Учитель и ученик

Эмма Соловкова
   [опубликовано в газетах "Истоки" и "Два выходных"]      

        В настоящее время считается, что между разными поколениями людей минимальный возрастной разрыв составляет в среднем 15 лет. Действительно, все согласятся, что, например, 15-летние и 30-летние – это люди явно разных поколений, а также 30-летние и 45-летние, 45-летние и 60-летние и т.д.. Помимо возраста и физического состояния, они разнятся жизненным опытом, мировоззренческими особенностями и многим другим. Наверное, каждому поколению есть, что сказать: каждое из них, выражаясь научным языком, является носителем какой-то новой, одному ему известной информации, в том числе духовно-творческой, и если её вовремя не зафиксировать и не передать другим, она будет безвозвратно утеряна вместе с уходом этого поколения… Вот таким сохранением и передачей важной информации предшествующих поколений и своей собственной призваны во все времена заниматься Учителя. Почётное звание Учителя в полной мере относится к нашей землячке Вере Георгиевне Деркач – талантливому преподавателю, скульптору-керамисту, художнику-прикладнику и графику.
         
         Вера Деркач – уроженка Уфы. После окончания отделения скульптуры Пензенского художественного училища им. К.Савицкого и художественно-графического факультета Магнитогорского государственного педагогического института (ныне — Магнитогорского государственного университета) она возвращается в родной город. Начиная с 80-х годов с успехом участвует в крупных художественных выставках, включая республиканские и региональные. Является автором целого ряда монументально-декоративных произведений в городах и посёлках РБ и РФ, множества декоративных композиций, статуэток, сосудов, кукол, гобеленов, батиков, панно, витражей. Её технические приёмы поражают своим разнообразием: лепка, отливка по форме, крой из пласта, резьба по сухой глине, напыление, роспись глазурью, эмалями, солями, акрилом… Скурпулёзно следуя тонкостям сложной техники исполнения, она неизменно оживляет свои работы богатой фантазией и вдохновением. Даже её керамические забавные зверюшки – каждая со своим характером и настроением. А хищный свирепый вепрь в её руках превращается в чудесный золотисто-бирюзовый подсвечник! Не случайно Вера Георгиевна была принята в Союз художников РФ и в Международную ассоциацию ЮНЕСКО.
        А ещё она – прекрасный преподаватель и методист: среди её бывших учеников – профессиональные скульпторы-керамисты, художники-оформители и дизайнеры. Она 18 лет проработала в знаменитой черниковской детской художественной школе №1 имени А.Кузнецова (учредительнице детских международных конкурсов юмористического рисунка «КотоВасия»), 15-й год руководит младшей группой изостудии Воскресной школы при Свято-Пантелеймоновском храме, обладает немалым опытом работы в городской гимназии № 121, на художественно-графическом факультете Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.Шолохова (сейчас в должности старшего преподавателя), в детском экологическом центре при администрации Калининского района… Остаётся только позавидовать белой завистью её работоспособности! Терпеливо, щедро делясь со школьниками и студентами секретами мастерства, она одновременно передаёт им свою одухотворённость и увлечённость и приобщает их к участию в различных выставках и конкурсах. А те её не подводят: одних только их похвальных грамот и дипломов наберётся две хорошие папки! «Учитель и ученик» – так называлась одна из многочисленных выставок скульптурной керамики, декоративно-прикладного искусства и графики Веры Георгиевны Деркач и её учеников, прошедшая несколько лет назад в Уфимском филиале  МГГУ им. М.Шолохова.
        Как признание её педагогических заслуг – присвоение ей премии имени А.Кузнецова, звания «Учитель года» (1996) и почётного второго места в 1995 году в V Всероссийском смотре-конкурсе методических разработок для средних и высших учебных заведений за авторскую программу, которая вместила в себя её собственную педагогическую методику, включённую впоследствии Министерством образования РБ и РФ в учебную программу. На этом хочется остановиться особо. Так получилось, что до этого времени касательно общей методики преподавания декоративно-прикладного искусства у нас в стране существовало «окно» (в отличие, например, от живописи и графики, не говоря уже об обязательных общеобразовательных предметах), да и как предмет оно было введено у нас лишь в 80-е годы. Поэтому методическую свободу Веры Георгиевны, к счастью, никто особенно не сдерживал. Основополагающие принципы её разработки – универсальность, творчество и индивидуальный подход к каждому ученику. По её мнению, человек должен уметь всё: и одеть себя, и обустроить своё жильё, владея самыми разными видами рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Вот всему этому она и обучает своих подопечных – от самого простого к сложному. А вы знаете, например, как двумя движениями пальцев из носового платка сделать зайца (кстати, это один из верных способов удивить и тем самым успокоить плачущего ребёнка)? Она начинает обучать непосредственно с этих азов.
        В её учебной программе, рассчитанной на 4-5 лет, первые три года обучающиеся должны попробовать себя во всём: в первый год они учатся художественной выкройке и художественно-пространственному конструированию, во второй год – изготовлению глиняных игрушек, в третий год – росписи по шёлку и ковроткачеству. И это – обязательно на фоне регулярных академических занятий рисунком и живописью. Но если кто-нибудь из учеников категорически не жалует какой-нибудь предмет по ИЗО, – она не настаивает: пусть ищет себя в чём-нибудь другом. А позже у учеников начинается специализация: они выбирают то, что им особенно по душе, и уже совершенно самостоятельно готовят дипломные работы. И всегда преподавательница поддерживает на своих уроках творческую атмосферу, будит детскую фантазию. Например, при рисовании с натуры чучел птиц она предлагает детям изобразить их в полёте, а на занятиях оригами предлагает им не мастерить поделки из бумаги по приложенной магазинной инструкции, а искать свои решения. Очень увлекает Вера Георгиевна детей и конкурсами, вместе с ними «коллегиально» устраивая их предварительные обсуждения, не диктуя, а уважая в каждом ученике творческую индивидуальность. Во избежание переутомления учеников она разнообразит свои занятия игрой. И здесь неоценимую помощь ей оказывает театр: кукольный, детский, фольклорный. Сама она приобщилась к нему очень рано: с тех пор, как в детстве начала мастерить театральных кукол (начиная с простейших кукол-закруток). Театральные постановки для неё и учеников – всегда праздник. Дети сами делают кукол, они же – актёры. Они даже выступали со своим спектаклем в Башкирском государственном театре кукол. Сначала показывают традиционные сказки с Петрушками, скоморохами, зазывалами, а потом уже привносят разнообразие: как-то с успехом показали сочинённое ими самими пародийное попурри на тему рекламы. Есть у преподавательницы ученики-настоящие универсалы: рисуют, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. В гимназии №121 были выявлены интересные вещи: оказалось, что художественный класс этой преподавательницы и по другим предметам (в том числе техническим) успевает лучше, чем обычные классы. Так на практике подтвердилась польза гармоничного развития человека, в частности, его тактильных ощущений: занятые работой руки, как это ни странно, ускоряют процесс мышления… Эти занятия заинтересовали даже ученицу, страдающую аутизмом...
       Новаторство Веры Георгиевны проявилось и в её работе в МГГУ им. М.Шолохова. Начиная с 2006 года, когда Москва «дала добро» на основание здесь отделения дизайна, педагог стала успешно заниматься со студентами по своей собственной программе моделированием и дизайном одежды.
       
        Особую страничку в жизни этого замечательного педагога составляет тема православия и работа в детской изостудии Воскресной школы при Свято-Пантелеймоновском храме, где у неё  настоящий отдых для души и свобода творчества. Многие её питомцы стали лауреатами (а часть из них – победителями) организованных по инициативе Православного русского и Московского патриархата и поддержанных Уфимской епархией всероссийских фестивалей-конкурсов, посвящённых 60- и 65-летним юбилеям победы над фашизмом, 625-летию Куликовской битвы (2005), и международных конкурсов детского творчества «Красота Божьего мира» в канун Рождества (основанных в 2004 году ещё Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) с вручением победителям дипломов в Москве в храме Христа-спасителя и с вывешиванием в его стенах работ победителей (позднее в нашей республике этот конкурс объединился с конкурсами «Георгий Победоносец» и «Александр Невский. Святые заступники земли русской»). Самыми памятными событиями последних лет для преподавательницы стали поездки с учениками-победителями в Москву на «Рождественские чтения». А весной она с учениками регулярно успешно участвует в мероприятиях, посвящённых празднованию Светлой Пасхи.

        Последнее время Вера Георгиевна преподаёт ещё декоративно-прикладное искусство в недавно открытой у нас «Школе Оксаны Федоровой» (на базе Центра красоты и здоровья «Абсолютный мир»). И, как всегда, создаёт вокруг себя атмосферу Красоты и Творчества.