Успехи израильской дипломатии или 3 года позора

Михаил Ошеров
Последнее выступление доблестного премьер-министра Израиля в ООН заставляет сомневаться в его нормальности и адекватности. Шоу с рисунком атомной бомбы типа чертежа ядра Барона Мюнхгаузена с зажженным фитилем вызвало поток карикатур и коллажей в израильском интернете и в Фейсбуке. Премьер-министр одного из самых технологичных в военном отношении государств мира наверное, считает представителей других стран на сессии Генеральной Ассамблеи ООН (а это руководители этих стран) полными идиотами.  Но. поскольку они себя таковыми на считают, для всех руководителей стран, присутствовавших на выступлении Беньямина Нетаньяху в ООН, форма его выступления была, как минимум, оскорбительной. Достаточно серьезное содержание его выступления - предложения к мировому сообществу об установлении "красных линий" для Ирана остались без ответа.

Но этот публичный дипломатический позор - не самое страшное из того, что израильское правительство совершило за последние три года в сфере отношений с другими государствами и народами.

Параноидальный страх перед возможным наступлением военно-стратегического паритета в регионе и необходимостью договариваться с соседями не с позиции силы, толкает Израиль на повышенную недипломатическую риторику и на агрессивные действия в борьбе против Ирана. В результате мир начинает считать проблему иранского атомного оружия узкоизраильской, а не общемировой проблемой.

Израиль в последние годы потерял важнейшего и мощного союзника в регионе - Турцию. Можно вспомнить, как заместитель министра иностранных дел Израиля, политический назначенец с небольшим дипломатическим опытом Дани Аялон демонстративно унизил посла Турции. Вместо того чтобы, как это заведено, пригласить посла в здание МИД, Данни Аялон принял Ахмета Огуза Челиколлу в своем небольшом кабинете в парламенте, предварительно распорядившись убрать со стола турецкий флаг. Турецкий посол ждал аудиенции в коридоре. Аялон отказался пожать ему руку и усадил в кресло, заметно более низкое, чем стулья, на которых разместилась принимающая сторона, описывают встречу центральные израильские газеты. «Важно, чтобы было видно, что он сидит ниже, а мы высоко, и что здесь только один флаг», - приводят местные СМИ слова Аялона, который инструктировал перед встречей телеоператоров и фотокорреспондентов.

В результате этого инцидента и без того не самые хорошие отношения Турции и Израиля резко ухудшились, турецкий МИД вскоре уволил позволившего себя унизить посла и долго не назначал нового, а правительство Турции по итогам этого инцидента потребовало от государства Израиль объяснений. Так личные амбиции израильского политика послужили предпоследней каплей разрушения важного для Израиля геополитического союза.
Окончательно разрушило израильско-турецкие отношения нападение израильских военных на турецкое судно "Маве Мармара" в международных водах, в результате которого на борту корабля погибло 9 граждан Турции и США, а сам корабль был захвачен  и отбуксирован в израильские территориальные воды, что на языке международного права означает акт международного преступления и пиратства. После чего военно-политическое, военно-техническое и экономическое сотрудничество между Турцией и Израилем было фактически полностью свернуто. Турция неоднократно заявляла, что готова восстановить военное, политическое и экономическое сотрудничество с Израилем, но только после принесения государством Израиль публичных извинений за гибель турецких граждан. Попытки скомпенсировать потерю Турции  внезапно вспыхнувшей дружбой с Грецией и с курдами ни к чему особенному не привели - Турцию - ключевую и мощную страну, одного из лидеров Ближнего Востока Израилю заменить нечем. Недавно Биби Нетаньяху и Авигдор Либерман предприняли очередную попытку наладить отношения - обратиться через голову правительства и парламента Турции к турецкому народу через турецкие СМИ. Биби и Авигдор пригласили к себе турецких журналистов и попытались им внушить, что Израиль хочет дружить с Турцией, но извиняться за убийство 9 граждан Турции и США не будет.  Но пока жив турецкий лидер Реджеп Таип Эрдоган, необходимым условием улучшения отношения Турции к Израилю должны быть принесение  извинений израильскими властями за убийство безоружных людей израильскими солдатами в международных водах.

В прошлом году был сорван из-за забастовки далеко не бедствующих сотрудников МИДа очень важный визит тогдашнего президента России Дмитрия Медведева в Израиль. Визит Дмитрия Медведева в государство Израиль был сорван забастовкой сотрудников Министерства иностранных дел Израиля, которые отказались ради этого визита прервать свою забастовку, хотя прервали ее для организации визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Израиль, который состоялся практически в то же самое время. С Дмитрием Медведевым должно было приехать около 500 российских бизнесменов первого калибра, должны были проводиться многочисленные переговоры и встречи. Но кому-то за океаном это не понравилось, и из-за неспособности израильского русскоязычного министра иностранных дел Авигдора  Либермана справиться с собственными уборщиками и дипкурьерами, очень важный визит президента России в Израиль был сорван, визит Медведева состоялся только в соседние страны - Иорданию и Палестину, что только укрепило дипломатические связи и контакты России с этими государствами.

В израильском руководстве нет единства по вопросам внешней политики. Премьер-министр Беньями Нетаньяху лично занимается дипломатическими вопросами с США, ООН и Европой, вице-премьер правительства и министр обороны Израиля Эхуд Барак также занимается вопросами поддержки отношений с США. На долю министра иностранных дел Авигдора Либермана остались второстепенные вопросы взаимоотношений с Европой, а также Азия, Африка, Латинская Америка и страны бывшего СССР.

Общая негласная поддержка израильскими властями политики США в регионе, которая выражается в поддержке "арабской весны" - инспирированных Западом волнений в арабских странах, привела к тому, что вместо преемника Мубарака и плавной смены власти в Египте, в этой стране после годовых народных волнений  к власти пришли откровенные исламисты из организации "Братья-мусульмане", что привело к почти полному замораживанию израильско-египетских отношений, росту военной напряженности на израильско-египетской границе, вооруженным инцидентам, каждый из которых мог послужить поводом к войне, фактическому отказу от демилитаризации Синайского полуострова и окончательному прекращению всех поставок египетского природного газа в Израиль. Власти Израиля, не наученные горьким египетским опытом, сейчас осторожно выражают политическую поддержку противникам президента Сирии Башара Асада - различным боевикам и наемникам из всех арабских стран Ближнего Востока. Нынешнее 40-летнее затишье на израильско-сирийской границе после возможного прихода к власти противников Башара Асада может смениться вооруженной конфронтацией - противники Башара Асада публично своей главной целью называют Израиль. Но израильские власти из чувства солидарности с антисирийской политикой США снова продолжают отпиливать ножки  у собственного кресла.

Отношения государства Израиль с США осложнены как  идеологическим взаимонепониманием руководителей стран,  так и  личными хорошими взаимоотношениями премьер-министра Нетаньяху с кандидатом от республиканской партии США Митом Ромни, под руководством которого Беньямин Нетаньяху работал в юридической фирме в 70-х годах в США. Основной спонсор Беньямина Нетаньяху - Шелдон Аделсон также является одним из основных спонсоров американских республиканцев. Все это очень сильно осложняет личные взаимоотношения нынешних руководителей Израиля и США. Беньямин Нетаньяху ради недостижимой цели строительства израильского государства от моря до моря без арабов строит израильские поселения на оккупированной территории, торпедируя тем самым мирный процесс, ущемляя права палестинцев, вызывая раздражение у властей США и во всем арабском мире и увеличивая вероятность превращения государства Израиль в еврейско-арабское. Основной целью нынешней политики США на Ближнем Востоке является мир и всеобщее урегулирование, чему премьер-министр Израиля всячески противится, что вызывает раздражение у властей США - единственного союзника Израиля.

Многие важные для страны и, иногда,  всего еврейского народа, решения принимаются в Израиле иногда на невысоком уровне управления, -  не ответственными за это чиновниками и министрами, не правительством, а некоторыми влиятельными людьми из окружения премьер-министра. Решение о форме встречи с турецким послом принималось на уровне личного желания заместителя министра иностранных дел, решение о нападении на турецкое судно "Мави Мармара" принималось на уровне нескольких совещаний с министрами, главами спецслужб, но без участия единственного ответственного за принятия таких решений органа в правительстве Израиля - Совета Безопасности. Решение о развертывании военно-технического сотрудничества с Грузией принималось, скорее всего, на невысоком уровне разрешительных департаментов оборонительных ведомств без серьезного политического обсуждения на правительственном уровне политических последствий ухудшения отношений с Россией. Такой "механизм" принятия внешне незначительных решений, которые потом становятся важными геополитическими ошибками  связан с общим кризисом власти и управления в Израиле.

Отрицательные геополитические потери всего этого оказались для Израиля достаточно ощутимы. Ухудшение отношений Израиля с Китаем, Турцией и Россией резко сузили для страны возможности политических маневров, усилив зависимость Израиля и, частично, - всего еврейского народа, от властей США. Разрыв экономических отношений с Турцией - ранее одним из крупнейших экономических партнеров, также нанес сильный ущерб израильской экономике. Последствия этой  неумной, недальновидной и непредусмотрительной политики придется расхлебывать всему еврейскому народу в ближайшее время, поскольку для выхода из экономического кризиса многим израильским фирмам понадобятся новые рынки сбыта и новые торговые партнеры в странах, с которыми израильские власти ранее по своей вине испортили политические и внешнеэкономические отношения.  В условиях сильной зависимости Израиля от экспорта и импорта, что является, в свою очередь, следствием недальновидной внутренней экономической политики, Израиль не имеет права разбрасываться партнерами и друзьями.  Но израильское руководство либо этого не понимает, либо действует, исходя из каких-то личных узкополитических и внутриполитических сиюминутных интересов, но никак не из интересов своей страны и всего израильского и еврейского народов в целом.

Также опубликовано:

http://www.iarex.ru/articles/30092.html