Повесть Рыбы Натальи Столяровой

Зоя Слотина
Повесть «Рыбы» не закончена, но мне не терпится поговорить о ней. Об авторе я говорить вообще-то не собираюсь. И, собственно, говорить особо нечего. Безусловно, талантлива: прекрасно владеет словом, очень интересно раскрывает хорошо продуманный сюжет, и пишет с большой любовью к Родине и соотечественникам.

Ну, ещё, судя по фотографии, симпатичная женщина, и, судя по её творчеству, очень привлекательный человек. Как видите, говорить особо нечего. Можно еще от себя лично добавить, что благодарна судьбе, что встретила её на моём любимом сайте Проза. Ру. Это точно везение. Ведь она могла бы оказаться где-нибудь ещё среди другой компании пишущей братии, и мы бы не встретились. Но мы встретились.

Теперь не будем терять время и поговорим о повести. Гвоздь повести судьба рядовой женщины, такой как все мы. Её зовут Галина. Героиня повести родилась в благополучной семье тружеников в деревне. Девочка не любит своё имя, потому что ей не сказали, что это древнегреческое слово, которое означает спокойствие, безмятежность, тишина. Родители ей не сказали, что они её любят, что они ей желают спокойной безмятежной жизни, что они верят в то, что имя оказывает магическое влияние на жизнь человека. Они, по всей вероятности, этого не знали. Просто им понравилось звучание имени, но для их дочки её имя ассоциировалось с названием неприятных для неё птиц, и она своё имя не любила. Это психологическая повесть. В ней умно, логично, можно сказать, подробно дан процесс развития психологии женщины. Девочку в семье не приучают любить себя, не объясняют, что человеческое тело может меняться в зависимости от образа жизни, что умный человек может сделать себя красивым. Нет, об этом нет речи. На всякий случай дочку не хвалят, и она привыкает считать себя некрасивой.
Боже мой! Как это узнаваемо и знакомо. Это типичные отношения в семье к детям. Это так по-русски. Так принято.

Мастерски несколькими фразами автор показала и взросление девочки, и отношения в обычной семье. Мастерски.

Персонажи повести не воры и не хапуги, не отщепенцы, это не элита советского или какого другого общества, не скучающие доморощенные детективы, которые суют свой нос во все происшествия, не шикарные персоны, озабоченные неземной любовью, и даже не волшебники, то есть – это не укрепившиеся в российской литературе «герои», которые так интересуют нашего обывателя. Это повесть об обычных людях, получивших обычное воспитание, которое могли дать детям и обществу обычные родители, не имеющие ни огромных средств, ни бесконечного свободного времени. Да. Повесть не предвещает увлекательного мордобоя, массовых убийств и заоблачных страстей, но она написана так и о таком жизненно важном, что не уступает по накалу жизненных событий и увлекательности известным бестселлерам.

Нас знакомят с обычной девочкой. В двух чертах её начало жизни в деревне. А что видела девочка? Изнуряющую работу на земле, которая даёт возможность их семье не голодать, хоть как-то одеваться и жить не в пещере, а в доме, в отличие от других менее обеспеченных семей. Вот и всё. И девочке не понравилась жизнь в деревне. Уже в первых строках повести звучит наша Российская правда.

Я неоднократно сталкивалась с деревенскими жителями, и большинство из них безумно завидовали горожанам. Чтобы не покривить против правды, я отмечу, что были и такие, которые не мыслили себе жизни в городе. И немало было таких, которых не страшило отсутствие бытового комфорта. Они, несмотря на условия существования, своими руками благоустраивали свой быт и ни за какие коврижки не променяли бы село на город со всеми его атрибутами, такими как нормированный рабочий день, множество магазинов, развлечения, транспорт, большие дома, множество людей. Они не любили недостатки города: душный пропитанный выхлопными газами и производственными дымами воздух, дефицит на товары, несвежие продукты в магазинах, теснота жилища, обычная на производствах железная привязанность к рабочему месту, которая сравнима с рабским трудом на галерах, скученность и суетливость жизни. Но героиня повести не знала ничего о городе и просто не хотела жить в селе. И это не надуманная ситуация, это правда.

Все люди изначально эгоисты в той или иной степени. Природой так предусмотрено, что за свою жизнь человек отвечает сам и с рождения борется за свою жизнь. Человек всегда сам себе желает хорошего. А единственный ребёнок в семье эгоист в ещё большей степени, чем выросший с братьями и сёстрами. Он не привык сознавать, что его личное благополучие находится в нерушимой связи с благополучием других. Дитя в многодетной семье усваивает с пелёнок: если он не поделится лакомством с кем-то, с ним никто тоже не поделится. Ребёнок учится всему с первого вздоха, в том числе и правилам общежития. В большой семье дитя с пелёнок осознаёт неразрывность своей судьбы с судьбой других людей. Если растёт в семье единственный ребёнок, его эгоизм предопределён с рождения. Такой, без прикрас, и показана автором Галина.

Надо сказать, что Наталья Столярова мастерски нарисовала картину детства героини, становление и развитие её характера. Её героиня не одарённый ребёнок, не избалованная глупой матерью дочка. Вовсе нет. Её героиня такая, как все, может быть чуточку более целеустремлённая. Она по жизни не паразит, умна и трудолюбива. Из неё выросла хорошая немного однобокая женщина, которую нельзя упрекнуть за то, что она имеет нормальные амбиции и трудится не жалея сил, чтобы жить хорошо. Упрекнуть нельзя, пожалеть – можно.

По повести она проходит разные этапы жизни, ориентируясь на мнения известных авторитетных писателей и философов. Ещё ребёнком героиня вынуждена воспитывать себя сама, для чего выписывает понравившиеся суждения авторитетов Земли. Но останавливают внимание Галины высказывания не романтиков, не альтруистов, не энтузиастов, а приземлённые житейские мудрости. Так она была воспитана осторожной матерью.

Течёт время, живет, как умеет, героиня. Меняется объём накопленной информации, и меняются её взгляды на жизнь, на моральные нормы. Меняется шкала ценностей. Что её ждёт?
Уклад жизни в советской и перестроечной России безжалостно формирует людей по своей особой колодке. Вот это и показала в своей повести Наталья Столярова. Из-за этого не ослабевает острый интерес на протяжении всего процесса чтения. Ведь мы варимся в том же жизненном котле.
Повесть, несомненно, не рядовое явление в русской литературе нашего времени. Это ж надо так писать о нашей обыденной сермяжной жизни, и настолько точно, что невозможно оторваться от повествования. Это же надо написать так, что невозможно остаться равнодушным. Невольно появляются раздумья и о себе, и о своей судьбе, и о судьбе страны и будущих граждан. Невольно появляются вопросы: а собственно, для чего я жил и живу? А как правильно жить? А как защищать свои идеалы? А где же я ошибалась?

В повести ярко и объёмно показан практически один персонаж, одна героиня, но и фон, то есть природа и человеческое окружение, не схематичны. Пока повесть не окончена, но и в таком виде она является незабываемым подарком для серьёзного читателя. Можно поздравить автора с удачей и наш дорогой сайт Проза.ру с открытием на своих просторах ещё одного талантливого писателя.