Рабами не рождаются

Ирина Кобзарь
«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» или «Кем ты собираешься стать?» - эти вопросы мы слышим с самого раннего детства. Именно они многим и во многом определяют дальнейшую жизнь человека.
Растёт ребёнок, радуется, и тут, оказывается, когда-то придётся кем-то быть или стать. Словно сейчас он не существует, а появится только тогда, когда обретёт социальный статус. Но даже не ответ, зачастую, влияет на выбор профессии, а мнение родителей, задающих эти вопросы.
Наблюдая за детьми, можно увидеть ту или иную склонность ребёнка к какому-то занятию. Обычно детки рисуют, поют, танцуют, гримасничают, дерутся, играют в продавцов и т.п. Причём делают они это не из каких-либо корыстных целей, а абсолютно естественно, согласно собственным способностям и дарованиям. Но, когда появляется коварный вопрос о будущей профессии, родители, зачастую, не понимают всю серьёзность, заложенную в непосредственном ответе ребёнка.
К примеру, хочется малышу стать великим актёром. Ну, или «дворником». Ан нет, реалии иные. Родители подскажут, друзья подадут пример, связи направят и вот, несостоявшийся дворник поступает в экономический ВУЗ. Потому, что профессия престижная, денежная и, кажется, интересная. С тем, что для него главное не деньги, а определённая степень полезности социуму – придётся смириться.
Конечно, есть те счастливые люди, кто в детстве решал математические уравнения потому, что ему это нравилось, и позже стал тем, кем видел себя своим, не засоренным мозгом. Но речь не о тех, кому повезло не свернуть с верного пути, заручившись поддержкой родителей, а о большинстве людей, каждый день идущих на работу как на каторгу. Что же ждёт малыша по дороге в выбранное для него родителями будущее?
Итак, поступает наш «дворник» в экономический ВУЗ, обучаться профессии, определённой в качестве дальнейшего жизненного пути. Всё, вроде, понятно, всё, вроде, не сложно, «имеет место быть». Оканчивает ВУЗ, идёт работать. Поначалу работа интересна. Есть возможность применить полученные знания на практике, познакомиться с новыми людьми, обустроить личное пространство, зарплата, опять же. Чуть позже греет ощущение себя профессионалом в своём деле. Но по-прошествии некоторого времени, «дворнику», так или иначе, начинает чего-то не хватать. Развития, движения вперёд, изменений, инноваций, другого статуса. Время останавливается и уже совершенно потерян интерес к тому, чем он занимался. Наш «дворник» уже вырос из этой профессии, научился, справился, а никому этого не видно кроме него. Его рост не замечает и собственник бизнеса, потому, что хорошо выполнять свой круг задач это обязанность сотрудника, а не его достижение. Вот тут и появляется та ненавистная рутина, от которой, кажется, нет спасения, приходится выполнять однообразную, не интересную работу, ощущая себя невольником собственного выбора.
Всё потому, что «дворник» наш находится не на своём месте, иначе любимое занятие не надоело бы ему никогда. Жизнь в согласии с самим собой, со своими природными качествами, своими моральными принципами – большое счастье. Именно в этом случае он будет совершенствоваться, вносить конструктивные предложения по развитию любимого дела, автоматизировать процесс, опять же, «оснастив метлу моторчиком». А выполнять только то, что требует руководство, исключая любое творчество в профессии - занятие крайне скучное. Пройдясь по верхам знаний, обретя минимум умений, он научится приносить результат. А позади - не паханое поле развития в должности, которую «дворник» занимает не по праву. Мало того, находясь в постоянной борьбе за собственное моральное состояние, «дворник» постепенно забывает о том, зачем он пришёл в этот Мир, вместо хозяина собственной жизни уверенно превращаясь в раба.
Так что же делать, если во многих из нас в той или иной степени когда-то зародился и вырос такой «дворник»? На этот вопрос каждый человек в силах ответить сам, ведь, в отличие от детей, у взрослых всегда есть выбор. И пока ребёнок зависим от своих родителей, очень важно понимать и принимать его интересы, а не моделировать его жизнь так, как хочется взрослым. Не указывать направление движения, а помогать идти своей дорогой. Не рассказывать, как нужно поступать, а больше слушать и учиться. Ведь именно у наших детей мы учимся быть открытыми и естественными, такими, какими рождены изначально. Главное помнить о том, что только по своему призванию ребёнок может добиться действительно исключительных высот, принося пользу людям и чувствуя себя счастливым человеком!
«Если мы не будем помнить, откуда мы вышли, постепенно забудем, куда мы идём и зачем». М.Веллер.