Школа жизни

Елена Подмарькова
РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ театра-студии "Первый театр" "Билокси-блюз".
реж. Павел Южаков.

Самый молодой театр города Новосибирска театр-студия «Первый театр» решился на постановку спектакля «Билокси-блюз» по автобиографической пьесе Нила Саймона на первом же году своего официального существования. Премьера состоялась 5 октября 2009 года на площадке Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Сцена там небольшая, зал рассчитан не более чем на 100 человек. Это, конечно, позволяет зрителю наиболее близко подойти к действию, ощутить свое присутствие в городке Билокси, поймать каждый взгляд, каждую мимику героев, и благодаря этому лучше прочувствовать историю, чем если бы это происходило на большой сцене.
Однако больше всего в этом спектакле подкупает то, насколько индивидуален каждый из героев, как четко показаны особенности их характеров. Это, несомненно, заслуга режиссера спектакля Павла Южакова.
В большинстве спектаклей, которые я видела, акцент был сделан на главных персонажах, иногда на ролях второго плана, но так, чтобы ни один из героев не остался без внимания, я увидела впервые. Просматривая спектакль снова и снова, я открываю все новые особенности характеров каждого из них, их индивидуальность, их желания, их сильные и слабые места.
Юджин Морис Джером (артист НГДТ п\р Сергея Афанасьева Артем Свиряков) от чьего лица ведется рассказ, немного наивный, добрый парень, с верой в чистую любовь и отсутствием опыта в отношениях с противоположным полом. Для него секс не является панацеей, к девушке легкого поведения он идет скорее из любопытства и желания «стать как все, набраться опыта», однако в душе он ищет именно любовь и, не найдя ее в постели с Ровеной (Дарья Зырянова), испытывает некоторое разочарование, однако мило и даже как-то по-детски все-таки верит в светлую и чистую любовь, хоть и побаивается настоящих чувств. Переживания героя Артем Свиряков демонстрирует своей проникновенной игрой, каждым жестом, взглядом, каждой интонацией, с которой сказана на первый взгляд незначительная реплика.
Его вера вскоре вознаграждается встречей с Дейзи (Ольга Епанчинцева), необычной, и немного нелепой девушкой. И есть в них что-то общее – некая растерянность, стеснительность, наигранная попытка вести светский разговор, и похоже что именно эта их схожесть друг с другом помогает внезапно раскрепоститься друг перед другом, что буквально через пару минут создается впечатление, что они знают друг другу уже очень давно. И дело даже не в том, что они читали одни и те же книжки, и не в том, что оба в каком-то смысле являются «синими чулками», а именно в какой-то общей энергетике, безуспешной попытке стать «как все» и индивидуальной чистоте и наивности. Хоть линия любви между Дейзи и Юджином является далеко не первостепенной темой спектакля «Билокси-блюз», сцены двух их свиданий просто невозможно забыть – они настолько пронзительны и искренни, что нельзя усомниться в истинности и чистоте их чувств. И артистам удается убедить нас в этом в общей сумме за 15-20 минут.
Несомненно очень интересной является линия «войны» между сержантом Туми (артист театра «Красный Факел» Павел Поляков) и Арнольдом Эпштейном (артист НГДТ п\р Сергея Афанасьева Андрей Яковлев). Две абсолютно противоположные и в то же время имеющие столько общего наиболее сильные личности из всех представленных в спектакле. У каждого свои взгляды на методы воспитания настоящих мужчин. Для сержанта Туми важны соблюдение дисциплины, послушание и следование правилам устава, его методы довольно жестоки и грубы, однако в каком-то смысле они оправданы его мнением и доля истины в этом есть («Люди, с которыми обходились мягко не пойдут на пулемет врага, они пойдут, если к их задницам будут приставлены штыки! И мне не надо, чтобы они были человечными, мне надо, чтобы они были послушными!»). Эпштейн же считает, что важнее уважительное отношение и взаимопонимание («Если вы хотите, чтобы человек с вами работал, вы его не унижайте! Поднимайте наш дух, тогда вы добьетесь большего. Только не унижайте нас как людей!»). Оба в каком-то смысле правы, оба желают солдатам добра, хотят, чтобы они выжили. Сержант Туми, на первый взгляд слишком жестокий и даже несколько неадекватный, по сути же очень душевный человек, который любит каждого из своих рядовых, и искренне верит в свои методы воспитания из них настоящих солдат. Если бы не было в нем такой убежденности, что только дисциплина способна спасти им жизни, вряд ли бы он стал применять столь жестокие методы. Именно поэтому его злит бунт Эпштейна, а его уверенность в правильности «мягких» методов порой даже приводит Туми в минутное замешательство и искреннее недоумение. У этих героев даже заветные желания связаны с победой друг над другом, и по сути оба из них выходят из этой войны победителями. Разница лишь в том, что Туми по своей сути с самого начала был человечным, ибо без этого качества вряд ли бы он стал всем сердцем переживать и изо всех сил бороться за будущее своих подчиненных, а вот Эпштейн все-таки вынужден был подчиниться и повести себя по уставу, и стал все-таки хорошим дисциплинированным бойцом, и лично я очень сомневаюсь, что так бы вышло без воздействия на него сержанта Туми.
Игра обоих артистов вызывает восхищение. Осанка, походка, взгляды, жесты, манеры – все прописано до мелочей. Эпизод перед отправкой сержанта Туми в госпиталь для ветеранов вряд ли оставит кого-то равнодушным. Лично у меня каждый раз, когда я смотрю спектакль, в этом моменте встает ком в горле и на глаза наступают слезы.
Каждый герой интересен по-своему, в каждом есть свои индивидуальность. Например, у Дона Карни (Виталий Гудков) меня всегда умиляет какая-то детская обидчивость и подверженность чужому мнению. Чего только стоят его «это не смешно!» в ответ на довольно безобидные шутки сослуживцев. В этом герое есть что-то такое милое и домашнее, он чем-то напоминает школьника-подростка, желающего всем нравится.
Джозеф Виковски (Артем Находкин) тоже довольно интересная и сильная личность. Мешает ему неоправданная агрессивность и доля юношеского максимализма. Он любит рассказывать истории с довольно плоским юмором, которые начинаются («Ребятушки, слушайте историю…») и заканчиваются («Хотите верьте – хотите нет!») всегда одинаково, и чаще всего несут в себе нелепый и глупый смысл. Однако я согласна с мнением Юджина, которое он изложил в своем дневнике, что именно Виковски мог бы получить медаль за храбрость. Как ни странно я вижу в нем много общего с сержантом Туми: подчинение дисциплине – это просматривается с самого начала, когда им велят построится в одну шеренгу. С какой готовностью Виковски встает навытяжку, как громко и четко отвечает, на первый взгляд он выглядит самым подготовленным к армии. Даже его не всегда уместные ответы, говорят о готовности, более того, о желании служить и подчиняться.
Неоднозначная история произошла и с героем Джеймсом Хенесси (Александр Форостинский). Довольно спокойный и рассудительный человек на первый взгляд, абсолютно безобидный, тихий, не способный и «муху обидеть». Именно поэтому вся история с мужеложством нагнала на меня мысль, что «в тихом омуте черти водятся». Но вот что странно: в первой половине спектакля герои осуждают и всячески показывают своей негативное отношение к гомосексуалисту. Делают они это по-разному, в зависимости от характеров и воспитания, но, тем не менее, никто из них не относится к подобному проявлению любви с пониманием. Думаю, что и в зале мало кто толерантен к гомосексуализму. Однако, когда арестовывают Хенесси его жаль, ему соболезнуешь, ему желаешь как-то выпутаться из этой истории. Может потому что этот случай в спектакле выглядит именно как какая-то «глупая проделка», случайность, недоразумение? К случаю, произошедшему в туалете не получается относиться серьезно, серьезно относишься к аресту виновных, к попытке самоубийства Хенесси. Даже сержант Туми жалеет Джеймса, за маской жестокого командира прослеживается сочувствие и даже недоумение.
Я считаю, что этот спектакль надо смотреть и пересматривать снова и снова, открывая в нем каждый раз что-то новое, понимая героев с каждым разом все больше и познавая их уголки души. Даже простые декорации сделаны будто для того, чтобы не отвлекать зрителя от познания разных и интересных личностей героев, чтобы мы могли полностью окунуться в ситуацию, в конфликты, в чувства и мысли героев. Для этого не нужна красивая обложка, более того, она может мешать и отвлекать. Шесть досок, подвешенных за канаты к потолку вполне достаточно. Наше воображение само создаст картину, а безупречная игра артистов поможет в этом. Каждый зритель найдет в этом спектакле что-то для себя, возможно увидит какие-то свои черты в ком-то из героев, возможно больше поймет друзей или врагов.
Я никогда не служила в армии. Я никогда не была в Билокси. Более того, я даже не знала о существовании такого городка. Почему же меня так цепляет эта история? Почему снова и снова я прихожу на этот спектакль и каждый раз открываю в нем что-то новое для себя?
Это спектакль не просто об армии. Это спектакль о взрослении, о борьбе за свои идеи, за свою правду, о вере в мечту, о верности своей мечте, о том, что иногда можно и переступать через свои принципы ради чего-то более важного, о том, как становятся настоящими мужчинами, настоящими людьми. Это спектакль о каждом из нас и именно поэтому он имеет такой успех. Не осознанно мы все находим между собой и героями много общего, пропускаем их переживания и поступки через себя. Именно поэтому мало кто может остаться равнодушным к происходящему на сцене, а многие, как и я, будут снова и снова возвращаться, пересматривать и каждый раз открывать для себя что-то новое, потому что и артисты не просто играю спектакль, они проживают эту маленькую жизнь своих героев, и, как ни странно, жизнь эта каждый раз разная.
;