4. Эрмитаж уединение От лат. eremita - отшельник..

Владимир Горев
Пройдемся мы сегодня  по парадным залам Зимнего Дворца, почти не заходя в «музейную часть». Начнём, конечно, с Великой Иорданской Посольской лестницы. Огромное пространство - до самого перекрытия заполнено сиянием роскоши барокко!

Четырёхпролётная лестница, раздваивающаяся после продолжения прямой галереи первого этажа, на два потока и струящаяся дальше - к балюстраде второго, главного этажа Дворца, течёт под нами, как живое существо.

Умница зодчий  дал ей в энергичном развороте это струящееся течение, подчеркнул балюстрадой перил и закрепил его как столбиками-вёрстами, в сиянии золочёных  бра, картушей, обрамлений белых стеновых панелей, военных «трофеев» и скульптурой на главной площадке и по карнизу зала. 

В нише в центре, напротив Галереи, видимая издалека знаменитая мраморная  Владычица - остроумный и ненавязчивый комплимент заказчице Дворца: Елизавете Петровне. Автор, кстати, так и не известен, но чувствуется - мастер...

По карнизу, на кронштейнах, поддерживаемых алебастровыми мощными кариатидами и мускулистыми атлантами, установлены аллегорические статуи выполненные ведущими ваятелями первой трети XIX века. Чтобы рассмотреть их получше,    поднимемся наверх лестницы, где её течение начато рядом двойных мраморных колонн, формирующих галерею-балкон.

Как и положено, на старинных семейных  фотографиях, назовём скульптуры слева направо: Меркурий (Торговля), Пенелопа (Верность), Афина (Мудрость), Немезида  (Справедливость), Гера (Величие), Деметра (Изобилие), Фемида (Правосудие), Муза (Науки и Искусство). Точно знаю, что автор Мудрости и Правосудия - А.И.Теребенев: автор Атлантов на портике входа.

И ещё одна особенность - сверху, приглянувшись, внезапно замечаешь, как течёт эта лестница… Плавно, не водопадом. Торжественно и неспешно, как и должно быть во дворце великого государства.  И напротив стороны Невы - зеркала в рамах  точно повторяют окна - всё даёт простор и величие.

А создал этот торжественный объём и весь Зимний Дворец, зодчий Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, как он сам говорил - «Единственно, для Славы Всероссийской!». Правда его творение, к великому сожалению, перенесло грандиозный пожар   в 1837 году…

Но восстанавливал его «с большим бережением» другой гениальный человек: архитектор Василий Петрович Стасов. Он и статуи на карниз поставил, и росписью на «парусах» рабов-юношей (почти как у Микельанджело в Сикстинской капелле) поднял потолок и другое многое добавил, но стало  - ещё лучше.

Это отметил даже Николай I, вообще скупой на похвалу. Полюбовались, пропустили экскурсии, пойдём дальше.

Пройдём во вход, но не налево, куда устремляются основные экскурсии, а  прямо - в Аванзал. Сейчас тут часто бывают временные выставки, а  ранее, во время приёмов и балов, тут была большая буфетная.

Посредине зала -  беседка-ротонда из уральских минералов на малахитовых колоннах:  подарок Николаю I от заводчиков Демидовых. Говорят, именно там был и буфет-бар где «оделяли» шампанским «за счёт заведения». Поднимем головы  - живописный плафон, золочёную роспись потолка и карниза  стоит посмотреть!

Пройдём дальше  в Бальный зал. Аааа….  Вот где снимали  «кино про Наташу Ростову»! Зал  этот огромен: площадь более 1100 кв.м. – было, где развернуться. Вообще, бал - очень сложное и традиционное «мероприятие» во Дворце. Император почти обязательно постоянно присутствовал в зале, он и  начинал бал  и танцевал с приглашёнными дамами.

Существовали  Большие и Малые балы (это определялось по уровню знатности приглашённых гостей). Важным была и заданная заранее тема, например, все дамы должны быть только в чёрном и в бриллиантах. Самым знаменитым был, пожалуй, бал в старинных русских костюмах времён  Михаила Фёдорович: к 300-летию дома Романовых.

Обычно, балы были приурочены к религиозным или семейным царским праздникам. После бала полагался обед и… разъезд по домам. При разъезде-то и были в толпе, незаметно для папы и мамы, тайные пожатия нежных ручек, назначения свиданий, обмен записками, написанными во время обеда, и прочие бальные секреты и удовольствия…

Также любимы были и концерты во Дворце. Пройдём в следующий зал, он так и называется - Концертный. Сейчас в нём стоит великолепная гробница-саркофаг Св.князя Александра Невского. Русские мастера Сестрорецкого Оружейного завода ещё при Елизавете Петровне изготовили её «с тщанием». По легенде на неё ушло 90 пудов серебра добытого на Колыванских рудниках.

И моё любимое занятие: посмотрите на декор зала - отделку стен, потолка и паркет. Парные колонны и над ними парные же статуи девушек с различными музыкальными инструментами, арочный рисунок на карнизе, торшеры с хрустальными стойками и великолепная люстра, роскошные двери и круглый рисунок паркета.

Всё.  Надоел? Нет ещё? Пойдём дальше! Пройдём в Белую или Арапскую  (мне второе больше нравится) столовую. В неё есть два входа: из известных нам Малахитовой гостиной и из Галереи дома Романовых. Как правило, в XVIII веке,  в этой перекрытой расписным сводом комнате, давались обеды для небольшого, как правило, посольского, приёма.

Арапская же она потому, что во время таких обедов у дверей зала стояли чернокожие лакеи-арапы в роскошных ливреях. Сейчас тут, обычно, бывают небольшие выставки.

 Чуть дальше  -  Ротонда. Это круглая, очень высокая, до крыши с прозрачным стеклянным куполом, комната, в центре которой стоит модель колонны со статуей Петра I наверху. По легенде такую колонну он хотел поставить перед новым роскошным дворцом, но такого дворца для себя так и не построил…

Вернёмся теперь, сквозь Романовскую Галерею туда, куда обычно приходят экскурсанты с Посольской лестницы - в Большой Фельдмаршальский зал. Сдвоенные колоны вдоль стен, огромные тяжелые люстры, по стенам в нишах  портреты шести Российских фельдмаршалов и батальное полотно художника А.Е.Коцебу – Полтавская Победа – первая крупная победа России...

И вот попав сюда посетители частенько не знают - куда дальше… Из этой комнаты в разные стороны ведут четыре двери, потому тут и проводился ежедневный развод караулов: отсюда бравые гвардейцы в белых мундирах и лосинах торжественно маршировали в  разные залы Дворца...

Но именно здесь и начался пожар  зимой 1837 года, практически уничтоживший всё здание: остались обугленные стены -  ни крыши, ни внутреннего убранства. Многочисленные входы-выходы этого зала тогда сыграли  плохую шутку - пожар распространился стремительно по всему Дворцу, но гвардейцы  и слуги успели вынести все картины и наиболее ценную утварь.

И ещё… В 1914 году во многих парадных  залах Дворца был оборудован госпиталь для раненых. Этому залу досталась нелёгкая роль приёмного покоя, где распределяли прибывших с фронта в бинтах и грязи, по степени ранения и увечья… Причём, сестрами милосердия были и фрейлины и подросшие великие княжны.

Теперь подумаем - куда дальше пойдём. Предлагаю, как всегда, посмотреть то, мимо чего обычно проскакивают экскурсанты - повернуть в галерею гобеленов… Как-то я провёл здесь не менее часа – даже начали косится служители, а потом, когда разговорились, познакомились, даже предложили поступить сюда на работу...

Посмотрите не спеша каждую шпалеру. Это уже практически исчезнувшее искусство. А ведь тут и Дон Кихот, и сцены охоты, и времена года, и аллегории наук, и просто пейзажи. Каждый такой ткали годами - по ниточке. Мастерские здесь со всей Европы - Фландрия, Франция, Англия, Италия…

И не пройдите мимо декоративных бюстов «арапов»  и девушек-подсвечников. Сейчас в этой галерее стоят три  великолепно, с большим мастерством выполненные скульптуры, ранее бывшие в Фельдмаршальском зале

Если пройти до конца коридора, дойдём до знаменитого Павильонного зала. Просто грех, быть рядом и не зайти сюда! Там больше всего  подходят слова поэта В.В.Маяковского: «Налево посмотришь - мамочка мать! Направо - мать моя мамочка!!»

Это великолепие и лёгкость создал великий архитектор А.И. Штакеншнейдер. Смотрел этот зал не единожды, и каждый раз изумляюсь, как можно такое разное так гениально совместить! Какого стиля тут только нет! И романские арки, и ренессансные мотивы, и мавританские арабески, и классика, и прихотливость линий барокко. Раньше пускали наверх на ажурную золочёную галерею под потолком. Сейчас - не велено…

 Одна сторона выходит окнами  на холодные воды Невы, противоположная - на Зимний сад с теплолюбивыми растениями (утраченный ныне, к сожалению). На полу – копия римской мозаики, выполненная русскими художниками. На стенах - раковины «фонтанов слёз» как в  бахчисарайском дворце, копии греческих статуй, каминные часы, мозаичные столики и вазы – всё по-особому элегантно.  На потолке: роскошь золочёной бронзы и сверкание хрустальных подвесок люстр...

А в центре знаменитые часы - Павлин. Наступает урочный час и все  механизмы (а их там три!!!) начинают представление: крутится Сова, звенят колокольчики, поет Петух, раскрывает шикарный хвост и поворачивается Павлин. По легенде, эти  часы, для Екатерины II, приобрёл в Англии Г.И.Потёмкин. Затем, привезённые в Россию они долго лежали где-то, и только великий механик И.Кулибин собрал и вернул Павлина  к жизни.

Кто с трёх раз угадает, а где эти часы, собственно, время-то показывают? Там на холмике, скрывающем механизм, недалеко от дерева «вырос» небольшой гриб.  Нашли? Вот, на его шляпке и надо смотреть время. Правда, там нет минутной стрелки, но в те времена не было такой суеты и спешки, по поводу и без такового. Наверное, тогда  минутная стрелка не была нужна…

Так… Мимо нас женщина-служитель несёт, подхватив его под живот, здоровенного, рыжего с белым, кота и на ходу его ругает. По словам - ах, ты, такой нехороший и пр.  А по интонациям  - ласково… Кот вяло висит на руке и не возражает, зная, что это грозное сотрясение воздуха ему ничем не грозит! 

Ясно дело: «ЭРвиКи(Эрмитажные Коты)», как их называют служители Музея - тут любимые животные. Из чистого любопытства останавливаем, спрашиваем, что и как. Понятно - кот как-то проник туда, куда кошкам нельзя, где и был отловлен.

Разговорившись, рассказывает, что был случай - кошка, так же, как этот кот Персик, нелегально проникла в «запретную зону» и принесла на свет новых котиков  за огромной картой Советского Союза из поделочного камня и самоцветов, которая стояла раньше в Тронном зале, а теперь переведена в  геологический музей Горного Института…

Причём, «гнёздо» кошка Машка оборудовала в этом узком пространстве так далеко и ловко, что достать новорожденных котят было невозможно! Так и носили ей туда еду и горшок-лоток, пока котята ни подросли и  ни стали самостоятельно прогуливаться по залу! Тут всех поймали и вместе с мамой-Машкой торжественно выдворили в подвал.

О! Мы же ещё не были в этом самом Георгиевском Тронном зале и в других парадных залах Дворца! Хоть и устали, но не посетить такие залы просто невежливо! Опять вернёмся в Большой Фельдмаршальский зал - уж так он расположен, что «все дороги ведут» из него!

Сначала попадаем в Петровский или Малый Тронный зал. Этот  зал с самого начала посвящен памяти Петра Великого, как будто он только вышел и всегда может вернуться на своё Царское Место, хотя трон был создан уже после царствования Петра. Тут всё торжественно и величественно – лучший лионский малиновый бархат с шитыми серебром гербами Российской Империи, серебряные подсвечники торшеры и бра.

Именно в этот зал в 1942 году попал вражеский снаряд… Но всё восстановили точно, так как было!

Дальше - огромный Гербовый зал. А где гербы? Сразу не увидишь. Они на огромных  бронзовых люстрах по кольцу за подсвечниками-лампами! Всех, существовавших тогда 52 губерний на бронзовых картушах-табличках. Зал этот, площадью  800 кв.м.  тоже предназначался для балов и официальных  приёмов.

Немного подождём… Сейчас пройдёт группа вездесущих китайцев и мы сможем посмотреть зал получше.

Ярко-золочёные колонны, повторенные точно такими же  пилястрами на стенах, попарно держат галерею-балкон, где вдоль стен, за золочёными перилами, располагался оркестр во время балов. Днём зал освещён окнами: огромными, почти от пола и небольшими в арках-нишах  на балконе. Причём - на противоположной стене окна повторены зеркалами такой же формы и размера.

Сверкает паркет, необходимый для скольжения в танце, а в боковых нишах алебастровые скульптуры русских воинов: как положено - бородатый бывалый ветеран и смотрящий на него молодой воин охраняют знамёна и венки Славы. И, особой формы, как хрустальные вазы-бокалы на высоких ножках, торшеры у входа в следующий зал – Галерею 1812 года…

Пройдём его насквозь, но, замерев на мгновенье, отдадим честь Героям. Не буду повторяться - в этой Галерее мы уже были, многое посмотрели и узнали в прошлый раз. Дальше, дальше, друзья мои: в Георгиевский зал!

Вошли и притихли… Прямо напротив входа -  трон Российской Империи. Тот самый. Подлинный. Со времён Анны Иоанновны. Его сохранили, несмотря на все несчастья, только немного отреставрировали к 300-летию Города... Над балдахином Трона мраморный рельеф - Георгий Победоносец на коне поражающий дракона.

В точку, где расположен Российский Герб   сходятся линии карниза балконов и люстр по бокам зала и балок потолка и рисунка паркета…

Стоп… В глазах что ли двоится? На потолке и на паркете одинаковый рисунок… Так и есть:  как отражение - точно повторяют друг друга.  Для такого роскошного паркета русские столяры применили более 16 пород различного дерева, причём многие породы редкие и экзотические. А на потолке не роспись по штукатурке - это позолоченные медные литые плиты!

 Для беломраморных колонн и стен, когда зал восстанавливали после пожара, из Италии специально привозили каррарский мрамор, тот самый из которого многие поколения скульпторов, в том числе и Микельанджело высекали свои шедевры.

Это самый главный, самый важный зал Зимнего Дворца: тут объявляли войну и заключали мир, тут оглашали  указы и манифесты, тут принимали послов. Тут награждали самыми высокими орденами России.

Здесь, на месте трона, до 1997 года стояла выполненная из 45 тысяч камешков-кусочков самоцветов огромная (3.6 х 6,0 м.) карта Советского  Союза. Изумительная по качеству работа камнерезов-художников: карта была разноцветной  и  сияющей. До мелких подробностей точно показывала страну: и территории, и рельеф, и города.

И, помните, что рассказала нам недавно «женщина с котом»? Это именно за ней, за этой картой, кошка Машка вывела своих котят! Великое и смешное - рядом.

Не забудьте, пожалуйста,  осмотреть ещё коллекцию ваз, стоящих между колонн по периметру зала: каждая шедевр гранильного искусства!


Так и быть… Расскажу ещё один секрет этого зала: справа от входа из Галереи 1812 года, почти в углу, есть вмонтированная в пол заподлицо с паркетом латунная решётка, её далеко не все замечают.

Сейчас это вентиляционный канал, а раньше здесь был проём для стола, поднимающегося уже накрытым снизу и позволявшего Государю, между аудиенциями, приёмами послов и другой царской работой, подкрепиться: перекусить и выпить чаю, али ещё чего покрепче, не покидая зала.

А если мы пройдём по узору паркета к стене, у которой стоит Трон, попадём в небольшой Аполлонов зал, где стоит изумительной дубовый католический Алтарь работы резчиков из города Антверпена. Вот на него и полюбуемся, прежде чем закончить наш поход по парадным залам Зимнего Дворца.

На сегодня - хватит, но надеюсь, встретимся ещё.

03.10.2012.