ДЯДЯ ВЕНЯ

Лариса Грудяева
Никогда я так его, брата моего отца, не называла. Для меня он всегда был только фотопортретом под стеклом на стене в «проходной», а на самом деле, самой большой комнате старенького бабушкиного дома.

Пропал без вести в 20 лет - вот и вся дядивенина биография для меня, послевоенной.
Да, еще одна маленькая деталь: бабушка часто говорила, что я такая же высокая и костлявая, как Веня, и даже лицом на него похожа. В подавляющем большинстве все наши родственники были маленькие и кругленькие.

Однажды мы с бабушкой пошли в кино. Какой фильм смотрели, не помню. Наверное, про войну. Потому что бабушка все время плакала. Пожалуй, это был первый раз, когда я соотнесла портрет с живым человеком и представила, как уходил Веня на войну, как ждала его моя бабушка, как она получила извещение…

О том, что дядя Веня попал в плен в июле 1941 года и умер в ноябре 1942 года в концлагере на окраине маленького немецкого городка с трудным названием, я случайно узнала совсем недавно в Интернете.

И как же мне было муторно в этот момент! Как явственно представился мне испуганный и растерянный мальчуган-красноармеец, стоящий перед дулами фашистских автоматов! Как больно было мне увидеть мысленным взором его, простуженного и оборванного, умирающим на холодных нарах в бараке… И как жалко мне было, что никогда моя бабушка не узнает, что не исчез бесследно с лица земли ее юный сын. Есть у него могила. Пусть даже братская.
 
Я давно живу на свете. В последние годы стараюсь расквитаться с долгами. Не денежными. Нравственными. Один из них – дядя Веня. Очень хочу навестить его в Германии. Успею ли?