У истоков. Забытый съезд

Виктор Ламм
     Все мы в разное время в той или иной мере изучали историю партии, конкретно – Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Как часть новой и новейшей истории России – СССР, или как самостоятельный курс. Изучали по-разному – кто серьезно, кто с изрядной долей скептицизма, а некоторые были настроены даже агрессивно. Но – раз это предусмотрено программой – ничего не поделаешь, надо сдать. А как ты сам к этому относишься – никого не интересовало.
     Могут сказать – мол, история КПСС на сегодняшний день тема неактуальная. Возможно. Но ведь интересно было бы посмотреть, с чего все начиналось и как могло бы повернуться.

     Не могу вспомнить, когда впервые прозвучал тезис о том, что большевизм как политическое течение существует со Второго съезда, с 1903 года. Были даже тезисы по этому поводу к какому-то юбилею. Но если был Второй съезд, то должен был быть и Первый? До определенного времени его не то чтобы замалчивали, но особо не популяризировали.
 
     Перед партийными съездами в «Правде» публиковали групповые письма старейших членов партии типа приветствия съезду. И указывалось применительно к некоторым – мол, член КПСС с 1896 года. А в партбилете №1, который вплоть до последнего обмена, до 1973 года, выписывался на имя Ульянова-Ленина, год вступления в партию указывался 1893-й.
     Не вяжется с хронологией. Даже если закрыть глаза на то, что название КПСС существует только с 1952 года, то ведь чисто формально создание партии было провозглашено ее первым съездом в 1898 году под названием РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия.

     …Глубокая осень 1990 года. На страну надвигается призрак голода. Пустые полки в магазинах, талоны, визитные карточки покупателя с фотографией. Всеобщее недовольство. Правящая партия разваливается на глазах, люди выходят из нее целыми коллективами.

     И в это время меня посылают в командировку в Минск, где под эгидой республиканской Академии Наук проводится совещание по физике и технике полупроводников. Задача у меня предельно простая – доклада нет, надо просто послушать, раздобыть материалы совещания, завязать контакты с потенциальными потребителями и контрагентами на предмет дальнейшего сотрудничества – словом, научная тусовка. Забегая вперед, скажу, что практической пользы от этого мероприятия было мало, там собрались в основном теоретики, а нам нужен был прицел на производство, на объемы. Были, правда, интересные идеи в плане дальнего поиска, но из-за последующих событий дальше разговоров дело не пошло. Справедливости ради следует отметить, что совещание было организовано очень хорошо, даже сделали своего рода культурную программу в виде автобусной экскурсии по Минску.

     А в Минске товары в магазинах есть, но почти все продается по паспортам с белорусской пропиской. Даже коммерческий магазин на главной улице города (тогда – проспект Ленина) закрыт по причине отсутствия товаров. Куда уж дальше! Конечно, с голода не помрешь – в общепите паспорта не спрашивают, а он в Минске был очень приличный, включая круглосуточный буфет на вокзале.

     Закончилось совещание, а мой поезд в Москву только завтра вечером, гостиница оплачена, до отъезда более суток, погода осенняя, делать совершенно нечего. Вот тут-то я и вспомнил о событии почти столетней давности и решил посетить единственный в своем роде музей – Музей Первого съезда РСДРП.

     Когда-то это была окраина Минска, неприметный дом (подальше от возможной полицейской слежки), теперь же – уже на станции метро указатели, как пройти, не заблудишься. Подлинный дом сгорел в 1941 году, восстановлен в 1948-м и не совсем на том месте – словом, новодел. И обстановка мемориальной комнаты – примерно как это могло выглядеть: стол, самовар, девять чашек – по числу делегатов. И их портреты, глядя на которые невольно задумаешься: господа, и зачем вы все это затеяли? И предусмотрительно убрана книга отзывов – не то в 1990 году написали бы…

     Так что же это был за съезд, о котором во всех учебниках и справочниках говорилось весьма скупо, буквально десяток-другой строк?

     Съезд проходил нелегально 1-3 (13-15) марта 1898 года. Участвовало 9 делегатов, представлявших только 6 социал-демократических групп. А вообще по состоянию на начало 1898 года таких групп в России было достаточно много. Рига и Самара, Тифлис и Вологда, Варшава и Чита – вот только навскидку взятые города в разных концах страны. Кто же были эти делегаты, стоявшие у истоков могущественной организации, которая, как к ней ни относись, оказала существенное влияние на весь ход мировой истории?  Ввиду малочисленности можно перечислить их поименно.

     Ванновский Александр Алексеевич; Вигдорчик Николай (Натан) Абрамович; Эйдельман Борис Львович; Кац Шмуэл; Кремер Арон (Аркадий) Иосифович; Мутник Абрам Яковлевич; Петрусевич Казимир Адамович; Радченко Степан Иванович; Тучапский Павел Лукич.

     Съезд не принял ни программы, ни устава новой партии. Было провозглашено образование Российской социал-демократической партии (РСДРП) и принят Манифест. В этом документе дается анализ состояния рабочего движения со времени революционных событий 1848 года и говорится об основных задачах рабочего движения вообще и социал-демократии в частности. Цитирую:

     - Рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата: создание такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком. Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма.

     Чувствуется определенное влияние Коммунистического манифеста, вышедшего в свет именно в 1848 году. И все же – сейчас такой документ назвали бы «Протоколом о намерениях».

     Избранный съездом Центральный комитет в количестве всего 3 человек вскоре был арестован, фактически партия существовала лишь формально.

     Говоря о Первом съезде, нельзя обойти молчанием хозяина конспиративной квартиры.
     Дом, в котором проходила работа съезда, находился по адресу улица Захарьевская. 133 (современный адрес – проспект Независимости, 31А). Половину дома арендовал служащий Либаво-Роменской железной дороги Петр Румянцев, социал-демократ по убеждениям, вполне респектабельный человек, даже державший прислугу. Для конспирации проведение съезда было приурочено к именинам супруги Румянцева, на столе стоял самовар и лежали игральные карты. Сам Румянцев в случае опасности должен был хватать лежавший наготове баян и играть, изображая праздничное настроение. Что-нибудь типа «Хасбулат удалой…» Еще на всякий случай топилась печь, чтобы в случае чего сжечь бумаги. А по окончании работы съезда был устроен банкет – как же без этого?

     Никто из участников Первого съезда впоследствии не стал сколь-либо видным партийным деятелем. После Второго, Лондонского съезда и раскола на большевиков и меньшевиков лидерство перешло к Ульянову-Ленину, но это уже совсем другая история. Именно в этом заключается одна из причин того, что о Первом съезде предпочитали не вспоминать уже в первые годы революции, вплоть до 1923 года. Потто все-таки вспомнили, что именно там было провозглашено создание партии. А то как же так – Второй съезд был, а где же Первый? Кроме того, Ленин – вождь не только российского, но и мирового пролетариата на тот момент, а Первый съезд прошел без него. Правда, к 1923 году Ленин фактически отошел от дел, и с ним мало считались. Хотя справедливости ради следует отметить, что ранние работы Ульянова-Ленина внесли определенный вклад в дело формирования идеологии новой партии. И в последующие годы съезд уже не замалчивали, и ныне существующий музей в Минске был создан еще в 1948 году; правда, вполне в духе времени Ленина объявили едва ли не главным организатором и вдохновителем съезда…

     А еще одной из причин если не замалчивания, то малой популяризации, были делегаты съезда. Все они по убеждениям были социал-демократами западноевропейского толка, на которых через двадцать лет повесили всех собак, обвиняя в предательстве, ревизионизме, ренегатстве и прочих грехах. Они определенное время считались не столько соратниками, сколько идейными противниками вождя мирового пролетариата. Не случайно материалы Первого съезда полностью были опубликованы только в 1958 году, через шестьдесят лет после съезда. И то – состоялся XX съезд партии, был разоблачен культ личности, но до решительных перемен было еще очень и очень далеко… Кстати сказать, достоверная история  РСДРП – ВКП (б) – КПСС не написана до сих пор.

     Как же сложились судьбы людей, стоявших у истоков партии?

     С.И.Радченко (1868-1911), уроженец города Конотопа Сумской губернии. Студент Технологического института в Санкт-Петербурге. Был соратником Ленина, сыграл большую роль в создании социал-демократической газеты «Искра». В 1902 году был отправлен в ссылку в Вологодскую губернию по делу той же «Искры». В 1905 году Радченко возвращается из ссылки и принимает участие в Октябрьской стачке. В 1911 году из-за болезни отходит от политической деятельности и вскоре умирает.
     Его судьба несколько схожа с судьбой Богдана Кнунянца, о котором писателем Александром Русовым написана книга  «Суд над судом», изданная в серии «Пламенные революционеры». Трудно предсказать, как сложилась бы его судьба в послереволюционное время. Ведь известно, что его младший брат Иван Радченко, тоже член петербургского «Союза борьбы», участник трех революций, умер в 1942 году в Соль-Илимской тюрьме как «враг народа».

     А.А.Ванновский (1874-1967), уроженец Тулы. Выпускник Киевского военного училища. После ареста был сослан в Вологодскую губернию, где организовал социал-демократическую группу «Воля», им же были организованы нелегальные типографии в Рыбинске и Ярославле. В 1905 году Ванновский участвовал в восстании саперов в Киеве и в Декабрьском вооруженном восстании в Москве. В 1912 году он, поддерживавший меньшевиков, отошел от революционной деятельности, принял христианство. В 1917 году активно выступал против Ленина, даже написал два памфлета против коммунизма. В 1919 году эмигрировал в Японию, где преподавал русскую литературу в Токийском университете, писал размышления о том, почему, казалось бы, гуманные идеи революционеров привели к ужасам большевистского режима.
     Ванновский пережил всех участников Первого съезда. Примерно в 1965 году в популярном журнале «Юность», который тогда редактировал Борис Полевой, была о нем статья. Автора статьи не помню, ссылок на нее не нашел. Из статьи мы с удивлением узнали, что живет в Японии последний человек, стоявший у истоков нашей партии. Теперь-то мы понимаем, что далеко не все можно было тогда обнародовать…

     К.А.Петрусевич (1874-1949), уроженец деревни Душево Минской губернии. Выпускник юридического факультета Киевского университета. Два года сидел в Лукьяновской тюрьме, затем был выслан в Екатеринослав. После отбытия ссылки поселился в Минске, где в 1905-07 годах был членом руководящего центра РСДРП, участвовал в подготовке и проведении Октябрьской стачки. Жил в Польше, был профессором кафедры гражданского права в Вильно. При Пилсудском был адвокатом, защищал участников революционного движения. С 1945 года – член Верховного суда Польской народной республики.
     Получается, что жил в Польше, поэтому и уцелел. Впрочем, вполне мог бы угодить под репрессии при режиме Берута.

     Б.Л.Эйдельман (1867-1939), член ЦК РСДРП, уроженец местечка Стрижевка Подольской губернии. Закончил медицинский факультет Одесского университета, но работал грузчиком. Издатель газет «Вперед» и «Рабочей газеты», автором почти всех листовок киевских эсдеков. Был сослан в Якутию. По возвращении в 1903 году возобновил работу в партии, в 1905 году был снова арестован. После Октябрьской революции работал в Наркомате труда, преподавал в Высшей школе имени ВЦИК в Москве. Член Общества старых большевиков. Арестован как «враг народа» и расстрелян.

     Н.А.Вигдорчик (1874-1954). Уроженец Минска. Выпускник медицинского факультета Киевского университета (1898). Был одним из руководителей групп «Союз борьбы…», «Рабочее дело», редактором нескольких номеров «Рабочей газеты». В апреле 1899 года Вигдорчик был арестован, но вскоре выпущен под надзор полиции. В 1902 году был сослан на три года в Сибирь, после чего отошел от революционной деятельности. В 1924 году организовал «Институт профессиональных заболеваний» в Ленинграде, стал профессором (1935) и заслуженным деятелем науки РСФСР, автором трудов по профессиональной гигиене и социальному страхованию.
     Повезло товарищу – дожил до конца «империи Сталина».

     П.Л.Тучапский (1869-1922). Уроженец села Восидцы Киевской губернии. Выпускник историко-филологического факультета Киевского университета. После ареста два года отсидел в Лукьяновской тюрьме, затем был выслан в Вологодскую губернию. Редактировал меньшевистскую газету «Южный рабочий» в Одессе. Председатель совета старых революционеров, библиотекарь Академии наук УССР. В 1923 году посмертно вышли его воспоминания «Из пережитого», в которых описаны события того самого Первого съезда.
     Умер до начала массовых репрессий. Иначе вполне могли бы припомнить ему меньшевистское прошлое.

     А.И.Кремер (1865-1935). Уроженец города Вильно. По специальности инженер-электрик. Ключевая фигура еврейского рабочего движения – его называли «отцом Бунда». Начал свою революционную деятельность в Риге, где учился в Политехникуме. В 1897 году явился одним из основателей Бунда. В 1898 году был делегатом от Бунда на Первом съезде и был избран членом ЦК. В том же 1898 году был арестован. После отбытия наказания жил в Вильне под надзором, входил в состав Виленской социал-демократической группы. В 1903 году Кремер принял участие в работе Второго съезда, где был делегатом с совещательным голосом. После IV съезда вошел в состав РСДРП от Бунда, но в 1908 году отошел от политической деятельности и эмигрировал в Германию (по другим источникам – во Францию и Италию). После Октября 1917-го поселяется в Литве, где возобновляет работу в Бунде.

     А.Мутник (1875-1930, по некоторым данным умер в 1926 году), уроженец города Вилькомир Ковенской губернии. Журналист. После Первой мировой войны эмигрировал в Германию, где издавал небольшую социал-демократическую газету и входил в «Представительство Бунда».

     Ш.Кац (1875-1928), уроженец города Зарасай Виленской губернии. По профессии часовщик. Редактировал газету «Арбайтер штимме» (Варшава, Лодзь). Эмигрировал в Женеву, умер в Нью-Йорке. Заметим в скобках, что это был единственный рабочий из делегатов.

     На примере последних трех участников мы видим, что они уцелели благодаря тому, что своевременно уехали из СССР. Добавим сюда А.А.Ванновского. В противном случае неизвестно, что бы их ожидало, потому что «слишком много знали».

     И еще один штрих-пунктирчик. Из 9 делегатов съезда было 7 евреев. Тоже козырь в руки нынешних доморощенных антисемитов, готовых всю коммунистическую идеологию объявить «происками мирового сионизма». На мой взгляд, причина заключается в том, что евреи считали себя более обиженными, чем русские. И не без оснований. Недаром Бунд – еврейская рабочая организация – имел достаточно левую ориентацию.

     Выше уже говорилось, что Первым съездом был принят Манифест, провозгласивший создание РСДРП. Первоначально предполагалось поручить его написание Плеханову, но от этой затеи отказались по причине того, что тот с восьмидесятых годов жил за границей и не был в курсе российской жизни. Ульянов-Ленин, как известно, в то время находился в ссылке в Шушенском. Поэтому написание Манифеста было поручено П.Б.Струве. Этот документ и был принят Первым съездом, что некоторые «старые большевики» до конца дней не могли простить участникам съезда.

     Струве Петр Богданович (1870-1944), сын Пермского губернатора и внук известного астронома Василия Струве. Как видим, происхождение вполне интеллигентное. К идеям марксизма, по его собственному признанию, пришел чисто умозрительно. По образованию юрист, учился в Санкт-Петербургском университете.
     В 1896 году был участником Лондонского конгресса II Интернационала. В 1900 году принимал участие в создании газеты «Искра». Позднее отошел от марксизма и стал либералом. К Октябрьской  революции отнесся отрицательно, полемизировал с Лениным. Пробравшись окольными путями на юг России, одно время служил у Деникина, за что в РСФСР был заочно приговорен к смертной казни. С 1920 года в эмиграции, куда попал в процессе эвакуации остатков деникинской армии в Константинополь. Жил в Париже. Самое интересное – что во время оккупации Франции фашистами был арестован как «друг Ленина» (?).
     Имея в виду такую биографию, можно понять обиду некоторых старых большевиков на то, что Манифест о создании РСДРП было поручено написать Струве. Но ведь все это было позже, а Манифест был принят в 1898-м; кто-то же должен был его написать? К тому же, это не программа, а «протокол о намерениях».

     Организованный в 1923 году Дом-музей Первого съезда, в советское время считался одной из главных достопримечательностей белорусской столицы – ежегодно его посещало до полумиллиона человек. Но на исходе двадцатого столетия популярность музея угасла.  «Отечественную прародину коммунизма» исследуют отдельные любопытствующие посетители, среди которых глубокой осенью 1990 года оказался и автор. Других посетителей – никого. Еще существует страна под названием СССР, которой остается жить чуть более года, еще действует КПСС, из которой бегут толпами, а в народе тревожное ожидание – а что же дальше? Но это мы сейчас знаем, что было дальше… И всматриваясь в портреты девяти делегатов того давнего съезда, иной посетитель думает: господа-товарищи, и зачем вы все это затеяли?

     Выше отмечалось, что никто из тех делегатов не стал сколь-либо заметной фигурой в партии большевиков. Это были социал-демократы западной ориентации, и одержи они верх на каком-либо историческом повороте – кто знает, как могла бы повернуться история России. В странах, где социал-демократы находились или находятся у власти, рабочему классу удалось добиться многого ив социальном, и в политическом плане. И при этом не было ни революции, ни гражданской войны, ни массовых репрессий. Есть точка зрения, что социальным завоеваниям рабочий класс Запада обязан Октябрьской революции – пусть так; раз «пролетариям нечего терять, кроме своих цепей» - надо сделать, чтобы было, что терять. И сделали. А ведь еще в начале XX столетия Д.И.Менделеев на основании статистических данных отмечал рост доли заработной платы в себестоимости продукции, и приходил к выводу, что со временем это поможет решить все социальные проблемы трудящихся мирным путем. Не будем повторять банального тезиса о том, что история не признает сослагательного наклонения, но поневоле задаешься вопросом – а где была бы Россия, если бы?..

     А Дом-музей Первого съезда РСДРП в Минске существует и сейчас в несколько измененном имидже.
     Теперь биография Первого съезда воспринимается как часть непростой истории Минска в XIX веке. «Старинная» политика воспринимается на фоне улиц того времени. «Толсторылые» склянки в аптеках, добротные вывески лавок, бытовые фотографии обрамляют комнаты заговорщиков.
     Современная экспозиция состоит из нескольких тем: «Минск в конце XIX – начале XX века», «Съезд в лицах», «Жандармский сыск», «История Дома-музея I съезда РСДРП». Мемориальные помещения примыкают к выставочному залу, в котором демонстрируются работы белорусских художников, причем экспозиция меняется ежемесячно. В музее можно увидеть и нестандартные произведения из частных коллекций, например, выставку «Традиционные славянские куклы». Музей проводит и выездные лекции. Занимается музей и поисками потомков делегатов Первого съезда. А во время народных праздников – Коляды и Масленицы -  во дворе музея проводятся молодежные гуляния, где посетителей ненавязчиво знакомят с фольклорными обычаями.

     Тот давний съезд, создавший РСДРП – тоже часть нашей истории, другой нет и не будет, как ни относись к идеям социализма. И Минский Дом-музей – если и не главная, то весьма заметная составляющая в списке достопримечательностей белорусской столицы.

     В настоящей работе автором использованы материалы Дома-музея.

     Сентябрь 2012.
                #
               
.