Это был настоящий виварий

Гордеева Елена Валерьевна
Это был настоящий виварий. Где много собак сидело по клеткам. И все научные опыты медики проводили на собаках. Писали диссертации и отрабатывали действия новых препаратов. В таком виварии работала моя мама. Так как она была лаборантом,  ей приходилось там подрабатывать, чтобы прокормить и себя, и меня. Меня всегда брали в виварий, и я внимательно наблюдала за происходящим.
Я помню одну милую собачку без определенной породы.  Из ее желудка фистула была выведена наружу, чтобы подтвердить теорию Павлова, что при раздражителях, которые совпадают со временем кормления, в желудке у собаки вырабатывается желудочный сок. Такими условными раздражителями могли быть колокольчики, звоночки и так далее. Так вот, эту собачку каждый день брали из клетки и вели к специальному столу. Где ее привязывали в специальный станок. И начинали вырабатывать у нее условные рефлексы. Я тогда была совсем маленькой и не понимала. А ведь эта собака по-настоящему любила своих мучителей. И всегда улыбалась им и виляла хвостиком. Никакой злобы и агрессии я не видела от нее никогда.
И сейчас мне приходит на ум  такая мысль. Как надо любить жизнь и человека, чтобы изо дня в день улыбаться своим мучителям. Ждать их и радоваться их приходу. Какой же надо обладать мощью духа, чтобы отвечать добром на жестокость? Кто же такие эти собаки, если они способны на это?