Современное реформирование высшей школы России...

Сергей Сизов Омск
СОВРЕМЕННОЕ «РЕФОРМИРОВАНИЕ» ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ КАК ТОРМОЗ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2005)


Проблемы модернизации профессионального образования неизбежно приводят к анализу реальной политики государства по отношению к образованию. Официальные документы, например, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (принята в 2001 г.), как показывает практика, являются пустыми декларациями.

К сожалению, возможности модернизации российского образования в условиях, когда государство принимает меры по резкому уменьшению финансирования науки и высшей школы минимальны.

Наступление на образования особенно стало заметно с прошлого года. В августе 2004 г. государство объявило о том, что будет отказываться от многих своих обязательств в этой сфере. Монетизация (Федеральный закон № 122) нанесла новый удар по высшей школе. Назовём лишь главные изменения, создающие ещё более сложные условия для деятельности вузов.

1. Отказ от направления не менее чем трёх процентов федерального бюджета финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях.

2. Отмена правовой нормы, предусматривающей недопущение сокращения числа студентов, обучающихся за счёт средств федерального бюджета.

3. Отказ от предоставления налоговых льгот вузам, а также организациям, вкладывающим средства в развитие образования.

4. Запрещение государственным вузам иметь права собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты своего интеллектуального труда, на доходы от собственной деятельности.

5. Государство отказалось гарантировать повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогическим работникам государственных вузов за счёт федерального бюджета.

Это конечно, далеко не все «новации» нынешней власти . Все государственные вузы будут разделены на две группы: государственные федеральные (сейчас обсуждается цифра – 100 вузов) и нефедеральные (государственные региональные и муниципальные). Участь нефедеральных вузов будет незавидна. В региональных бюджетах, которые вообще трещат по швам, не найдётся денег на содержание вузов. Только за федеральными государственными вузами закрепляются в бессрочное, но не безвозмездное пользование выделяемые ему в установленном порядке земельные участки.

Значительно ухудшается положение студентов, особенно нефедеральных вузов. Студентам только федеральных государственных вузов сохранено право бесплатного пользования библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений вуза. В то же время этих же студентов лишили права бесплатного пользования лечебными подразделениями вуза. Что касается студентов государственных и муниципальных вузов, то они полностью лишены названных прав, включая и право на бесплатное пользование лечебными подразделениями вуза.

Для всех студентов очной формы обучения государственных, муниципальных вузов отменена доплата на питание, право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно. Для всех иногородних студентов учебных заведений и аспирантов очной формы обучения отменено право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно или автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения. Но и этого законодателям показалось мало: новым законом гарантируется стипендия в размере 400 рублей только для студентов очной формы обучения в федеральных вузах. Для остальных студентов государственных и муниципальных вузов такая гарантия исключается, она остается на усмотрение руководства субъектов РФ. Ещё раз можно вспомнить о нищих бюджетах абсолютного большинства регионов.

С будущего года начинается акционирование государственных высших учебных заведений. То, что не удалось «младореформаторам» провести в начале 1990-х гг. при Ельцине, теперь продавили при Путине. Реформирование планируется проводить посредством образования акционерных обществ, где 51 процент акций будет принадлежать государству и 49 процентов — частному предпринимателю. Со временем, вероятно, это приведёт к полной приватизации вузов. Предпринимателям будет передана и социальная сфера вуза — столовые, общежития, ремонтные мастерские и др. Весьма сомнительно, что молодой российский бизнес, нацеленный на «короткие деньги», будет делать долгосрочные вложения в образование. Можно быть уверенным, что для многих граждан образование станет попросту недоступным.

Что касается зарплат преподавателей, то вполне понятно, что в федеральных вузах она будет значительно отличаться от денежных выплат в вузах регионального и муниципального статуса. Планируемые мероприятия власти, безусловно, приведут к сокращению числа преподавателей вузах, резкому ухудшению возможности вести научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность.

В то время как в развитых странах вложения в образования наращиваются (например, в США ), сохраняются реальные льготы для студентов в нашей стране наблюдается прямо противоположное. Вот данные на 2003 г.: в США число студентов достигло 14 млн. человек, а расходы на высшее образование за последние двадцать лет возросли в 3,2 раза, в России – студентов 4,5 млн., расходы на высшую школу сократились на 25% . В Швеции все студенты имеют стипендию равную 250 долларам США, пользуются льготами (бесплатно учатся и лечатся) . Аморализм ситуации с «реформированием» высшей школы России бросается в глаза в условиях нынешней экономической конъюнктуры: страна получает небывалые доходы от продажи энергоносителей.

При таком положении разговоры о модернизации, являются, с моей точки зрения, малопродуктивными. Современное «реформирование» является тормозом подлинной модернизации образования. Считаю, что преподавателям и студентам нужно более активно принимать участие в акциях протеста против нынешнего курса правительства. И уж кончено, нельзя считать нормальным, когда студентов некоторых вузов (под угрозой отчисления!) заставляют принимать участие в акциях, направленных на одобрение антисоциальных решений власти (монетизация и т.п.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1.Яковлев В. Чума на вузы // Завтра. – 2005. – № 2.– 12 января.
  2.Супян В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2000. – № 1 (январь).– С. 80 – 93.
  3.Старостенко A.M. Образование и обучение – актуальные проблемы России XXI века // http://www.education.rekom.ru/2_2004/11.html
  4.Бакланов В. Шведский льготный рай // Советская Россия. – 2005. – № 16.– 10 февраля.