и печали, все же люди были беззаботны, веселы и  строили планы на отпуск. Встречалась со многими своими друзьями, бывшими коллегами по работе, одноклассниками, кто не уехал из города. Чувствовалась какая-то теплота и внутренний комфорт. Там не было никакой городской суеты, отнюдь, тишина и спокойствие. Конечно, можно написать и по другому. Пяндж никогда не был спокойным городом. С детства  к нам в школу  постоянно приходили пограничники  с воинской части и рассказывали о том, что мы  живем на границе. Нужно быть очень внимательными, приглядываться к подозрительным прохожим, а уже в кружке "ЮДП"(Юный друг пограничника), рассказывали куда нужно обратиться,как себя вести при встрече с подозрительным человеком. Неспокойно  было во время Афганской войны. Постоянно летали военные вертолеты над городом, слышны были отдаленные звуки разрывающихся снарядов, которые иногда  залетали и на нашу территорию. Больница была  забита раненными. В городе  постоянно было много приезжих, командировочных.Мы знали, что  они  в городе неслучайно.  Но почему-то было все равно  спокойно. Вероятно потому, что чьи-то  отцы,братья,мужья, друзья несли свою службу , защищали наши Южные рубежи.
                Война изменила все и всех.  Я не могла и предположить, какой ужас переживут мои  дорогие земляки. Помню, по радио и телевидению сухо и коротко объяснили,что в республике начались стихийные митинги, которые переросли в межэтническое  противостояние. Тогда казалось, что это временно, пройдет. И только  потом , через много лет, я узнала о том, что  мои земляки  пережили. Страх и ужас  сковал их. Огромные колонны людей шли, ехали,бежали из города , куда-нибудь вырваться, где тихо и спокойно.Где жизнь.
               Дорогие мои земляки, я знаю, что не смотря ни на что, вы вели себя достойно, по -человечески.Вы прятали друзей, соседей, чужих, тех, кто был обречен, рискуя своей жизнью. Сколько там погибло, никто не вел статистику. Пытаюсь узнать обо всех, кого знала.
               Самое страшное, что случилось потом, это невозможность вернуться в свой город, в дома, построенные еще  родителями...По разным причинам. Многие из вас смогли найти себе новое пристанище,которое сейчас вас  успокаивает, греет, радует. А вот есть и такие, кто не нашел себя, своего дома, Родины. Я смотрю на карту мира, куда только не забросила вас судьба!
              Иногда в сообщениях я  чувствую вашу грусть, тоску по тому, что было. Вы все время сравниваете, как живете на новом месте, а как было там, дома. Знаете, моя душа тоже постоянно там гуляет. Потому, часто во сне гуляю  по своему двору, сплю в своей кровати, встречаю своих соседей. Самое тяжелое, что сейчас имеет место быть, это то, что мы не рядом, разбросаны по разным странам , городам и селам               
               Я наблюдаю за тем, как мы все  одинаково ставим "Класс" тем фотографиям, где город,улица, дом или общий  знакомый из Пянджа.  Иногда кто- то из  вас выбирается туда в отпуск. и тогда со всех  точек земного шара доносится просьба обязательно сфотографировать отчий дом , двор, улицу, парк, кому что важно. И  помещают сотни фотографий сегодняшнего  Пянджа.  Город словно умер. Или, вернее, вернулся  на сотню лет назад. Дома обнесены высокими дувалами, дома, что в центре города , когда то ухоженные, приходят в упадок,  вырублены деревья на аллеях, работает один рынок.
                Да, по разному сложилась ваша жизнь. Дети выросли, у кого- то уже внуки. Но  ни разу не слышала, чтобы кто- то сдался. Мы все те же: молодые, энергичные и красивые.          
                В этом году встретились со своей подругой Таней. Учились все 10 лет в одном классе. Дружили. Много тайн доверили друг другу. Замуж ее отдавала. Ох, и погуляли мы с одноклассниками на свадьбе!               
                Она все та же. Тот же голос, та же улыбка, так же спокойна и рассудительна. Пока она была рядом, я словно, там, дома, оказалась. Таня  как-то  легко взяла на себя все домашние хлопоты: то плов приготовит настоящий рассыпчатый,  как принято, в казане. То шурпу сварит. Долгими вечерами мы чаевничали с ней  и вспоминали всех. Как - то не чувствовала я, что у меня гости. Словно родня близкая приехала к нам!  Потому что, когда родственники уезжают, остается какое то послевкусие:  не договорили, не нагулялись,  не отдохнули...Теперь ее так не хватает ни мне. ни моей семье.
                Время идет, люди меняются. Конечно, всякое бывает. Иногда мы удивляемся, почему Н... стал такой  замкнутый.А  Р...  неприветлива, скупа на доброе слово.Возможно, сердце  еще не оправилось, раны не зажили.
                На своей странице встретила Незнакомку. Она дала много хороших оценок   одному моему фотоальбому. Я поблагодарила ее. Посмотрела внимательно.Нет. Не знаю ее. Москвичка. У нас завязалась переписка.Она оказалась таким добрым, светлым человеком,так открыта для  общения.Однажды  мне было очень невесело. Она заметила мое настроение. Я написала, что заболел муж. Через несколько минут она вышла на связь и попросила меня прийти определенного числа  на Киевский вокзал, к поезду  Софийского направления.Она будет проездом на лечение. Я буду должна забрать у нее намоленные цветы, иконку и молитву от  Святой Матроны Московской.Она обязательно ему поможет! Я была  очень растрогана.
                Уже  очень поздно. Мне не спится. Я думаю о вас, мои дорогие земляки! Если бы можно было  поделиться частичкой своего сердца. Чтобы вы   все были  здоровы, любимы,  счастливы! Вы это заслужили! Живите и радуйте нас своим присутствием.