Кусочек хлеба

Иван Татаренко
Автобиография.

Я, Татаренко Иван Петрович. родился 23 октября 1927 года на хуторе Сотницкий Поповского сельсовета Россошанского района Воронежской области в семье кадрового железнодорожного рабочего Татаренко Петра Кузьмича. Мать - Елена Яковлевна колхозница. В 1936 году поступил в Сотницкую начальную школу, окончил в 1940 году. Продолжил учебу в Поповской средней школе. В 1948 году с разрешения колхоза поступил в Россошанское педагогическое училище, в 1951 году окончил.
По направлению Министерства образования РСФСР переехал на Алтай. С августа 1951 года стал работать учителем Талицкой начальной школы № 15 Грязнухинского /ныне Советского/ района. В 1961 году поступил на учебу в Бийский педагогический институт на исторический факультет. Диплом о высшем образовании получил в Горно-Алтайском пединституте. Работал учителем истории, директором разных школ. Ветеран войны, ветеран труда. С 1994 года проживаю в Бийске.
Литературой увлекаюсь со времени учебы в школе и во все предшествующие годы, вплоть до настоящего времени. Много читаю, пишу. Член Бийского литературного объединения "Парус" с 1994 года. Член студии прозы "Гран" с 2001 года. До этого был рабоче-крестьянским корреспондентом различных районных газет.
Публиковался в Сборниках и журналах Москвы, Барнаула, Бийска. Автор 35 поэтических и прозаических книг. Основные из них: "Мое Отечество", "Земные тропы","Сказание о Бикатунском остроге", "Сказание о земле Грязнухинской", "России славные победы", "История Советского района", "Боевая слава Бийска", "Бийский железнодорожный узел", "Боевая слава Советского района", "Родовая повесть", "Краткая история Бийска", "На литературном пути", "Коварная любовь", "Как друг и наставник в зеркале времени", "Жизнь как есть", "О Шукшине", "Недопетые песни", "Память о друге"'и другие. Литературное творчество продолжаю. Печатаюсь в сбор¬нике "Я расскажу вам о Бийске";

 
Хлеб всему голова.
Есть хлеб - будет песня.
Песня строит и жить помогает!

 
Посвящаю жене и другу Татаренко Пелагее Ивановне.
Сыновьям Володе и Серёже.

КУСОЧЕК  ХЛЕБА

В моей памяти никогда не исчезнет географическое понятие Алтай, что находится от Европы за каменным поясом Уральских гор в Западной
Сибири. Это связано со временем Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии. Я жил в то время в хуторе Сотницком Россошанского района Воронежской области в колхозе "Пролетариат". Хутор был большой. Его просто называли Сотняцким, но в нем жило довольно много людей, даже больше чем в соседних селах, но его селом не называли потому, что в нем не было церковного храма. Но это никого не тревожило еще потому, что мимо проходила Юго-Восточная железная дорога Москва-Ростов. Для остановок поездов была построена станция Сотницкая с пятью железнодорожными путями, один из которых был запас¬ной для погрузок и выгрузов товаров, материалов, скота, зерна. На этой станции работали мужчины и женщины, другая часть мужчин и женщин уезжали работать на городскую станцию Россошь. Война гремела где-то далеко на западе. О ней читали в газетах, слышали по радио, видели движущиеся воинские эшелоны по железной дороге на юг к станции Россошь.
Прошел год, как сельчане стали ощущать нехватку рабочей силы в колхозе "Пролетариат" и на станции "Сотницкая". Ушедших на фронт стали заменять стариками, женщинами, подростками. Весной 1942 года кол¬хоз прилагал все усилия, чтобы засеять колхозные поля зерновыми куль¬турами и кормовыми травами для скота. Хорошие весенние дни, ласковые лучи солнца торопили людей быстрее заканчивать весенне-полевые работы, не смотря на военное лихолетие, которое начало мешать колхозник¬ам и рабочим станции Сотницкая своим вмешательством в их дела. Сна¬чала высоко в синем небе, на большой высоте прогудел вражеский само¬лет-рама разведчик. Пришедшие с фронта раненые сельчане-мужики говорили:
- За этой проклятой рамой жди теперь прилет фашистских бомбардировщиков "Юнкерсов", будут бомбить станцию Сотницкая.
Женщины не верили, говорили:
- Может то наш самолет полетел на фронт бить фашистов!
- Не паниковать, - кричал бригадир женщинам, - работать и работать под лозунгом "Все для фронта! Все для Победы!"
Работали днем и ночью не покладая рук. Весенне-полевые работы закончены. Вскоре появились дружные всходы зерновых, поля как бы покрылись бирюзовыми новенькими покрывалами. В чистом голубом небе над полями дружно день-деньской хором пели звонкие жаворонки, словно пели свои прекрасные гимны всем зеленым полям и хорошему урожаю. Через станцию Сотницкая без остановок днём и ночью пробегали грузовые воинские эшелоны с солдатами, танками, автомашинами. За ними чуть тише шли, громыхая на стыках рельсов, грозные бронепоезда, ощетинившиеся с платформ четырехствольными зенитными пулеметами, готовыми в любую секунду открыть огонь по фашистским налетчикам, которые так же
внезапно могли появиться в небе.
Уже все жители чувствовали, что фронт приближается. Теперь фашистские самолеты не летали высоко, а появлялись совсем низко, на крыльях которых мы уже видели намалеванные черные фашистские кресты. Пролетая над селом, строчили из пулеметов, чтобы трассирующими пулями под¬жечь соломенные крыши домой колхозников, а бомбы сбрасывали на станции Сотникцкая, где стояли груженые поезда. От таких налетов горело все кругом.
В июне месяце сорок второго года налеты фашистской авиации усилились, чтобы парализовать работу всей железнодорожной линии Лиски-Россошь. Горели поезда, цистерны с бензином, останавливались паровозы. Как только начиналось утро - начинались налеты вражеских самолетов. Иногда
вступали в бой наши истребители. Тогда до самого вечера на станцию Сотницкая ни один фашист не прилетал.
Фронт приближался, весь колхозный скот погнали к Дону, чтобы переправить его на левый берег без потерь. Но фашистские самолеты из своих пулеметов расстреливали угоняемый скот, гибли и люди. Годную колхозную технику тоже переправляли через Дон. По железной дороге через станцию Сотницкая к Россоши перегоняли за ночь восстановленные поезда для разгрузки. Фронт неумолимо приближался. Колхозные поля уже буйно зеленели поднявшимися молодыми стеблями пшеницы, ржи, ячменя, проса. Однако это уже не радовало колхозников. Как-то бригадир проговорился на бригадном сборе:
- Может придется сжечь все посевы своими руками.
- Что ты, Степан, говоришь. Как же это можно делать, ведь это наш труд и хлеб, - кричали женщины.
- Но не отдавать же готовый хлеб Гитлеру, - говорил бригадир.
- Может фронт до нас не дойдет.
- Кабы так случилось, то было бы хорошо!
Но у войны свои законы. Ночью шестого июля сорок второго года через Сотницкий хутор и станцию прошли через железнодорожную линию наши
солдаты с сорокапятками, пулеметами и двинулись к Дону. Женщины со слезами провожали солдат, которые то ли в шутку, то ли всерьез успокаивали баб:
- Не плачьте, мы еще вернемся!
Но седьмого июля сорок второго года по шоссе Подгорная-Россошь через хутор Сотницкий и станцию Сотницкая двинулась по июлькой жаре фашистская орда на мотоциклах, автомашинах. Часть двигалась в сторону станции города Россошь, часть пересекала железную дорогу и рванулась к Дону. Почему наши отступали - нам никто не говорил. Местность оказалась надолго оккупированной врагом.
В 1942-1943 годах, я оказался со своими товарищами на оккупирован-ной фашистами территории Россошанского района. Фашистская комендатура установила "новый фашистский порядок", за нарушение которого следовало одно наказание - расстрел или повешение. Я с комсомольцами и молодыми парнями ушёл в подполье. Сражались с фашистами как умели, как могли, помогая нашей доблестной Красной Армии. Два раза меня пытались арестовать фашистские полицаи. Удалось скрыться.
1943 год в моей жизни был переломным в том смысле, что в этом году, зимой, наш Россошанский район был освобожден от немецко-фашистской мрази, что дало возможность свободно жить и работать. С одной стороны это хорошо. С другой стороны всем жителям не только хутора Сотницкого но и станции Сотницкая пришлось испытать страшный голод. Фашисты, отступая, все живое уничтожили, отобрали последние горсти зерна, крупы, пшена. Если находили в сараях свеклу, то и ее забирали и скармливали своим лошадям, а итальянцы своим мулам. Даже в первые дни после освобождения было невозможно найти хоть крохи продуктов питания. Умирали старики, дети.
Колхоз "Пролетариат" был восстановлен. В самом колхозе ничего не было в наличии. Женщины приходили в правление к председателю Бублику-старику и просили продуктов.
- Где я вам их возьму, если железная дорога еще не работает. На до¬роге до самого Воронежа стоят на рельсах застывшие паровозы. Немного, бабоньки, потерпите. Правительство нам всем поможет.
 - Сколько же ждать помощи?
- Люди умирают…
…25 января 1943 года был освобожден город Воронеж от фашистских захватчиков. В начале февраля вся территория области была освобождена и полностью очищена от оккупантов. В начале марта вся Юго-Восточная железная дорога от Воронежа до Россоши заработала в полную
мощь, спасая население Россошанского района от голода.
В один из мартовских дней Бублик в правлении колхоза объявил на
собрании всем собравшимся:
- Сегодня ночью к нам на станцию Сотницкая приходит вагон с алтайским зерном из Барнаула под разгрузку. По распоряжению правительства это зерно с Алтая нам доставлено на весенний сев, чтобы мы алтайским зерном засеяли наши поля колхоза "Пролетариат".
- Как с зерном для посева в других колхозах? - спросила бойкая Лена.
- Весь Россошанский район получил с Алтая зерно на весенний сев, - ответил председатель.
Я сидел на скамейке и думал: где же находится этот Алтай? Видно там не было войны. Видимо зерно привезли к нам с урожая прошлого года. Привезли целый вагон. Видно на Алтае был хороший урожай.
- А где этот Алтай находится? - спросила девушка Катя Бойко, худощавая девчонка о короткими косичками.
Председатель Бублик, почесал правой рукой затылок, промолвил:
- Я сам не знаю. Но слышал, что Алтай где-то за Уралом в Сибири.
- Это далеко от нас? - переспросила Катя.
- Далековато. Чтобы доехать до Барнаула не хватит недели. Воинских поездов на железке много едут на фронт. Но нам зерно пришло из Барнаула. Спасибо хлеборобам Алтайского края…
…В начале апреля в колхозе "Пролетариат" начался сев зерновых. Техники не было. Земля не вспахана. Итальянские мулы таскали бороны, чтобы хоть немного растормошить землю. Мужики и бабы насыпали пшеницу в сумки, узлы связывали веревками, надевали на себя. Рукой брали в сумке зерно. Становились рядами. Руками разбрасывали впереди себя зерно, медленно шагая, чтобы зерно ложилось на взрыхленной земле ровным слоем. Так рядами шли до края поля, переходили на другое место и шли таким же образом к бричке с зерном, чтобы наполнить им сумки. Я шел рядом с мамой. Делал все так как она. Правой рукой в сумке брал зерно, разбрасывал перед собой. Шел со всеми рядом, чтобы не отстатъ. Мама как-то заметила:
- В нашей работе много учебы не надо. Посмотришь и тут же сразу научишься сеять.
- А раньше тоже так крестьяне сеяли? - спросил я.
- Много веков сеяли и урожай собирали.
- А на Алтае тоже так сейчас сеют?
- Наверно нет. Там же не было фашистской оккупации,,.
Но мои расспросы не продолжились. У поварской кухни стали раздаваться звонкие удары от лемеха. Повар звала всех на обед. Не помню уже что за бурду повариха наливала нам в миски, но навсегда за¬помнил, когда она кроме бурды давала каждому по кусочку хлеба, которого мы все колхозники не видели с прошлого года оккупации. Я с нетерпением откусил кусочек хлеба, стал жевать. Какой же он был вкусный, запашистый с хмельным ароматом. Хотелось скорее съесть этот кусочек, но мама промолвила:
- Половину оставь сестренкам и братишкам. Вечером им дадим.
Попробовав вкусного, запашистого алтайского хлеба все заговорили, стали веселее, разговорчивее. Будто стало солнце лучше светить и греть небо, стало еще голубее и приятнее, жаворонки петь не переставали, веселя души работников сева. Хвалили алтайских крестьян, что они такое хорошее зерно выращивают на своих полях.
- Спасибо алтайцам, что прислали нам вагон пшеницы.
- Пусть алтайская пшеница заколосится на наших полях колхоза
"Пролетариат" и Россошанского" района. Это будет наш грозный удар по фашистским захватчикам, чтобы они скорее сквозь землю провалились
со своим Гитлером!
- Молодцы донские казаки, на Алтае осели. Помощь прислали, - сказал дед Иван Силаевич с седыми усами.
Всю ночь мне снился чудесный сон. Не то повариха, не то продавец или какая-то незнакомая женщина подают мне белые буханки пшеничного душистого приятно пахнущего хлеба. Я беру эти буханки хлеба, но они куда-то ускользают из моих рук. Женщины смеются:
- Что не можешь буханки удержать?
-Бери и держи крепче!
- Белый хлеб испечен для тебя! Бери кушай!
- Это же красивая алтайская девушка специально испекла булки душистого хлеба в своей домашней печи, чтобы угостить тебя!
- Девушка из Алтая меня знать не могла. Уходите!
Я махнул рукой. Весь сон исчез. Тут только я понял, что страсть как хочу проглотить хоть малюсенький кусочек пахнущего хлеба, чтобы утолить жажду голода…
Все лето работал в колхозе. Бригадир выделил мне лошадь, бочку, телегу, чтобы я возил холодную воду в жаркую погоду работающим. Всякий раз я проезжал по дороге рядом с полем, на котором весной засевали его пшеницей из Алтая. Мнe нравилось проезжать, вдыхая приютный за¬пах поспевающей золотистой алтайской пшеницы в наших придонских колхозных полях. Душа просто радовалась, а сердце так учащенно билось в груди, что, казалось, оно тоже от радости выскочит из груди. Даже ночью просыпался и думал, сколько же центнеров золотистого зерна даст один гектар алтайской пшеницы. Но этого надо было ждать до осени.
Время не стоит на месте. Хорошая погода, прекрасные лучи теплого
солнца, частые перепады дождей с грозами и гулкими громами ускоряли созревание в придонье колосистой" пшеницы с Алтая. Легкий ветерок катил и катил по ровному пшеничному полю волны и мне казалось, что я стою на берегу лазурного моря G пшеничными колосьями.
Поздней осенью со всех полей убрали богатый урожай алтайской пшеницы. Часть зерна оставили на посев в новом году, другую часть от-везли на элеватор в счет фонда Обороны и разгрома войск фашистской
Германии…
Работая в колхозе год за годом я стал забывать постепенно о том, что теперь ежегодно весной сеют сеялками некогда привезенную пшеницу с Алтая. И даже никто уже не вспоминает как ей были рады в военный сорок третий год, которая спасла многим людям жизнь. Я понимал, что все ушло в прошлое и стал даже забывать многое из военного времени.
Но теперь природа стала диктовать мне свои законы. Правление колхоза направило меня в город Россошь на учебу в педагогическое училище.
Постигая азы педагогической науки, приобретая нужные знания я сов-сем забыл об Алтае, о его твердой золотистой пшенице, что спокойно растет на Россошанских полях и в нашем колхозе "Пролетариат". Но при¬рода напомнила мне об уже забытом времени. Судьба преподнесла мне сюрприз. Первого марта 1951 года директор училища на линейке зачитал документ Министерства Просвещения РСФСР о направлении выпускников
на работу учителями в школы Алтайского края с первого сентября.
Вечером первого марта я познакомил мать с выступлением директора училища, сказав ей:
- Весь наш выпуск учителей в шестьдесят человек направляют на ра¬боту в школы Алтайского края.
Мать выслушала меня молча, о чем-то задумалась, потом промолвила:
- Так Алтай находится в Сибири. Это же очень далеко от нас. Раньше
при царе людей ссылали за разные провинности на всю жизнь. Теперь вас всех туда же посылают.
-Не посылают, а направляют на работу без всякой ссылки. Поедем добровольно. Никто не отказался. Значит так надо государству, чтобы мы работали в школах Алтайского края. Ведь там тоже нужны грамотнее люди.
- Как же мы будем жить без тебя?
- Не расстраивайтесь, мама, поработаю, посмотрю как живут люди на Алтае. Буду писать письма, что нравится, что не нравится, чтобы вы были в курсе моей жизни и работы.
- Получается, сынок, по-птичьему. Вылетели птенцы из родного гнезда, а назад уже не возвращаются. Так может случиться и у нас.
С этого дня я стал почти каждый день ходить в свою библиотеку училища, посещал районную библиотеку города Россошь. Брал книги и журналы, где что-то полезное для меня печаталось на страницах об Алтае.  Наиболее интересный материал даже записывал в тетрадь для памяти об Алтайских горах, реках Бии и Катуни, городе Барнауле, курорте Белокурихе, Чуйском тракте от Бийска до монгольской границы, об участниках алтайских солдатах в войне против фашистской Германии.
Собирая документальный материал, моя память невольно возвратила
меня к воспоминаниям жизни в сорок третьем году, когда мы, освобожденные из фашистской неволи воинами Советской Армии и сибирскими полками, были благодарны нашим солдатам, которые своим солдатскими пайка¬ми делились с нами, голодными, колхозниками колхоза "Пролетариат", что¬бы мы не умерли от истощения и голода. Вспомнился мне железнодорожный вагон с зерном из Алтая, присланным нам на весенне-полевые работы. Это зерно спасло от смерти многих колхозников и их детей. В голове даже мелькнула мысль: может руководство Россошанского района решило отблагодарить учителями руководство Алтая за ранее оказанную в годы войны безвозмездную помощь вагонами зерна с алтайских полей. Если это так, то надо безоговорочно ехать на Алтай к указанному сроку. За добро платят добром, братской помощью.
Время не стоит на месте. Оно течет по своим точным законам, установленных природой. Изменить эти законы человеку не под силу, наоборот, людям природа диктует свои законы как ей выгодно и удобно. Весной чудесным цветом расцвели плодовые деревья. Особенно мне нравился яблоневый розоватый цвет, нежный ароматный запах цветущих садов, звонкое пение голосистых соловьев, кукование кукушек. Лето - созревание фруктов. Осень - сбор урожая с колхозных полей и с садов жителей Сотницого. Хожу по саду, лакомлюсь спелыми вкусными плодами малины, смородины, слив, а внутренний биологический звонок мне напоминает - пора ехать на Алтай, с малой моей родины, где я родился, учился и вырос…
Хорошо налаженные пассажирские перевозки в стране сыграли свою положительную роль. Десять дней потребовалось мне для того, чтобы от
Россоши доехать всеми видами транспорта до моего назначения – места работы на Алтае в начальной школе номер пятнадцать Талицкого сельского Совета Грязнухинского района Алтайского края. Одновременно я получил квартиру для проживания. Самое главное в том, что я стал питаться в совхозной столовой вместе с рабочими совхоза "Вторая Кокша".
Первое, что сильно удивило меня от сравнения с россошанскими столовыми, это официантка подала нарезанный на тарелке белый запашистый пшеничный хлеб в отличие от россошанского ржаного темновато¬го хлеба. Я спросил официантку:
- Вы можете подать мне к обеду ржаного хлеба?
- Нет, не могу. У нас его не выпекают в пекарне. Все кушают только белый пшеничный хлеб нашей выпечки. Он очень вкусный.
- Простите, я последую вашему совету.
-Мне кажется вы недавно приезжий человек, - спросила меня.
- Вы угадали.
- Тогда чаще приходите к нам в столовую. Я буду вас всегда обслуживать, - с улыбочкой на тонких губах на красивом молодом личике ответила девушка и спокойно ушла обслуживать других клиентов.
Чтобы суп с чаем не остывали - принялся спокойно кушать, уже при
первом употреблении белого пшеничного хлеба я уловил приятный ароматный запах душистого алтайского хлеба и меня поразила мысль, что
я уже когда-то пробовал кушать такой хлеб с таким приятным вкусом. Тут же пришла в голову вторая мысль. Так такой хлеб я кушал в марте сорок третьего года, когда в наш колхоз привезли вагон алтайской пшеницы на проведение весенне-полевых работ в период сева.
Меня охватило какое-то приятное чувство воспоминания о давно прошедшем времени, как оно неожиданно сомкнулось с настоящим на основе приятного, ароматного запаха пшеничного алтайского хлеба, как спасителя моей жизни.
Время обеда кончалось. В зале почти никого не оказалось кроме меня и официантки, молодой приятной наружности девушки с тонким станом. Она уже собирала посуду со столов и уносила на кухню. Подошла ко мне, спросила:
- Доволен ли нашим обедом?
- Все было вкусным. Особенно приятным был белый пшеничный хлеб.
- У нас всегда хороший хлеб. Его выпекает в пекарне моя мама.
- Ты тоже умеешь выпекать хлеб?
- Конечно.
- Тогда давай хоть познакомимся, -Иван Петрович.
- Зови меня Маша Козлова. Приходи сегодня вечером на танцплощадку.
- Постараюсь.
Так началась моя трудовая жизнь на Алтае на второй родине. Мой труд стал вливаться в трудовой подвиг Алтая.
За прожитые более чем полувека лет на благодатной алтайской земле, я достаточно хорошо в процессе трудовой деятельности ознакомился с состоянием экономики по производству сельско-хозяйственной продукции и промышленности в выработке качественной продукции для широкого потребления населением. Меня радовали успехи тружеников по¬лей в производстве сельскохозяйственной продукции, которая наращивалась и увеличивалась качественно из года в год. В 1953 году было получено 106 миллионов тонн зерна, то в 1954 году уже 400 миллионов, в 1956 году 456 миллионов пудов. Много это или мало сказать трудного в 1917 дореволюционном году по всей Сибири было получено 588 миллионов пудов, в числе которых были пуды зерна с Алтая. В 1966 году не смотря на неблагоприятные погодные условия, Алтай дал Родине 227 миллионов пудов качественного зерна, годовой план сдачи зерна государству был выполнен на 117 процентов. Я прекрасно понимал, что Алтай является житницей для всей Сибири по обеспечению всех жителей Сибири алтайским хлебом. Теперь из года в год алтайские хлеборобы стали повышать производство зерна, чтобы в достаточной мере обеспечивать хлебом всех рабочих и крестьян, а так же всю промышленность не только необходимыми продуктами питания, но и необходимым сырьем промышленность.
Бывая по служебным делам в различных районах Алтайского к рая, я видел, как в промышленности используются механические и электрические мощности, возрастает энерговооруженность труда, степень которой в значительной степени уже определяет уровень производительности тру¬да, что заметно влияет на объем получаемой продукции. Общая мощность уже имеющихся энергоресурсов сельскохозяйственных предприятий края увеличилась за 15 лет с 1950 по 1965 годы почти в 4,6 раза. Это показывает, что машиностроительная промышленность Алтая стал больше вы¬пускать нужных машин в народное хозяйство. Так в 1960 году использование электрической энергии достигло 66 процентов, а в 1965 году уже 93 процента.
К 2012 году к 75-летнему юбилею Алтайского края Сельское хозяйство и промышленность достигли высоких показателей в получении необходимой продукции для населения.

Алтайскому краю 75 лет.

Эту славную годовщину торжественно отмечают все жители Алтай¬ского края в 2012 году. Территория края имеет 267,7 тысяч квадратных километров, что значительно больше Московской, Ленинградской, Ивановской, Горьковской и Тульской областей вместе взятых. Но край пре¬восходит даже территории некоторых европейских государств современной Европы как Австрии, Греции, Голландии вместе взятых. Образно говоря, Алтайский край - это государство в государстве.  Раньше он входил в состав Западно-Сибирского края, что представляло затруднение в управлении огромной территорией. Постановлением СНК СССР 28 сентября 1937
года был образован от разукрупнения отдельно Алтайский край с краевым центром городом Барнаулом.
В новый край вошла и Горно-Алтайская автономная область с цент¬ром Ойрот-Тура (ныне Горно-Алтайск).
В крае было проведено районирование. В результате было образовано 63 сельских района, 8 районов Горном Алтае, 10 городов краевого и областного подчинения. В 1957 году в крае было образовано 9 рабочих поселков, потом стало 31, формирование поселков продолжалось в последующие годы. В Барнауле стала печататься краевая газета "Алтайская прав¬да", а в районных центрах "Колхозная правда".
Огромная территория Алтайского края по географическим понятиям
расположена в большой Западно-Сибирской низменности с преобладанием пашенных земель и ленточными борами с северной стороны и на юге в Кулундинской и Алейской степи с плодороднейшими землями.
Вторым по величине после Барнаула стал город Бийск на реке Бие.
Алтайский край в прошлом был исключительно аграрным районом Сибири, хотя имел на своей территории мощные запасы полезных ископаемых.
 

Но они долгое время повсеместно не разрабатывались и не добывались. На Алтае есть благоприятные условия для развития сельского хозяйства, так как алтайские черноземы дают возможность выращивать обильные урожаи различные культурные растения, как технические, зерновых и овощных культур, плодоносят яблони, сливы, груши и виноград.
Численность населения Алтая более двух миллионов человек, половина проживает в городах и рабочих поселках. Материально-техническая база края позволяет кроме зерновых культур вырабатывали тракторное элкктро-оборудование, котлы и моторы большой мощности, механические прессы, современную радиоаппаратуру, предметы химической промышленности, сыры, мясо и масло, молоко. Еще до начала Великой Отечественной войны труженики Алтая завоевали широкую славу своими высокими урожаями зер¬новых культур. Правительство страны дважды награждало Алтай орде¬нами Ленина.
В 1929 году в городе Алейске начал строиться Алейский сахарный завод, а в 1931 году был пущен в работу. На нем работало 485 рабочих. В 1935 году начал работу Бийский сахарный завод на сырьевой базе Бийского и Троицкого районов. В 1935 году в крае уже производилось 16 тысяч тонн сахара, в 1937 году - 18 тысяч тонн, а в 1940 году уже 33 тысячи тонн. Алтай перестал завозить сахар с Украины и Централь-но-Черноземных областей России. За годы довоенных пятилеток в крае было построено более 300 заводов. Безработица в крае была ликвидирована. В Бийске и Барнауле строились холодильники, преобразованные впоследствии в маслосыркомбинаты. Производство мяса увеличилось с 14 тысяч до 15 тысяч тонн.
Во всех городах и селах были открыты школы, в которых учились дети сельской и городской молодежи, получая современное образование. Развивалась культура, искусство, работали библиотеки, клубы. Кинофильмы могли теперь смотреть не только в городе Бийске, но и во всех районных центрах края и в сельской местности. Между Бийском и Барнаулом установилось междугороднее автобусное движение.

Великая Отечественная война против Германии заставила все сельс¬кое хозяйство и промышленность работать под лозунгом "Все для фрон¬та! Все для победы!" В ходе войны всего за несколько месяцев с запада страны было перевезено 40 крупных промышленных предприятий. Среди них Харьковский тракторный завод прислал в Рубцовск не только тракторные станки, но и часть кадровых рабочих в 1942 году. Надостающие рабочие 1000 человек, были по трудовой мобилизации направлены на строительство завода. Уже в мая 1942 года завод начал выпуск военной продукции.
В Бийск прибыли заводы из Днепродзержинска, Белгорода, из Гомеля спичечная фабрикa. Заработали новые фабрики в Бийске по производству швейных изделий. На полную мощность заработала Бийская обувная фабрика. Общее производство обуви выросло в 2,5 раза, особенно армейских сапог и ботинок.
Алтай дорого заплатил за нашу победу над фашистской Германией.  С фронтов не вернулось домой более 240 тысяч человек. Все участники войны были награждены правительством медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" и другими наградами. Более 30 человек пришли домой Героями Советского Союза.

В полную силу началось послевоенное строительство во всем крае и в Бийске. В 1955 году выдал свою первую продукцию завод по производству мясных консервов - одно их крупнейших предприятий в стране. В последующие годы в Бийске продолжалось наращивание выпускаемой продукции как и во всем крае. В целом, в крае производится более 45 процентов всей промышленной - продукции края.
Распад СССР отрицательно сказался, на производстве промышленной продукции и сельского хозяйства. Трудящиеся Алтая и Бийска стараются своей работой приумножить славу родного края и поднять выше благосостояние нашего народа.

Гордостью Алтайского края является открытие в Бийске научного центра наукограда, включившего в себя все высшие заведения науки,
образования, культуры, техники, машиностроения и другие учебные заведения. Бийский Наукоград составляет гордость не только Алтайского края, но и Российской Федерации, что позволило Алтайскому краю лучше использовать научные достижения в промышленности, сельском хозяйстве культуре, строительстве, машиностроении.
Два дня назад я был в Барнауле у товарищей и друзей россошанцев.
С ними я ходил и ездил по городу и в уме мысленно сравнивал город 50-х годов с современным. Город преобразился. Исчезла песчаная улица от железнодорожного вокзала"к трамвайному кольцу. Теперь она вся заасфальтирована, плавно по ней с легким шумом проходят трамваи и пассажирские автобусы, потоки легкового автотранспорта. Совсем преобразилась улица Крупской, где располагался педагогический институт,
совсем обновился Ленинский проспект, Комсомольская улица, проспект Космонавтов. Город Барнаул - современный светлый город из которого че¬рез реку Обь проходит большой железнодорожный мост для поездов и автотранспорта. На автостанции сел в автобус "Барнаул- Бийск" и через пару часов я оказался в родном теперь Бийске. Два крупнейших города в крае держат под своим руководством сельскохозяйственное производство, промышленность, новое строительство.
Современный Бийск мало чем уступает по культурному уровню столице края. Взять хотя бы красавец мост через руку Бия, соединяющий пра¬вый и левый берега реки. Я часто бывал на нем, любуясь окрестным видом. В весеннюю пору открывался чудный вид перед моим взором. Среди пестреющих цветами лугов и полей, прорезая сосновый бор, величаво те¬чет красавица Бия с заросшими зеленью берегами. Бия не спешит сдать¬ся со своей прозрачной водой с более темными и бур¬ливыми водами красавицы Катуни. В самом том месте, где обе реки слилися в образовавшемся треугольнике оказалась прекрасная ровная площадка, на которой по Указу Петра Первого был построен Бикатунский острог для защиты Алтая от набегов Кочевых племен джунгаров. Обе реки охраняли от внезапного набега орд на тихо приютившийся казачий острог.
В нынешнее время царит мир и покой по берегах обоих рек, по которым в летнее время плывут баржи со строительными материалами, да несутся речные катера и пассажирские суда с туристами. От берегов обеих рек до синеющих на юге гор раскинулись широкие необозримые по¬ля, засеянные алтайской пшеницей. Какое это для меня душевное удовольствие видеть эти прекрасные поля Алтая, дающие осенью миллионы тонн золотистой пшеницы. Самое большое и важное достижение алтайских хлеборобов в том, что они в 2011 году дали стране 4,1 миллионов тонн алтайского зерна, чтобы оно пошло на питание людей, чтобы они никогда не голодали и не умирали в России.
По синему небу плывут редкие облака. С голубых небес светит яркое
ласковое солнце, словно оно приветствует и благодарит тружеников Алтая за их повседневные полезные дела во всех отношениях как коренных жителей, так и "наехавших" раньше или позже, но уже считающих Алтай своей Второй родиной.
Я с благоговением склоняюсь перед всеми россошанскими учителями 50-х годов 20 века и нынешнего 21 века, приехавших на работу в Алтайский край полюбившие его за неимоверную природную красоту и сердечное отношение сибиряков-алтайцев к европейцам-россошанцам и остались жить в нем и пустившие свои корни в землю алтайскую, сделав Ал¬тай своей Второй родиной, оставив в памяти своей свою Малую родину.
Время течет и течет неумолимо и стремительно. Алтай строится, работает, развивается уже много лет, становится с каждым годом все краше, чтобы у каждого жителя Алтая на обеденном и свадебном столе всегда, каждый день лежала пышная, мягкая, свежевыпеченная булка из муки алтайской золотой пшеницы. Есть хлеб - буде песня, а песня всегда строить и жить помогает.
Каждый год весной благоухают красивые цветы, деревья в белом цвету с ароматным запахом цветущих яблонь, груш, слив. Всю эту красоту дополняют своими зеркальными чистыми водами Бия, Катунь, Обь.. Их воды содейстуют удержанию уровня грунтовых вод, нужных растущим и созревающим полям алтайской пшеницы, нужной людям для жизни и блага людям,

- х -

В 1943 году 47 процентов европейской части страны были захвачены
германскими войсками. 47 процентов зерна страна недополучила нужного
зерна для снабжения продуктами питания население и армии, что нужно было пережить.
В 1936 году географически и территориально Алтай входил в так называемый Западно-Сибирский край. 28 сентября 1937 года в результате разукрупнения Западно-Сибирского края Постановлением СНК СССР от 28 сентября 1937 года был образован Алтайский край со столицей Барнаул, куда впоследствии стала входить Горно-Алтайская автономная область, чтобы скрепить дружбу россиян с алтайцами.
В 1943 году Алтай оказал помощь нашему колхозу "Пролетариат" и
всему Россошанскому району Воронежской области, прислав вагоны алтайской пшеницы на проведение весной весеннего сева. Это была самая настоящая дружба и бескорыстная помощь голодающим людям, бывшим под фашистской оккупацией.
За прошедшие 75 лет существования Алтайского края на его территории произошли коренные изменения. Он стал регионом развитого зернового хозяйства и животноводства, стал житницей России после известных непонятных 90-х годов 20 века и последующих годов 21 века. Сей¬час Алтай славится алтайским зерном и первоклассной пшеницей твердых сортов в хлебопекарной и кондитерской промышленности. Отмечая 75-й юбилей Алтайского края - это большая заслуга всех тружеников сельского хозяйства, и промышленности края.

Время стремительно ускользает от нас. Друг за другом идут годы напряженного труда тружеников Алтая. Каждый год весеннее яркое тёплое солнышко пробуждает от зимнего сна молодую природу на всей широкой и необъятной территории и вся земля вновь зеленеет приятным изумрудным цветом молодой растительности. Поля покрываются тучными всходами зерновых культур алтайской пшеница и цветущими лугами, на которых пасутся и нагуливают мясо алтайские стада скота.
Легкий июльский теплый ветерок гуляет и гонит по широким просторам нескончаемые волны по пшеничным полям Алтая. Какой чудесный вид, какая чудесная картина. Я стою среди волнующегося поля пшеницы и
не могу наглядеться и отвести глаза от живого поля и надышаться чистым приятным ароматом созревающего хлебного поля.
В голову приходит никогда не угасающая и незабываемая мысль из военного времени сорок третьего года, когда мы попали под фашистскую оккупацию и вынесли проклятие гитлеровскому фашизму вместе с его Гитлером и приветствовали нашу славную Красную Армию за наше освобождение от фашистского рабства, когда нас спасали от голодной смерти наши солдаты, а хлеборобный Алтай прислал нам вагоны алтайской
пшеницы, чтобы мы засеяли свои колхозные поля добротным зерном. Никогда не забывал в моей памяти и сознании момента, когда девушка-повариха наливала черпаком в наши миски какую-то бурду во время обеда и вручала не только мне, но всем рядом сидящим со мною по скромному кусочку белого пшеничного пахнущего хлебным ароматом, от которого во рту катилась слюна при виде этого кусочка хлеба, испеченного из муки алтайской пшеницы, спасшей нас от голодной смерти меня и моих земляков-россошанцев. Этот маленький кусочек белого хлеба из алтайской пшеницы заставил меня внутренне всей душой полюбить незнакомый, далекий сибирский Алтай и еще сильнее любить его и мое Отечество…
В городском Дворце культуры слушаю выступление хора русской пес-ни "Голоса Сибири" на слова поэта-бийчанина Сергея Алексеевича Иноземцева "Живи народ":
Дивится мир: вот русская порода-
Всегда поют, И где берут слова?
Жива коль песня, значит, у народа
Душа его глубокая жива…
 С полной уверенностью торжественно говорю: хлеб всему голова. Есть хлеб - будет песня. Песня всегда строит и жить помогает. Beлик подвиг Алтая. Он будет вечным примером для всех поколений.



Татаренко Иван Петрович член литобъединения «ПАРУС» при Алтайском СП