Когда стряхнем пыль с запылённых будёновок

Иван Паршиков
Мысли, мысли

     – Ну что когда стряхнем пыль с будёновок?- заходя к родной сестре в дом, спрашиваю  смехом, – Не пора ли раскулачивать?- продолжаю ржать.– Разве за это дед в революцию бился, чтобы его родная внучка кулаком стала? – сестра, зная мой характер и понимая юмор, тоже смеётся. А про буденовки я начал, потому, что возле её двора целый машинно – тракторный  парк стоит. А ещё пятнадцать лет у неё не было ничего, кроме трех деток, мужа,  дома в деревне и стареньких "Жигулей". Сейчас же, три трактора, две машины, комбайн  и т.д. И живность:  пара десятков крупнорогатого скота, пяток лошадей (зять любит конину, считает лучшим мясом),   десятков шесть свиней, пасека с дюжиной улеев! Вкалывают, конечно, от рассвета и дотемна. Выучили старшего сына, программист с высшим, дочь учат в институте , младший не захотел учиться, работает с отцом. Старших женили (замуж отдали).
 Я же с семьей приехал на помощь в копании картофеля с их плантации. Вернее зять тракторной копалкой выкопает, а наша задача собрать, рассортировать и в подвал.
 Собирая картошку, которой, кстати, в этом году неурожай, я вспоминал о будёновке пыльной:

  … дед у меня революционером был, заместителем командира по разведке в партизанской дивизии. Против Колчака насмерть стоял. Но сначала, деда идейным коммунистом сделали белые, выпоров в центре деревни. Кавалера, унтер-офицера, фронтовика, которого немцы газами травили под городом Балимовым в пятнадцатом году.  Газ немецкий деда не взял!  А тут свои, русские выпороли, за неявку по мобилизации в белую армию.
Дед в зеркало глянул на спину, зёбр вылитый - кровяные рубцы по спине и заднице. Вспрыгнул на коня и  возле церкви в центре деревни заколол вилами командира карателей, офицера. А далее в партизаны галопом.
 (Во, во меня бы выпороли, я бы тоже стал…)
 А так же он организатор первых коммун,  и колхозов, и. И бессменный на долгие годы председатель сельского совета. В то время о-го-го, какая шишка на селе. Тогда советы действительно были  властью, это потом директора-председатели совхозо - колхозов перехватили власть…

 …знал бы Вань, как моя родная бабушка (по отцу)  ненавидела деда нашего Паршика, он же раскулачил моего деда Рогового  и сослал его,- из разговора с двоюродным братом Василием.– А когда папа хотел жениться на маме, бабушка категорически запретила, и сказала:
     – Мишка прокляну! Если на Вальке Паршиковой женишься!- но отец не послушал, забрал маму и уехал в Ашхабад. И только когда родилась сестра, деды признали нас за своих, за Роговых.  А с дедом Иваном так они до самой смерти не общались…

 …в 1942 году зимой, твоя бабушка, моя мама ходила просить у твоего деда Паршика хлеба,-  мама рассказывает мне. – Нас ведь было шестеро мал мало, и мы пухли от голода. Папа же со старшими сыновьями на фронте был. А твой будущий родной дед  хлеба не дал, отказал,- зато через пятнадцать лет, он же пришёл с поклоном к нам, сватать меня, за Юрия, своего сына, твоего отца, единственного наследника.  Ведь старшие сыновья* погибли на фронте. А Юра, пользуясь этим (единственный оставшийся сын)  заявил отцу:
     – Не пойду в армию, пока Лена не станет моей женой…,-а тогда быть отказником в армию, значит покрыть себя и семью вечным позором…

 …когда я была в роддоме и двое суток не могла тебя родить, не выходил ты, голова большая, а врачи тогда же не делали кесарева сечения, -рассказывала уже взрослому мне, мама,- собирались, чтобы спасти меня, кусками удалить тебя.  Дед двое суток с ружьем находился у больницы:
 -Не спасете, перестреляю! А родится, две недели поить больницу буду! Ты родился…

 …да вы Паршиковы голодранцами были,- с обидой говорил мне родной по маме дядя Леша Чхало,- а у нас же было три мельницы…. Забрали гады!

 …вызвали меня в штаб, сказали, езжай сержант к соседям, звонили, погиб твой отец!- из рассказа родного дяди Николая Чхало.– Мы с отцом на марше повстречались, он, оказывается, служил в соседнем полке дивизии, и я просил командование о переводе его ко мне. Дали лошадь с ездовым. Доехали быстро. И вот отец, лежит на плащ-палатке у вырытой могилы, такой родной и в то же время, уже чужой, черты лица заострились. Подошел из похоронной команды солдат и говорит:
 – Давай прощайся, и будем хоронить,- и только теперь я, наконец, осознал: "Все! Отца больше не будет. Даже гроба нет". Вот уже и холмик появился и табличка с данными, написанная химическим карандашом:
 " Чхало П.С"
Рядовой
1898-1942г
 (Так погиб мой дед по материнской линии, семья которого «добровольно» отдала в общественную собственность три мельницы. А похоронки так и не было, дед числится без вести пропавшим под Сталинградом в декабре 1942 года)
 А через три дня, во время проведения разведки боем, атакуя в составе роты, дядя Николай, добежавший почти до немецкой траншеи, почувствовал удар и очнулся только через сутки, в медсанбате…

 … говорили мне, не отдавай за Паршикова, он в деда вылитый. Вот же дура! (это она о себе логически рассуждала) не послушала добрых людей! – теща в гневе  мне…
 …Дюже строгий и злой был твой дед Иван,- она же мне недавно...

 И сейчас копая картошку, а в голове: «Ведь новый семнадцатый год близок и. И видя, какое у нас расслоение общества на толику богатых, и на море бедных», - приходят мысли: «А не наступим ли мы опять на «грабельки» и не начнем ли резать друг друга, брат на брата поднимется…И вспыхнет русский бунт, как сказал классик:
 -Бессмысленный и беспощадный!- хотя, по моему мнению, та прошлая революция дала результат.  Россия после неё поднялась на невиданную ранее высоту - стала сверхдержавой. И не вина тех, кто делал революцию и поднимал страну в том, что внуки всё просрали!".   
========
2012

 Сыновья*- Кстати, старший сын, капитан Михаил Иванович Паршиков  погиб собственно не на фронте, а можно сказать на внутренней  войне. Попал в засаду в 1950 году устроенную крымскими националистами (татарами). И в бою погиб.