Наблюдение за зайцами

Василий Гапонов
В нескольких статьях я уже упоминал о своем увлечении бегом по пересеченной местности. Трусца на свежем воздухе в крымской степи - непередаваемые ощущения! Мне кажется, что птицы в клетках чувствуют примерно тоже самое, что и бегун, пытающийся 10-15 километров пробежать по стадиону. Один круг - 400 метров, 4 км - 10 кругов, итого от 25 до 38 кругов надо исколесить. После пятого вполне можно запутаться. А как надоедает однообразие!

Пробежка по полям кроме свежего воздуха, дает возможность встретиться с братьями нашими меньшими. Конечно, по разнообразию нам далеко до российской тайги. Да и так ли кто-то  горит желанием встретить лицом к лицу бурого медведя или тигра? Как-то был случай, с заповедника Аскания-Нова, что меньше сотни кэмэ от нас, улизнула стая волков. Сбежали в глубь Крыма и по пути загрызли несколько человек. Говорят, взрывами петард их можно отпугнуть. Насколько верен совет - не знаю, но я бегал одно время с этой пиротехникой. Слава Богу, проверять на деле не понадобилось...

Зато нередко натыкался на лисиц, стайки перепелов и куропаток. Бежишь себе зимой, вокруг тишина и ни души. Думаешь о чем-то о своем и внезапный шум крыльев и - тебя аж подкидывает от неожиданности! - птички дружно вспорхнули всей бригадой, понесясь на новые пажити.

Больше всего мне приходилось сталкиваться с зайцами. Где бы я, городской житель, мог еще с ними повстречаться? Ну, не в городском же сквере! Раньше я о них много всяких высказываний слышал и самое распространенное примерно такое: "Что ты дрожишь, как трусишка зайка серенький?!" Знаете, это абсолютная неправда. Заклеймили зайцев как трусов, но они очень храбрые и мудрые звери.

- Чего же эти смельчаки бегут как угорелые при встречах?! - не преминут подковырнуть закоренелые шутники.

А вы прикажете им при встрече прыгать нам в объятия и поприветствовать тройным поцелуем? У них нет ни клыков, ни рогов, ни даже копыт. Поставьте себя на место грызуна: на встречу вам попадается матерое двуногое млекопитающее в 10-20 раз больше его по весу и с неизвестными намерениями в короткоухой голове. Что ему делать? Сойтись в клинче? Мне довелось как-то наблюдать схватку зайца с... орлом. Вполне успешную для грызуна. Он очень высоко подпрыгивал и передними лапками бил по птице. Скорее всего, там была защита зайчонка, но случай показывает, что от других зверей они могут и не бегать.

Был очень удивлен поведением заек при встречах, наблюдая за ними неоднократно. Зайцы прекрасные стратеги и мелькать пятками при виде человека не станут. Речь, разумеется, не о молодых и неопытных идет. Как-то нарвался на молоденького зайчонка, так тот отбежит метров на 200, станет на задних лапках и смотрит на меня. Я к нему на всех парах, он опять отбежит, станет на двух лапках и от удивления уши торчат вверх: "Кто это за мной увязался?! Что ему от меня надо?!" Так его гонял раз пять, внося свою скромную лепту в развитие заячьей сметки в подрастающем поколении.

Один раз пробежал я мостик через дренажную канаву и боковым зрением заметил что-то постороннее слева. Когда часто бываешь в одной местности, начинаешь замечать расположение кустов, кочек, ямок, но тут вырисовался незнакомый контур. Решив не поворачивать голову, сфокусировал взгляд и... заяц! Как я понял, бежал косой по своим заячьим делам и ему надо было тоже через тот мостик на другое поле прошмыгнуть, а тут человек. Не знаю как, но он рассмотрел, что моя голова не повернута и решил зря не напрягаться: моментально распластался животом на земле, выдавая себя за кочку.

- Сорвется или не сорвется зверек? - думаю про себя, косясь на серенького - ты же трусишка! Тебе по природе положено!

Не-е, пока я не отбежал метров на 100, он лежал спокойно и только потом, без всякой спешки, заяц спокойной трусцой пересек мостик.

Пару раз видел у них и другие фокусы. В один из дней, бегу через поле, а там море бурьяна. В момент, когда я прошелся взглядом вокруг, мне показалось как поверх кустов что-то быстро скрылось. До места контакта каких-то метров 6-7. Я прибавил ходу и к кусту. Нет никого. Уж не померещилось ли? Как-то даже неприятный холодок возник. Никогда галлюцинациями не страдал, а тут... Дай, думаю, в стороне по кустам пошарю. Метров 30 пробегаю и выскакивает-таки здоровенный зайчище и строит из себя сайгака: не улепетывает панически мелькая хвостиком, а подскакивает оленем вверх-вниз, вверх-вниз и... - как только я моргнул - он, словно Коперфильд, мгновенно растаял в воздухе. Не знаю, может у него глаза на затылке? Маневр-то понятен: заяц может лечь на живот и очень резво перебирая лапками, на зависть любому пехотинцу, по-пластунски переползти в укромное местечко.

Я уже сталкивался с заячьими трюками исчезновения. Однажды увидел издалека где заяц залег и точно заприметил ориентир в виде высокого куста. Рядом высокой травы не было. Так, едва-едва выше щиколотки. Не спуская глаз с кустика, бегу прямиком в гости к длинноухому. Что за чудеса?! Нет его там! Я направо, я налево - как сквозь землю провалился! А он поднимается уже метров через... тридцать! Во, пластун!

Опытным путем выяснил, что заяц просто так ноги бить не станет. Обычно они поднимались, когда я должен был прямо по курсу наступить на него. Из чего следует вывод: если ты будешь от него в нескольких метрах, он будет спокойно продолжать лежать в своей нагретой лежке.

Еще скажу, что по весне, во время брачных игрищ, зверек проявляет крайнюю беспечность. Видно зов к продолжению рода пересиливает в нем инстинкт самосохранения. Был свидетелем, как два джентльмена ухаживали за леди, нарезая вокруг нее круги. Сразу трех зайцев мне не доводилось видеть. Обычно при прямых столкновениях они убегают или прячутся, а тут нет! Не обращают на меня никакого внимания и занимаются ухаживанием! Неприлично, думаю, так не уважать царя природы. Поулюлюкал на них, похлопал в ладоши и... Что вы думаете? Бросились заиньки наутек сломя голову? Да как бы не так! Отбежали метров 150 и принялись снова за свое. Не стал я вмешиваться в дела амурные и оставил ухажеров наедине с возлюбленной.

В свое время видел сюжет по телевизору, как один взбалмошный заяц выскочил на аэродромную дорожку и со всего маха врезался в... шасси самолета! Как можно было не увидеть крылатую махину? Заек не зря называют "косыми". Убедился на собственном опыте. Дело тоже было весной. Бегу по дороге, а прямо на меня два молоденьких и зелененьких зайчишки скачут. Я даже как-то оторопел от их наглости. Чешут на приличной скорости. 100 метров... 50 метров... 20 метров... Да что за безбашенные зайки?! Потом один из них резко поворачивается ко мне боком. Как я понял, именно так он мог проверить подозрение, возникшее от его ушей. Рассмотрел. Вдвоем притопили на зависть любому спринтеру.

Отец рассказывал, что у него был знакомый, который мог на короткое время, если заяц вскакивал рядом, догнать и прибить его палкой. Не видал таких умельцев никогда. Не раз пытался за ними погнаться, но все мои попытки не приводили даже к намеку на успех. Вот такой он, 101-й прием заячьего каратэ.

Рядом с людьми, словно в параллельном мире, проходит жизнь зверей и птиц. Со своими заботами и проблемами, хитростями и успехами. Заметил, что добрее становишься, когда имеешь дело с животным миром. Прекрасные они, забавные и людям у них есть чему поучиться...
http://www.proza.ru/2013/01/22/1615 - "Непрошенная гостья"
http://www.proza.ru/2013/07/29/1014 - миниатюра "Кобра"