Сны старого монастыря. Гл. 1

Светлана Михайлова-Костыгова
                Посвящаю своей тетушке Фадеевой Маргарите Ивановне


Монахиня Евстолия, в миру Елена Багдасарян, забыла в пономарке ключи от своей кельи. Взяв ключи, быстрым шагом поспешила домой.

Ночь вступала в свои права на территории большого женского монастыря. Огромный глаз Луны потянулся, зевнул и стал наблюдать течение времени.

День у Евстолии был трудный, ни минуты покоя, а под вечер она так устала, что ее даже стало подташнивать. Встала около шести утра, чтобы успеть прочитать правило. Потом ранняя служба. После службы, не успев толком позавтракать, пошла встречать группу паломников. Надо было всех разместить в доме паломников, накормить, а там уже новые и новые послушания. А годы уже не те, что раньше, возраст, как говорится, библейский. Но Бог не оставляет Евстолию, помогает, укрепляет и в трудах, и в горе ее, которое затянулось туманами времени, но все равно болит.

Почти подойдя к калитке, Евстолия почувствовала на себе пристальный взгляд со стороны старинного кладбища. Быстро обернувшись, она никого не увидела. Евстолия сразу вспомнила истории о привидениях. И о призраке первой игуменьи монастыря, которая ходит и проверяет свои владения:
– Господи, помилуй, – перекрестилась Евстолия. – Все это предрассудки, – подумала вслух монахиня, открыла калитку и пошла к себе в келью.

Кладбищенский кот Котя любил монахиню Евстолию, потому что знал, что она добрая, и часто за ней наблюдал. Сегодня у Коти был праздник: ровно три года назад он появился на свет в одном из склепов этого замечательного кладбища. Замечательным оно было для Коти потому, что других мест он просто не знал. Его мать загрызли собаки, которые пробирались на кладбище через дырку в заборе со стороны депо. Маленькие котята, братики и сестрички Коти, спаслись чудом, их нашел и пригрел кладбищенский сторож Сергей Денисович Амбре.

Котя был плохим охотником на мышей, но зато оказался большим книголюбом. Однажды, с помощью своего друга, Котя пробрался в огромную монастырскую библиотеку и потом все свое свободное время проводил только там.

Читать Котю научил его друг – серый крысеныш по имени Морковка. Прочитав очень много книг, Котя стал почти философом и немного богословом. Котя, конечно, этого не знал, но Морковка утверждал, что это именно так, а у Коти не было оснований не доверять своему другу.

Очень давно Морковка жил в доме старенького профессора биолога и тот для чистоты эксперимента решил поставить опыт и научить Морковку читать. Эксперимент завершился успешно. Морковка усвоил особую технику чтения, поэтому читал очень быстро. И за короткий срок прочитал и усвоил всю отечественную и зарубежную классику, книги многих философов, а также основные труды по медицине и биологии.

С профессором крысеныш дружил и дорожил этим общением. Но однажды профессор сильно заболел, и Морковка сразу понял, что наступил час memento mori.

Попрощавшись с другом, Морковка подался на Бадаевские склады, но местные аборигены в штыки приняли ученого крысеныша, закидали его объедками и прогнали.

Морковка не отчаялся, а пошел прямо, ибо знал, что «дорогу осилит идущий». Прямая дорога и вывела Морковку к воротам, а точнее - к дырке в заборе, за которой находился старинный монастырь.


                (Продолжение читать здесь: http://www.proza.ru/2012/10/05/2042)

---
Рисунок к этой главе выполнен Сергеем Вшивцевым: http://www.proza.ru/avtor/lovec