В День учителя

Вера Третьякова
Сегодня на дворе октябрь 2020 года. Восемь лет прошло со дня этой публикации. Как много изменилось и в системе образования, и во многих областях нашей жизни. Где он, настоящий Учитель от Бога, Учитель с большой буквы? Наверное, не мне спрашивать и не мне отвечать. Но тот текст, который я вновь предлагаю вниманию Читателя, был написан мною вполне искренно и заинтересованно.
Стихотворение Вероники Тушновой в конце текста, на мой взгляд, выглядит скромно и непритязательно, но его основная мысль - на все времена. Особенно в период ограничений.
Человеку нужен человек.

"И всё-таки какое счастье,
Какая свобода – жизнь,
Когда не связан
Ни хлебом, ни похотью,
Ни людским мнением.
И кто это догадался
Дать человеку человека!
Какая невыразимая,
Возвышающая радость!"

Василий Мазурин. 18 марта 1925 г.


*** 

Тема школы и школьного учителя для меня и важна, и интересна. Какой должна быть современная школа? Каким должен быть учитель, работающий в этой школе?

Несколько лет назад я узнала, что есть такое направление научной и практической деятельности как Гуманная педагогика, основанная на принципах классической педагогики, которые  воплощали в жизнь и педагогическое творчество Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие.
Автором научного направления «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» является Шалва Александрович Амонашвили, ученый, педагог, писатель, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, инициатор  и вдохновитель ежегодных международных педагогических чтений по Гуманной педагогике.
 
Вот темы Чтений:
1. «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств» (2002г.),
2. «Улыбка моя, где ты?» (2003г.),
3. «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» (2004г.),
4. «Без сердца что поймем?» (2005г.),
5. «Спешите, дети, будем учиться летать!» (2006г.).
6. «Истина Школы» (2007г.)
7. «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» (2008 г.)
8. «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя» (2009 г.)
9. «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» (2010 г.)
10. «Как любить детей» (2011 г.)
11. «Учитель, вдохнови меня на творчество» (2012 г.).

В День учителя хочу поделиться с читателями некоторыми «Мыслями в учительской» академика Ш.А.Амонашвили, которые я взяла из его книги «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»

 «Друзья мои, учителя-коллеги!
Не кажется ли вам, что жизнь учителя — подвиг?
А учитель — герой? Герой Духа!

Мы предназначены быть героями Духа, но что с нами происходит?
Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок…

Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становятся всё больше.
Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается…
Мы дарим детям знания, а они не радуются…

Мы рождены быть героями Духа. Но Дух наш тускнеет и гаснет.
Не отсюда ли главные беды нашего образовательного мира и все трагедии воспитания?

Герой Духа мыслит духовно и героически, а мы унижаем себя, мыслим грубо материально и считаем себя маленькими людьми, от которых ничего не зависит.

Герой Духа призван помочь ребёнку раскрыть в себе Божественный образ, а мы насилуем его голыми знаниями…

Герой Духа ставит перед собой цель вести детей к Свету — к духовному и нравственному прозрению, а мы возвеличиваем горсть выгодно продаваемых знаний.
Герой Духа утверждает Педагогику Света, а мы насаждаем педагогику серости и насилия.

Герой Духа живет чувством долга ответственности перед Богом за воспитание ребёнка, а наша ответственность не уходит дальше министерских предписаний…

Спросите:
—  Как в школе идут дела?
И ответит начальство:
—  Хорошо в школе идут дела.
—  В школу завезли компьютеры…
—  Подключили школу к интернету...
—  Работаем по новым программам, углублённым и расширенным… 
—  У нас уже есть новые образовательные стандарты.
—  Завезены новые западные технологии образования…
—  Хорошо идут дела в школе, она обновляется…
Но не обманывается ли начальство?

Спросите: «Где вы берёте меру реформы, или модернизации, или обновления?»
И вам покажут на карте: Запад!
Но что нам Запад, когда мы — Восток?
Что нам Европа, когда мы — Евразия?
…Нужно ли нам принять диктатуру доллара, которая так порабощает? Нужно ли нам поддаваться зрелищам насилия, которые так растлевают? Нужны ли нам западные образовательные «технологии», которые без души и сердца? Нужны ли нам программы и индустрия секса, которые есть вторжение в наши нравственные святыни?

Школа есть носитель Духа нации, народа, Отечества…

Мы устремлены в будущее. В это будущее мы идём через обновление.
Где же мера этого обновления?
Она в обновлении Школы.

А школу реформирует учитель, но он же и деформирует её.
Обновляется учитель — значит, обновляется школа.
Деградирует учитель — значит, деградирует школа.
А что со школой, то и с обществом.

Только! Только! Только Учитель — Герой Духа — есть творец героического преобразования мира просвещения, а значит — Отечества.
Жизнь мертва без героев Духа…»


Из книги:
Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. — с. 64 (Антология гуманной педагогики).
Полный текст книги также можно найти в Интернете.

*******
Сегодня, 5 октября 2012 года, зашла на сайт Международного центра гуманной педагогики и увидела там стихотворение Вероники Тушновой, посвящённое учителю.

 Если б не было учителя,
 То и не было б, наверное,
 Ни поэта, ни мыслителя,
 Ни Шекспира, ни Коперника.
 И поныне бы, наверное,
 Если б не было учителя,
 Неоткрытые Америки
 Оставались неоткрытыми.
 И не быть бы нам Икарами,
 Никогда б не взмыли в небо мы,
 Если б в нас его стараньями
 Крылья выращены не были.
 Без его бы сердца доброго
 Не был мир так удивителен.
 Потому нам так и дорого
 Имя нашего учителя.
 В. Тушнова