Письмо театру Квартет И

Александр Хлупин
     Спонсор данной публикации – компания «ПушкинOil». 

     Дорогой театр «Квартет «И»! Я давно хотел написать о тебе. Но все не решался. А вчера, 4 октября 2012 года я побывал на премьере твоего нового спектакля «Письма и песни мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть», и, наконец, решился.
     Я понял, что давно уже пора мне это сделать. Но писать я решил не о тебе, а тебе лично, дорогой театр! Впрочем, если это письмо прочитает кто-то еще, кому ты небезразличен, дорогой Квартет, то я не буду возражать! Это как раз тот редкий случай, когда читать чужое письмо совсем не зазорно.

     Заочное знакомство.

    Когда я впервые узнал о тебе, дорогой театр? О, это было давно. Году эдак в 2003-м. Я жил тогда в городе Санкт-Петербурге и узнал от знакомых, что в ДК Горького приезжает жутко модный столичный спектакль «День радио». Я решил обязательно сходить на это зрелище. Но обломался. Билеты оказались давно раскуплены. Я, конечно, расстроился, но ненадолго. Зато я узнал и запомнил название театра, который играл этот легендарный теперь уже спектакль – Квартет И. 
     В последующем я слушал ваши рубрики на «Нашем радио», на основе материалов которых в последствии были изданы книжки «Федор Конюхов» и «Кругом наши» и, я читал упоминание о вас в  какой-то статье посвященной группе «Агата Кристи» на страницах одного из музыкальных журналов.  Насколько я помню, это было связано с выходом их нового на тот момент клипа «Веселый мир» и участием в этом видео кроликов, которые задействованы в вашем спектакле «Быстрее, чем кролики».
     В 2007 году вышел фильм «День выборов». В то время я уже проживал в Москве, но так еще и не удосужился сходить ни на один ваш спектакль. Почему? Сам не знаю. Скорее всего, я узнал цену билетов и понял, что для меня она была слишком высока. На тот момент жизни. Но фильм я посмотрел. И он мне очень понравился. Я еще подумал – ну наконец-то вышла приличная российская комедия! Первая приличная за много лет. К тому же она была весьма своевременной – очередные выборы в стране и все прочее. Песня из этого фильма – «Выборы» в исполнении Сергея Шнурова, стала негласным народным гимном не только тогдашних, но и всех последующих выборов в нашей стране.
    В 2008 году вышел ваш второй фильм – «День радио». Если честно, он мне понравился в меньшей степени, чем «День выборов». Хотя, вроде бы история про тех же героев, про ту же радиостанцию. Но… Не знаю. В общем, я не то чтобы разочаровался, но решил все-таки сходить уже на ваши спектакли и посмотреть на это все живьем, чтобы разобраться до конца – мое это или не мое.

      Знакомство реальное.

     И в 2009 году я наконец-то получил возможность осуществить свое давнее желание – я посетил ВСЕ ваши спектакли. Первым я посмотрел «Быстрее, чем кролики». Честно говоря, он меня потряс до глубины души. Я в полной мере осознал тот факт, что вы не просто комический театр. А нечто большее. Ведь если разобраться, спектакль этот не такой уж и смешной. Точнее, он весьма даже грустный. Хотя, нет! Не так. Он философский. Вы попытались взглянуть на весьма серьезные, даже страшные для многих вещи через призму своей фирменной иронии. И получилось весьма необычно. И очень интересно. Я был рад, что наконец-то увидел вас и других замечательных актеров, задействованных в этом спектакле живьем. Я понял, что ваше творчество мне близко, что оно мое. И еще я в полной мере осознал, что ты, уважаемый театр – один из самых необычных и в хорошем смысле слова современных театров России!
    Меньше чем через месяц после этого я посетил ваш спектакль-импровизацию «Клуб комедии». В качестве специального гостя в спектакле тогда принял участие Максим Виторган. Мне это действо понравилось именно своей непредсказуемостью. И еще тем, что в его процесс, так или иначе, была вовлечена и публика. Было весело и напомнило мне времена школьного театра и студенческих капустников.
     Еще через непродолжительное время я наконец-то смог увидеть живьем легендарный спектакль «День радио». И на сцене он мне понравился намного больше, чем его переложение в кино. Особенно меня потрясла команда «Несчастный случай». Я всегда относился к ним с большим уважением, но и подумать не мог, что они настолько потрясающие исполнители, способные фактически сыграть все, что угодно, в любом музыкальном стиле!
     В следующий раз я посетил самый новый на тот момент спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о кино, женщинах и алюминиевых вилках». Это действо сложно назвать спектаклем в полном смысле этого слова. Поскольку сюжета как такого здесь нет. Декорации минималистичны до предела. Вы беседуете о жизни, о различных ее аспектах, делитесь своими наблюдениями, а также иронизируете друг над другом и над собой. Это было нечто новое на театральной сцене. Ничего подобного, я, во всяком случае, в театре еще не видел. Хотя, казалось бы, что тут такого может быть интересного – сидят взрослые дядьки и перетирают за жизнь. Но ведь это смотря как подать! Все, о чем вы говорили, вызывает смех и самый живой отклик в душе, поскольку все это взято прямо из нашей жизни. Как говорил классик: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».
     Ну, а затем я посетил спектакль «День выборов». Это зрелище потрясло меня своим размахом. Особенно в сравнении с «Разговорами мужчин». Много актеров приглашенных задействовано. Спектакль лишь укрепил мое положительное отношение к одноименному фильму.

      О чем говорят мужчины. Дилогия.

      Весной 2010 года я увидел ваш новый фильм «О чем говорят мужчины». В основу сюжета легла ваша пьеса «Разговоры мужчин». И вот тут, никакого диссонанса, как в случае с «Днем радио» не возникает. Спектакль хорош сам по себе, а фильм хорош сам по себе. В кино удалось воплотить то, что было невозможно реализовать на сцене по вполне понятным техническим причинам. Фильм понравился очень! По моему мнению, это лучшая российская комедия десятилетия! И, конечно же, это лучший ваш фильм на сегодняшний день! Он давно уже разошелся на цитаты. А что же это, как не настоящее признание?
       Я по черному рекламировал этот фильм везде, где только мог. Заставил посмотреть его всех своих родных и знакомых. Почти всем, этот фильм понравился. Да и разве могло быть по-другому? Четко продуманный сюжет, блестящие гэги, удачные отступления и прекрасная музыка от группы БИ-2. Фильм вполне заслуженно стал национальным бестселлером.
      А вот его продолжение «О чем еще говорят мужчины» удивило всех. И далеко не в положительном смысле этого слова. В моем восприятии ты, дорогой театр, всегда был слаженным творческим коллективом, который не позволяет себе спешки и откровенной халтуры. Что же заставило тебя выпускать этот фильм? Зачем? Только лишь потому, что хотелось откровенно заработать денег на волне успеха предыдущего фильма? Желание понятное, но зачем было так спешить? Явно сырой, непродуманный как следует сюжет. Удачных гэгов почти нет.
      Леня, Саша, Камиль, Слава и Сережа! Вы же умные и, безусловно, талантливые ребята! Я не думаю, что вы не отдавали себе отчета в том, что реакция на этот фильм будет в основном отрицательной.
     Создается впечатление, что нужно было срочно сварганить продолжение бестселлера, а хорошего материала не было. Поэтому быстренько слепили из того, что было. А было в наличии мало чего. Средненькая такая новогодняя мелодрама получилась с парой-тройкой удачных шуток. И большое недоумение у зрителя.
       Хотя я подозреваю, дорогой театр, что именно так все и было задумано. Сделать продолжение полностью отличным от первой части. Первая – крепкая комедия. Вторая – нечто вроде мелодрамы с философскими размышлениями и незначительными элементами комедии. Что тебе, только ржать надо, уважаемый зритель? А ты вот лучше присядь, отдохни, подумай о жизни.
   
        Письма и песни.

       В зале полный аншлаг. Некоторые люди сидят на приставных стульях. Среди многочисленной и весьма разношерстной публики были замечены знаменитости – Андрей Макаревич, Михаил Барщевский, Максим Виторган и другие. Еще бы! Ведь сегодня ПРЕМЬЕРА! Один из наиболее актуальных театров России (это я о тебе, дорогой Квартет!) представляет свою новую постановку – «Письма и песни мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть».
      На сцену выходит главный режиссер театра «Квартет «И» – Сергей Петрейков. И толкает какую-то непонятную речь, где говорит о возможных проблемах со звуком, о проблемах с голосом у Леши Кортнева, лидера команды «Несчастный случай», которая озвучила данную постановку своими песнями из нового альбома «Тоннель в конце света».
     «У Леши полип на связках», - сообщает нам Сергей. «У него операция будет 10 ноября. А потому Леша не все песни будет петь сам. Некоторые споют его коллеги по группе». И т.д.
      Я вот одного не понимаю, дорогой театр! Зачем вообще была нужна эта речь Петрейкова перед началом спектакля? Зачем нам было нужно знать эти ненужные по сути подробности? О проблемах Кортнева с голосовыми связками мы и так знали из СМИ. Кстати, дай Бог ему здоровья! Алексей, мы с вами! И верим в ваше выздоровление!
      Зачем нужно было обо всем этом говорить? В зале собрались не идиоты, а вполне себе интеллигентные люди, которые и сами бы разобрались, в чем тут суть и дело. Другие, я думаю, и не ходят на твои спектакли, дорогой театр!
      Кортнев и, правда, пел далеко не во всех песнях. Но его коллеги по группе поддержали своего лидера и заменяли его по мере необходимости, во время исполнения тех или иных композиций. Большую часть исполненных песен сложно назвать веселыми. Хотя, это в большей степени относится к текстам. Что касается мелодий, то почти все они были позитивными и заводными. Даже песня «Нам наступают кранты!», посвященная возможному концу света в декабре 2012 года, является весьма энергичной и даже танцевальной. Эдакий пир во время чумы.
      Новая постановка, как я понял тебя, дорогой театр, является прямым продолжением идей, заложенных в предыдущей твоей работе «Разговоры мужчин». Следует ли это расценивать как некий кризис жанра, который случается у всех творческих коллективов и личностей? Учитывая, дорогой театр, что я отношусь к тебе с нескрываемой симпатией, я все-таки склонен полагать, что этот факт свидетельствует скорее не о кризисе, а о необходимости еще раз обратиться к рассуждениям о жизни. Поскольку слишком много важных для каждого нормального человека тем остались ранее неохваченными – Родина, религия, самореализация и взаимоотношения с родителями. Кроме того, здесь были все-таки не разговоры в чистом виде. Их разбавили тематические отступления в виде писем, исполненных каждым из участников квартета, песни в исполнении команды «Несчастный случай» и тематические видеозарисовки на двух больших экранах по краям сцены.  Из последних стоит особо отметить «Измену Родины» с участием Михаила Ефремова и Владимира Меньшова, «Достоевский и мобильник», а также «В поисках утраченных друг друга».      
       Темы очень серьезные на самом деле. Шутить по этим поводам, как правило, не очень-то и получается. Но, как и в случае с «Кроликами» ты, мой дорогой театр, успешно справился с этой нелегкой задачей. Люди в зале хохотали даже в тех моментах, где по идее нужно плакать. Вы говорили с ними вполне серьезно о чрезвычайно злободневых вещах, а они ржут.  Сильна все-таки власть стереотипов! Ну, как же, мы ведь находимся в комическом театре?! А значит, серьезного тут ничего быть не может. Хотя, на мой взгляд, это смех сквозь слезы получается. И впору опять помянуть классика.
      Впрочем, не обошлось без откровенно комичных сцен, читай писем. Например, письмо Славы в адрес своих утраченных волос. Хотя, мужчинам, которых реально коснулась эта проблема, наверно было не очень-то до смеха. Но с другой стороны – чего тут уже переживать? Нужно относиться к этому моменту с иронией!
     Также весьма комичным было письмо Камиля к своему Альтер-эго – электрику из Волгограда, который так и не стал известным артистом, несмотря на то, что три раза безуспешно поступал в театральные учебные заведения.
     Ну, и конечно, просто блестящая по своей комичности зарисовка с участием всего квартета – по поводу любителей элитарного искусства. Ироничная до предела, едкая и очень точная.

     Вместо заключения.

     В общем и целом – твоя новая постановка, дорогой театр – удачная! Я получил искреннее удовольствие и заряд позитива. Хочется поблагодарить каждого из вас в отдельности – Леню (Лешу), Славу, Сашу, команду «Несчастный случай», а особенно Камиля, который в этой постановке раскрылся в полной мере, как актер. И вообще, не в обиду всем остальным ребятам, Камиль в этот вечер был наиболее убедительным из всех. Хочется также поблагодарить главного режиссера Сергея Петрейкова за отличную новую постановку и попросить его воздержаться от подобных предисловий, которое он выдал в этот вечер. Ну, и, конечно же, хочется выразить благодарность всему техническому персоналу театра «Квартет «И»!
    Нам с вами было очень хорошо! Впрочем, как и всегда. Надеемся, что и вам для нас приятно работать! Желаем вам новых свершений и новых постановок на радость всем нам!

    По вопросам возможной публикации данной статьи или ее отдельных частей на других сайтах или в печатных изданиях, просьба обращаться к ее автору лично! Спасибо!