Фархунда

Амаль Ханум Гаджиева
 
                Рассказ

      Она почувствовала на себе чей-то до неприличия пристальный взгляд и резко обернулась. Это был мужчина лет тридцати в черном костюме. Даже когда она обернулась, он не отвел взгляда и также внимательно смотрел на неё, словно вспоминая что-то. У Фархунды бешено заколотилось сердце: что-то в этом лице было родное до боли, и она никак не могла собраться с мыслями и вспомнить, где она могла увидеть его. В висках бешено стучало,  разболелась голова от неимоверных усилий вспомнить его…
      Фархунда пришла в кафе на обед вместе со своими подругами. Это была симпатичная женщина в возрасте 25-и -27-и лет, одетая с тонким вкусом. На ней не было ничего лишнего, и создавалось впечатление, что она родилась на свет в этом наряде. А мужчина все продолжал смотреть на неё: в начале в его взгляде  было  удивление, перешедшее затем в искреннее восхищение. Фархунда покраснела до корней волос, ибо и подруги её заметили взгляды незнакомого мужчины, и стали подтрунивать над ней. Она отмахивалась от них с едва заметной досадой, а сама все думала о том, где она могла увидеть это лицо, которое казалось ей таким знакомым. Приятный мужской голос оторвал её от размышлений:
- Мы можем поговорить с вами?
Это тот мужчина подошел к их столу и обращался прямо к ней. И вдруг
яркая вспышка  в памяти помогла ей вспомнить этого мужчину.
Это было ровно десять лет назад, когда ей только что исполнилось семнадцать лет. К ним домой пришли совершенно незнакомые люди. Её родители встретили их со всеми почестями, как самых дорогих гостей. Фархунда  удивленно наблюдала за происходящим. А гости оглядывали её с головы до ног, словно покупатели приценивались к товару, который собирались купить.
- Ты иди, погуляй со своей подругой, - ласково сказала ей мать, что ещё больше удивило Фархунду. Обычно мать не любила, когда она уходила к своей подруге, а тут вдруг сама отправляет дочь к ней. Но, не возразив матери, пошла к своей подруге Сабрине, живущей через два дома от них.
Когда она вернулась домой, гостей уже не было. В доме царила какая-то радостная суматоха. Мать и отец были возбуждены. Ей хотелось узнать причину их состояния, и она спросила мать об этом.
- Ах, доченька моя, сегодня решилась твоя судьба, твоё будущее! Ты попадешь в такую хорошую, порядочную семью! А муж твой будущий, какой красавец, умница! Сама увидишь!- радостно ответила ей мать.
- Какая судьба, какое будущее, какой муж?! Я ведь только окончу школу, а мне надо учиться дальше…
- Ничего страшного. Муж твой не будет против твоей учебы. Многие замужние женщины учатся в вузах и воспитывают детей - отрезала мать.- Надеюсь, ты не забыла, что ты мусульманка и должна слушаться беспрекословно своих родителей. Не вздумай опозорить нас. Мы уже дали согласие на твоё замужество!
Ей хотелось закричать «А меня вы спросили?!», но едва сдержалась, так как знала, что всякое сопротивление воле отца бесполезно. Будет так, как он решил.
Муж её - Джунайд действительно оказался высоким, красивым парнем. Он только что окончил институт, и собирался поступить на работу. Но его родителям не терпелось женить своего первенца, чтобы потом можно было выдать замуж дочерей, которые были младше него всего на несколько лет. Честно говоря, они больше переживали за дочерей, чем за сына: времена такие настали, что девушка после двадцати лет уже считается старой девой. И попробуй потом найди им мужа! А раньше старшего брата они не согласятся выйти замуж. Вот и спешили родители скорей женить Джунайда.
И все завертелось: сватовство, обручение, свадьба прошли всего за месяц.  И Фархунда стала женой этого симпатичного парня по имени Джунайд. Он был внимателен, нежен с женой, но, как только появлялась его мать, он становился строг, суров, если не сказать, груб с ней. И эти изменения в муже изумляли её, приводя её в замешательство. Она никак не могла понять его тона. Но её природная робость не позволяла ей устроить допрос мужу по этому поводу и она все терпела.
Как это принято в таджикских семьях, на Фархунду взвалили всю работу по дому: на то она и невестка! Даже золовки умудрялись без зазрения совести отдавать ей в стирку и глажку свои вещи! Так что Фархунде приходилось обстиривать всех членов семьи, убираться во всем доме, готовить, мыть посуду после еды. Она не роптала, ибо и дома в основном вся работа по хозяйству ложилась на её хрупкие плечи, так как она была старшей в семье.
Прошло три года: но Фархунда не беременела, и не могла сделать счастливым отцом своего мужа. Джунайд ни разу не упрекнул её, он очень любил жену, и был счастлив с ней и без детей. Но свекровь при каждом удобном и не удобном случае жалила невестку, называя её бесплодной, словно вонзая кинжал в самое её сердце. Разве она сама не мечтала о ребенке?! Разве ей не хотелось стать счастливой матерью?! Долгими ночами она не спала и молила Аллаха о милости, но, увы… То ли Аллах не слышал её молитв, то ли у него не было времени на такие мелочи…
Когда и четвертый год она не смогла родить ребенка, свекровь, даже не сообщив об этом своему сыну, собрала все её вещи и увезла её к родителям со словами:
- Вы уж не обессудьте, но мне очень хочется, чтобы у моего сына были дети. Согласитесь, мы ждали довольно долго, другие давно бы вернули вам вашу дочь…
Фархунда впала в страшную депрессию. Ей не хотелось ни есть, ни пить, она избегала общения с родителями, родными, подругами. Она сильно похудела, резко выделялись на бледном лице её большие, бездонные, словно озеро, карие глаза, в которых таилась непередаваемая печаль.
У матери её разрывалось сердце от жалости к дочери. Более того, её мучила чувство вины перед ней, ведь это она настояла на её раннем замужестве, думая, что оно принесет дочери счастье. Видимо, было слишком рано, и дочь ещё не созрела для материнства. Но если бы она знала! Она упросила подругу дочери Сабрину уговорить  Фархунду,  поступить на работу. Может, тогда она отвлечется от своих грустных мыслей, перестанет страдать.
Сабрина с удовольствием выполнила просьбу матери Фархунды, устроив её на работу в ту же фирму, в которой работала. И действительно, в коллективе, среди людей Фархунда отвлеклась от своих тяжких дум, на её пухлых губах наконец-то появилась улыбка. Многие молодые мужчины оказывали знаки внимания этой молодой, симпатичной женщине, даже предлагали руку и сердце. Но Фархунда не могла забыть Джунайда, хоть и уже прошло больше пяти лет, и никто из этих поклонников не был ей интересен. Каждого из них она сравнивала с бывшим мужем, и это сравнение было не в их пользу.
Фархунде передали новость о том, что Джунайд женился на какой-то родственнице своей матери,  и у них родилось трое детей. Как бы ей ни было больно слышать об этом, она все-таки порадовалась за мужа: теперь он, наверное, очень счастлив, стал отцом, и даже три раза! Но о свекрови и говорить нечего: исполнилась её заветная мечта стать бабушкой.
И теперь эта встреча с бывшим мужем, что всколыхнула всю её душу! Она не могла выговорить ни слова, её охватила дрожь, словно это была первое свидание с любимым парнем.
- Так мы можем поговорить с вами? -  повторил мужчина свой вопрос и Фархунда, оторвавшись от своих дум, что молнией пронеслись в мозгу, утвердительно кивнула головой. Мужчина бережно взял енё за локоть и повел к выходу. Фархунда оглянулась на подруг, удивленно наблюдающих за ними, и сделала им прощальный жест рукой.
- Фархунда, не было ни минуты, чтобы я не думал о тебе! Ты моя первая и последняя любовь! Сколько раз я жалел о том, что послушался мать, не поехал за тобой, не привез обратно!
- Но вы теперь женатый мужчина и счастливый отец! И наверняка, любите мать своих детей!
- Если бы ты знала! Если бы ты знала, сколько мне пришлось натерпеться! В отличие от тебя моя нынешняя жена ни во что не ставит не только меня, но и даже мою мать, отца, сестер! Нет дня, чтобы дома не было скандалов! Она даже детей настраивает против меня, против всей моей семьи!
- Как так? Она же родственница вашей матери?!
- Увы, это правда… Но разве могла моя мать угадать её истинное лицо под личиной скромности? Разве могла она знать о том, что её родственница окажется сварливой, невоспитанной, скандальной базарной бабой? Хоть и говорят, что культура человека не зависит от его образованности,  теперь я могу поспорить с этим высказыванием. Наверное, пять классов средней школы слишком мало для воспитания…
- А как же ваша мама? Или для неё главное, что у вас родились дети?
- Внуков своих она обожает, но с невесткой у неё очень напряженные отношения…  Сколько раз она вспоминала тебя! Поверь, мне даже не хочется возвращаться домой после работы, все надоело, я устал от такой жизни! Я бы давно ушел от неё,  но дети связывают меня по рукам и ногам, я не хочу, чтобы моими детьми командовал чужой мужчина! Эта мысль рвет мою душу на части. Да и от такой матери они не могут получить что-то хорошее. Вот и живу можно сказать, в настоящем аду!
- Мне очень жаль, я-то думала, что хоть вы стали счастливым!
- Фархунда, я знаю, что ты так и не вышла замуж, хоть и у тебя было   немало поклонников.
- Откуда вы знаете? – покраснела Фархунда.
- Все эти годы я следила за всем, что происходило с тобой. Но боялся подойти к тебе, ибо знал, что я очень сильно обидел тебя, нанес глубокую душевную рану… Я не мог ослушаться свою мать, словно мальчишка! Каким же дураком я был! Если бы можно было вернуть все вспять! Сможешь ли ты меня простить когда-нибудь?
- А я не обижалась на вас. Я прекрасно понимаю, что никто не будет терпеть бесплодную жену. Ведь люди и создают семью, чтобы завести детей. Я сама виновата. А может быть, моя горькая судьба…- у Фархунды на глазах появились слезы.
- Не плачь, прошу тебя, не плачь, иначе я разрыдаюсь от безысходности!- стал утещать её Джунайд.
- Простите, я не хотела, - вытерла слезы Фархунда.
- Фархунда, я не могу жить без тебя, прости меня за все, и подари мне счастья быть вместе с тобой!
- А как же ваша жена, дети? – не удержалась Фархунда от вопроса.
- Я их не брошу, буду заботиться о них, но жить хочу только с тобой!
Только не говори мне сейчас ничего! Подумай хорошенько!
- Мне пора на работу, - попрощалась Фархунда.

Джунайд не оставил её в покое. Он звонил ей, приходил каждый день, встречал её после работы, дарил огромные букеты цветов, говорил ей о своей любви к ней. Когда он звонил домой, родители ругали его, требуя оставить в покое их дочь:
- Что, вам мало страданий Фархунды за эти годы?! – кричала на него мать девушки. – Вы же женились, имеете троих детей, имейте совесть, отстаньте от нашей дочери!
- Я не могу жить без неё, я всегда любил и люблю её до сих пор!
- Где же была твоя любовь, когда твоя мать вернула её нам как ненужную,  использованную вещь, из-за того, что она не могла родить?! Где ты был, когда она белугой ревела от горя долгими ночами?! Ты хочешь ранить её ещё раз? Но она не переживет ещё одного предательства!
- Я сделаю все, чтобы она была счастлива! Только вы не мешайте нам! Пусть она сама примет решение!
Джунайд был настойчив в желании снова соединиться с Фархундой и в этот раз никто не смог помешать ему: он уже был зрелым мужчиной, а не тем двадцатилетним мальчиком.
И они стали жить в гражданском браке. Собственно говоря, штамп в паспорте не имело никакого значения для Фархунды. Однажды она уже имела его.
Джунайд помогал своей семье материально, принимал участие  в воспитании своих детей. Фархунда только поддерживала его в этом.
Они действительно были счастливы, ибо в семье царили любовь и согласие, взаимное уважение. Они прожили два года вместе, смирившись с мыслью, что у них никогда не будет общих детей.
В одно прекрасное утро за завтраком Фархунду стошнило. «Наверное, я отравилась чем-то, ведь вчера мы ужинали в ресторане», подумала она, умываясь в ванной комнате. Ей даже в голову не могло придти, что это признак беременности, о которой она узнала только через три месяца. Радости их не было предела!
Когда у них родилась дочь, они назвали её  Мухаббат – Любовь, ибо она была долгожданным  плодом их любви…