Фрагментарий

Николай Островский
Здесь - ряд моих записей на разную тему. Черновые наброски, темы для статей, краткие заметки, ряд тезисов ещё предстоит развить и прояснить. Всё же, возможно, некоторые записи окажутся интересными для читателей и помогут лучше прояснить собственную позицию в отношении разных проблем.

Разум в форме его отсутствия – «мёртвая» природа.

Первая форма разумности – дикарство. Последняя форма глупости – цивилизация.

Примитивный человек  никогда не тоскует по духовности, тогда как духовный порою тоскует по примитивности.

 Смысл и его выражение (форма проявления, одна из …)  - разное. Отсюда неоднозначность бытия, природы, явления. Возможность скрытого смысла. Значимость одной формы смысла по сравнению с другой. Возможность иллюзии.

Смысл дуален. Он имеет содержание явное и тайное. Он и остаётся в себе и преодолевает себя, свою глубину. Он нечто невыразимое и в то же время отчасти выразимое вербально.

Смысл вещи дан объективно до своего вербального выражения. Это потенция, которая, в соответствии с физическими и идеальными условиями, реализуется, более того – реализует все свои формы и возможности. Реализация вариантов Единого – жизнь.

Догматическое мышление – косное, устойчивое, обыденное, полезное для социальной жизни. Связь с привычным, с правилами, нормами, однозначностью. Оно – элемент, фаза развития, особенность мышления вообще. Но эта часть может претендовать на главенство и тогда превращается в опасный «вирус» мышления и деятельности разумного существа. Тогда оно становится представителем старого и врагом нового. Любая догматика – антидиалектика. Но во всяком мышлении и действии важна «мера» догматичности и диалектичности. Ни одно из этих двух начал, исключая особенные случаи, не должно преобладать над другим. Не быть слишком конкретным и слишком абстрактным.

«Я мыслю и, следовательно, не существую в полной мере, пока мыслю». Сразу меняется мой бытийный статус. Я уже не сам по себе, а среда, атрибут, возможность проявления мысли, идеального начала, в мире явлений и материй. Я уже придаток мысли, её проводник. Но возможны альтернативы: 1. Личность ради Мысли. Крайность: власть абстракций над субъектом. 2. Мысль ради личности. Мысль как дух и духовность, одним своим наличием развивающая личность и не мешающая её интересам в жизни. 3. Их равная значимость и ценность, их гармония (у гения). Что гений остаётся атрибутом мысли, когда мыслит, не мешает ему оставаться в то же время развитой личностью. Гений и Мысль помогают друг другу проявляться в качестве духа в мире явлений.

Идеальный мир возможностей и условностей – выход в «Иное» - приход «к себе» на новом, высшем уровне.

Оптимально не главенство, а сочетание идеального и материального миров. Абсолютизация идеального начала, как и начала конечного, приводит к созданию лжепочвы: иллюзии начинают владеть сознанием индивида или группы.

Навыки (прошлое) и результаты (будущее) реализуются через «настоящее».

Бесконечность космоса – свобода в форме хаоса. Хаос как свобода от «для» . Хаос бесцелен. Бытие ради бытия. Он вне развития. Случай в нём – поводырь Необходи мости. Но хаос не может обойтись без элементов. Они ограничивают друг друга, мешают друг другу, но и приходят к согласованности и гармонии, в итоге они упоря дочивают хаос в систему и запускают механизмы саморазвития.

Свобода. 1. как процесс – и процесс как С. 2. То, что не имеет своего основания – С. Есть основание другого, возможность и наличие его развития, бытие условий процесса.
1. Если Бог – свобода, то свобода – бог.


Быть свободным.
1. Быть собой. Жизнь и деятельность в соответствии с своей природой, характером, самостью.
2. Быть способным к развитию.
3. Иметь неопределённое будущее.
4. Иметь гармонию своих целей и средств.
5. Власть воли.
6. Независимость «от…»
7. Возможности «для…»
8. Формы преодоления чуждого.
9. Выбор на основе «хотения» личности, а не в силу необходимости. Способность сознательно согласиться или отказаться и возможность этого.
10. Эффективное противостояние другим душам и действиям других людей.. Мощь, сила, стойкость, закалка, устойчивость самосохранения. Руководство в своей деятельности личным опытом и знаниями.
11. Оптимальное оперирование знаниями, событиями, необходимостями.
12. Возможность наслаждений, досуга, отдыха.
13. Участие в процессе в качестве главного элемента и стимула. Быть центром ситуации. Диктат. Направление процесса в нужное тебе русло. Влияние на процесс.
14. Относительная (частичная) свобода. Много форм. Смесь зависимости и независмости. Наираспространённое в мире людей.
15. Отрешение «от…»  От проблемы. Выход из ситуации. Свобода не делать.

Влюблённый в свою эпоху более вреден для неё, чем её критик. У людей первого типа остаётся, как у чеширского кота, одна только улыбка – улыбка самодовольства.

Душе недостаточно её самой. Появляется сознание одиночества. Ей нужно «Иное» - связи с «иным» и «иное» в ней самой. Душа не может ни появиться, ни проявиться вне «Иного». Она и есть её взаимоотношения с «Иным». Даже чужеродное нужно – чтобы его преодолевать.

Уникальность субъекта – его изначальная чужеродность другим субъектам.

Философия.
1. Как выражение: а) Мощи, оптимизма. Вера в Ф. б) Трагизма, пессимизма, скептицизма, релятивизма.
2. Как освоение мира: а) Идеального. б) Материального. В) Научного.
3. Как синтетическое знание – душа в мире и мир в душе.
4. Ф. основания. а) Ф. субстанции. б) Ф. текучести.
5. Ф. как оправдание учения, теории, типа деятельности, идеологии, способа мысли и поведения, религии или атеизма.
6. Ф. и эрос. Что интересно, то любят; что любят, то интересно. Исследуют эффективно лишь интересное для себя. Предмет особой любви определяет и характер философии, в основание которой кладётся этот предмет.
7. Ф. разделяющая и соединяющая миры – идеальный и материальный.
8. Ф. как сознание и исследование квазиреальности – противоречия, парадокса, антиномии, необычного, чуда. Диалектика.
9. Ф. и страдание. Второе – стимулирует и влияет. Развитие Ф. преодоления негативного. Или его оправдания.
10. Ф. как вызов индивида среде, противостояние одиночки группе. Индивидуализм.
11. Ф. в рабстве у морали и религии. Можно быть рабом и Свободы.
12. Ф. о философии.
13. Философы о философах и их учениях. Взаимодействие, гармония и критика различных философий.
14. Ценностные ориентиры. Создание и оправдание этики. Анализ этич-х норм. Гуманизм или мизантропия.
15. Ввергает в отчаянье и спасает от него.
16. Диалектика сомнения и утверждения.
17. Вариативность. Вариации темы, творческое разнообразие подходов, идей, результатов. Изощрённость ума и эмоций. Связь опыта с разнообразием.
18. Сознательное конструирование духовного бытия в эмпирическом мире. Реализация духовности и духа в мире людей.
19. Выработка разных механизмов познания действительности и психологических защит от неё.
20. Профессионализм Мысли.
21. Ф. ищет, тогда как, например, религия всё уже нашла. Ф. всегда «не знает» нечто существенное. Её область – проблемы души и мира. Её идеал полного и абсолютного Знания недостижим. В этом смысле Ф. всегда «поражение», не достигает в полной мере того, чего хотела.

Тезисы о философии.
1. Философия требует выявления глобальных истин о человеке, о его природе, предназначении, ценности, возможностях и перспективах. Но вполне вероятно, что такие бы истины скомпрометировали человека, ограничили бы его свободу и погасили многие надежды – показав ему его недостаточность и пределы.
2. Философию обязывают найти смысл бытия, в том числе и бытия человеческого, то есть оправдать его. Это более поиск Ценности, чем Истины. Поиск того, что помогает жить и выживать. Преодоление «тёмной истины» фантазией.
3. Очень часто интересы познания сталкиваются с интересами сердца. Для философа дОлжное оказывается значимей и ценней данного, под него данное и подводится.
4. Жажда истины в философии приводит к догматизму, ошибкам, иллюзиям. Под маской логики часто скрываются фантазии, а под «объективностью» субъектив ность. Цена за Истину – возможность иллюзорной «истины».
5. Наиболее оригинальные философские системы оказываются и наиболее скептическими или пессимистическими. Сам Разум сомневается в себе.
6. Этическое начало сильно в философии, но именно оно приводит к аморализму, когда этически выгодное выдаётся за истину. Философия попадает под иго жизни и идеологии, начинает обслуживать частные интересы индивидов и групп. Философ «обязан» нести людям «свет», а не «тьму». На практике это часто приводит к ложному, поверхностному оптимизму и утопизму. Нельзя отказаться от нравственности, но нельзя и становиться рабом этики. Философия и должна выявить возможность «золотой середины» в этой проблеме.
7.Это желание «света» приводит к тому, что мир, космос очеловечивают, наделяют Умом, Сердцем, делают реальность Богом.
8. Обслуживая этику, философ вольно или невольно обслуживает «человеческое, слишком человеческое». Часто он вынужден превращать «дракона» в «жар-птицу».
9. Опытные философы уже не умеют объяснить мир, но хорошо умеют создать иллюзию объяснения.

Быть чем-то означает и «чем-то не быть». Вот почему основание бытия – небытие. Вот почему виды бытия не вечны, бренны и смертны. Основа прорывается в свою противоположность.

Я и … Я в… (мир, жизнь, ситуация). Я в качестве … а) Что я есть? Актуальный образ.  б) Чем я могу и хочу быть? Идеальный образ. 
Что я … 1. Что я хочу? 2. Что я могу? 3. Могу ли я, что хочу? 4. Хочу ли я, что могу?

Проблема. 1. Объективная. 2. Только для меня. 3. Синтетическая. 4. Не решаемая в принципе. 5. Решаемая – легко или трудно, сразу или со временем.

Если мир феноменов гносеологически определяем, то его противоположность – мир ноуменальный – познавательно неопределим, алогичен, даже абсурден, - апория, парадокс, противоречие, противоположность. Вывод: Абсолют в своей сущности иррационален.

Все глупцы мнят себя разумными, а разумные часто чувствуют себя дураками.

Стремление к счастью – причина многих несчастий.

Развитие цивилизации: авторитет сильнейшего сменился авторитетом подлейшего.

Незавершённость связей и процессов в космосе – условие их активности и развития.
В мире явлений, сущее стремится к своей полноте, никогда не достигая её.