Рецензия на повесть Антона Ромина Пауза

Лев Лежнер
Повесть Антона Ромина "Пауза" можно прочесть здесь: http://www.proza.ru/2011/08/20/959


Каждое новое произведение Антона Ромина – как очередная ступень в эволюции творческой личности на пути к познанию себя. И повесть "Пауза" в этом отношении совершенно особое произведение. Все дело в выстраивании автором цепочки размышлений главного героя, которая является по сути ни чем иным как поиском истоков зарождения, прорастания и расцвета основного, главного, жизнеопределяющего чувства любви в душе человека. А поиск этот не просто труден, он труден неимоверно – такими поисками озадачивались философы и писатели всех времен и народов, но этот поиск и чрезвычайно продуктивен, ибо он есть путь личности к самопостижению, а значит, к развитию и углублению.

Автор не изменяет себе и начинает повествование почти с ключевой и главной фразы, определяющей все последующее содержание и включающей практически основной предмет поиска главного героя.

«Сидя в своем рабочем кабинете и составляя список корреспондентских заданий на ближайшие дни, я думаю о том, был ли счастлив в последнее время, а точнее о том, чувствовал ли свое счастье».

В этом умении с первых слов взять читателя за живое заключено большое мастерство, поскольку это не обычная завязка последующей интриги, которая будет держать читателя, а нечто другое – это совершенно особое вовлечение читателя в поток мыслей главного героя, из которого читатель, прочитав первую фразу, вряд ли уже сможет спокойно выпутаться. Он обязательно пойдет дальше.

А автор увлекает нас все глубже в казалось бы вполне ординарную жизненную ситуацию, описывая эпизод признания главного героя в любви предмету этой любви. Но в этом эпизоде, казалось бы так просто описанном, без напряжения, почти бытовым языком, автор обнажает его внутреннюю сущность, а также процесс мучительного осознания героем момента кристаллизации чувства, открывая нам весь психологизм ситуации, сидящий в ней скрытый конфликт и внутреннюю пружину, хотя предмет любви гл.героя вроде бы отвечает ему полной взаимностью:

«Других ролей я не знал, с трудом подбирал слова и среди всех возможных фраз выбрал «люблю тебя». Ты взялся за веник, смел инсталляцию в совок, а потом посмотрел на меня.
– Что, правда?
Я кивнул.
– За то, что разбил? Да я тебе тут всю посуду переколочу, только бы ты меня любил!»

Поиск истоков чувства. Как и почему родилось, откуда возникло к тому, кто вроде бы наделен качествами, чуждыми природе главного героя, ведь избранник его оказался любителем крайне острых ощущений садо-мазо, к чему гл.герой не имеет ни малейшей склонности и что внутренне отвергает. Казалось бы, если отвергаешь что-то, как можешь любить носителя этого? Но герой любит и не просто, а глубоко, он и сам не понимает, как и почему так произошло, потому и пытается разобраться.
Присмотримся поближе к этому процессу и выделим очень важный момент в его поисках – ревность. Она появляется с первых же моментов – сначала незримой тенью, потом полупрозрачной пленкой, а потом поглощает героя полностью. Но что есть любовь без жгучей ревности? Бесполое созерцание и только. Ревность обнажает внутреннюю сущность, открывает всю глубину противоречий в душе героя, неоднозначность и парадоксальность его внутреннего мира. С одной стороны – его протест против крайне извращенного секса в виде садо-мазо, а с другой – любовь к носителю этого извращения, хотя в психиатрии существует теория, что абсолютно нормальных людей не существует, и понятие «норма» – это как бы усредненный показатель, никак не учитывающий индивидуальные особенности личности и путь ее развития. И действительно, любой человек неодназначен и непознаваем до конца даже для себя самого. Впрочем, вернемся к повести и посмотрим, как автор прорисовывает детали внутреннего облика героев. Именно внутреннего, поскольку внешний облик он описывает только урывками, да и описывает лишь партнера главного героя Женча. Однако отметим мастерство автора в описании того, что недоступно для понимания и принятия среднестатистическим человеком, так же, впрочем, как и самим автором – описании человека, получающего удовольствие от боли. Хотя мы все внутри чуточку садо-мазо, а порой и далеко не чуточку, даже если не признаем этого.
Но вновь вернемся к авторской подаче внутреннего портрета героя второго плана Женча. Это описание пути осознания геем своей идентичности и не слишком симпатичных пристрастий в сексе. Описание не приглаженное, во многом отталкивающее, и все же с каждым последующим словом рассказа о деталях жизни Женча мы парадоксальным образом пропитываемся непонятной симпатией к нему. Все дело в заряженности любовью самого автора, против которой мы, читатели, не способны бороться. Ведь в цепочке жизнеописания Женча присутствует и родители, не ведающие о его гомосексуальности, и младшая сестра, догадывающаяся о том, что он гей, но проявляющая и крайнюю тревогу и заботу о нем, и множество незримых любовников, давших ему богатый сексуальный опыт, и много еще чего…
Отметим важный момент самодостаточности гл.героя, его цельности – ни внешние обстоятельства, ни окружающие люди никак не влияют на его основное чувство. Ни Олег, появившийся после длительного перерыва, ни сестра Женча Катя, ни сотрудница Марина. Хотя сам Андрей вполне давит на каждого из них – прессует на работе Марину, молчаливо противостоит Кате в борьбе за Женча, пользуется возможностью секса безо всяких обязательств со своим бывшим – Олегом. Но даже секс с Олегом не является изменой Женчу, потому что чувство к Женчу у Андрея настолько сильно, что никакой секс уже не имеет значения. И чувство это становится все беспощаднее. Потому что просыпается ревность.
Что тут причина, а что следствие? Ревность порой убивает любовь, но что как не ревность есть основа любви. Она начинает зарождаться скрытно, подспудно, тревожа самолюбие, щекоча нервы, разжигая и в конце концов порождая не просто чувственную любовь, а любовь более глубокую и сильную. Но горе, если ревность, породив любовь, переходит некие границы и начинает жечь сердце подозрениями в изменах. А Андрею есть, в чем подозревать Женча и к кому его мучительно ревновать. Ведь Женч что-то скрывает, а что-то даже не считает нужным скрывать от Андрея. И здесь яркость образа Женча начинает усиливаться – конечно, посредством глубины и яркости образа главного героя, через призму образа Андрея.

И снова поговорим о любви. Андрей удерживает ее воспоминанием о счастье, которое испытывал с Женчем, но которое как-то ускользает из воспоминаний. И он усиленно старается припомнить все его детали. Вспомнить и зафиксировать. Вряд ли возможно что-то зафиксировать, но вот само воспоминание способно возвращать острое чувство счастья – порой спонтанно, а порой и некоторым волевым усилием, так сказать путем актуализации этого воспоминания, максимальным приближением, фокусировкой внутреннего взора. Ибо что как не воспоминание является защитой от холода отчуждения.

Ревность способна на многое, даже на нарушение границ. И гл.герой идет на это – сначала пытается понять Женча путем изучения предмета его увлечения – компьютерных игр, нарисованных его рукой. А потом решается и на более жёсткий радикальный метод – взлом е-мэйла, проникновение в переписку, а, значит, и частичное проникновение во внутреннюю жизнь Женча.
Кто из нас хоть однажды не мечтал проникнуть в мысли другого человека, родного или не очень, иногда врага. Вряд ли это будет возможно даже через сто лет, даже с помощью самых высоких технологий. Так что остается? Взлом электронной почты.

«Ревность мучила меня зверски, терзала и душила в моей норе. Я должен был действовать, найти какое-то противоядие, разобраться во всем, и я пошел к нашему сисадмину»…

Но что находит Андрей, читая переписку Женча? Какие-то разрозненные письма и ласково-слащавые прозвища? Или то, что случайно попадает в чат с его любовником-инвалидом и от его имени договаривается с тем о встрече?

«Меня трясло в кабинете, и я никак не мог вытереть холодную испарину… Пойти к нему, увидеть его? Но что я ему скажу? Чем он виноват? И кто вообще виноват в том, что проходит одно чувство и начинается другое? Или не начинается ничего…»

Все, творящие ложь, несомненно грешники, хотя как там у Достоевского? "Вранье" для них "дело милое, потому что к правде ведет". Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены" (с).
Да, Женч лгал Андрею, но не это оказалось важным, а нечто совсем другое, что и понял главный герой. Ведь только эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми, ибо проблема любви для подавляющего большинства людей заключается в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить. Но наш герой не таков. Его ревность не разрушительна, она есть его страдание и потому продуктивна, ибо в таких страданиях человек прозревает и начинает видеть и осознать свои ошибки, для устранения которых нужно изменить не того, кого ты ревнуешь и не ситуацию, а самого себя. И человек меняется, со временем осознавая, что страдания помогли ему стать лучше и помириться с целым миром, пусть даже и умирающим миром, потому что любовь все-таки жива.
А мы, прочитав последний абзац этой умной и психологически тонкой повести, остаемся со светлым и прекрасным чувством в душе, потому что мы также стали лучше.

© Copyright: Марк Шувалов