Герой

Ирина Санникова
Героизм и подвиг.
В сегодняшнем дне, насыщенном второстепенными событиями, которые можно назвать «мышиной возней», мало остается возможностей для подвига.
Мало людей пойдут на подвиг. Подвиг – игнорирование опасности для собственной жизни ради спасения другого человека, животного или вообще человечества?

Что такое "подвиг"? Герой?
В памяти народной живы многие десятки, а может сотни людей, реально существовавших или рожденных воображением народным: Александр Невский, Дмитрий Донской, Микула Селянинович, Илья Муромец, Иван Сусанин  и еще многие другие, чьи деяния во имя справедливости, правды, добра, и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги.
Что объединяет этих людей, живших так давно, и чья слава пережила их в потоке времени?
Как формируется героизм, какие факторы этому способствуют?

Каждый герой и его поступок индивидуальны. Но есть общая черта – высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитие чувство совестливости и ответственности. Именно эти чувства, проявляющиеся в минуты потрясений  и потерь, когда насущным встает главный вопрос: «Быть или не быть? Жить или не жить?», выдвигают  из массы людей единицы. Эти единицы, Личности,  владеющие громадным духовным потенциалом, верой в величайшую жизненную идею, справедливость и правду,  мы называем Героями. А их дела – Подвигом.
Также роднит героев  уверенность в правоте дела, ради которого люди совершают и будут совершать подвиг. Опора на традиции: «Не посрамим отцов и братьев наших!»


И чем больше таких Героев, подвигов, тем сильнее государство. В наличии таких людей- показатель крепости государства, его не только военной, но и социальной и экономической организации.
Кого можно назвать настоящим воином, стражем Родины- Отчизны? Того, кто не сомневается в правоте проводящей государством политической линии,  кто убежден, что живет правильно, поступает, думает так, как нужно.
Где же эталон его поступков?
ТВ и СМИ. Интернет.
Но зачастую вышеперечисленные источники передают искаженную правду. Или правду того, кто владеет данным источником информации. Как видим, школьники(а воспитание должно начинаться с планирования ребенка, но того, которое подразумевается сейчас, а с желания иметь детей, своих маленьких продолжений) не интересуются историей. Как-то ради любопытства я задала вопрос одной девочке, учившейся на «хорошо»: «Кто такой Ленин?» Она ответила : «Это был помощник Петра 1».
Вводимая и введенная балльная система образования(как со стороны обучаемого, так и со стороны обучающегося) приносит свои терновые плоды- дети не умеют размышлять, сопоставлять, анализировать. Иначе многие ТВ –передачи и СМИ просто бы стало не рентабельно выпускать. Так как «есть спрос- есть предложение».
 Герои.
Дети помладше еще смотрят приключения Супермена. Но не отождествляют себя с ним. Как казалось бы надо. Они просто смотрят. Средний возраст – тупо перенимают то, что им показывают. И учатся назначать «стрелки». И герой уже не тот, кто пойдет один против шаблы, а те, кто будет унижать одного. Кучей. И будут этим гордиться. «В стае выживает сильнейший. Слабакам- не место (в стае- добавлено мной)».

В подростковой среде расцветает махровым цветом «блатная» культура. Жаргон,  поступки, общение- … «Не отсидела ли ты, девочка?»- спрашиваю одну девчонку, чьи волосы грязными космами падают на глаза, жирно подведенные, сильно и со смаком жующую что-то. Она сплевывает тут же, себе под ноги – и я понимаю, что она жует насвай.
«А Вы никому не скажете?»- спрашивает она меня, и в глазах у нее – тоска. Волчья.
«Ей можно сказать, она - своя», - дает лестную характеристику мне другая, которую знаю уже несколько лет.
« Можно зайдет друг?»- спрашивает первая, что жуется.
« Девчонки, у меня отпуск, - пытаюсь сказать я, но вторая уже соскакивает со стула и бежит звать того, кто стоит за дверью. Тот пытается противиться, но заходит.

Чай, вскипяченный кипятильником,  в стаканах остывает. Я наливаю еще один стакан и опускаю кипятильник.
«Будешь чай?» - спрашиваю, но уже знаю ответ. Да и вопрос задаю просто так, чтобы начать разговор с чего-то.
«Да»- отвечает паренек. Небольшого роста, худощавый, острый, беглый, цепляющийся взгляд.
 
«Наркоман?»- спрашиваю про себя. Но ответа пока нет. Надо несколько минут, чтобы понять.
«Его зовут Алик,- говорит Леся (настоящее имя Люда, но она любит себя называть Лесей. Пусть так, я не против. )
«Ты что, он же не Алик! Мы же договорились!»- возмущается вторая.

Мы пьем чай. Для Алика, или кто он там, для меня это неважно, чай тоже  скипятился, заварился. От сахара он отказывается, но набрасывается на яблочное варенье, которое  я сварила в это лето на печке на даче - все-равно печку топить.

Оказывается,  парень этот объявлен в розыск. Он рассказывает о своей бездомной жизни. Убежал из интерната где-то в европейской части РФ, приехал на попутках,  к бабке, а в живых не застал. Умерла. Никто не известил. Правду говорит, или нет – не сомневаюсь ни в чем. На какие деньги живет? Ворует. Показывает как. Рассказывает, как ворует из супермаркетов, как обворовывает пьяных, доверчивых. Пока он говорит, пытаюсь вспомнить – оставила ли я в кармане плаща, висящего рядом с ним, кошелек с деньгами.
Он рассказывает долго, с жаром. На глазах его - слезы. И в моей душе тоже.
«Будете еще чай?»- спрашиваю. Снова наливаем воду, кипятим, завариваем, разговариваем.

Сколько таких волчат по России – Матушке? Во веки веков бежали парни, от неразумия, черствости, несправедливости. Бежали девчонки. Хорошо, если бежали. А сколько ушли в мир иной? Не найдя выхода из тупика, в котором оказались. Я пытаюсь убедить его и сидящих рядом девчонок, для которых он - Герой, в том, что та жизнь, которой он живет, не настоящая. И будут в его жизни приключения и риск, и открытия, и настоящие друзья. Ведь они есть не только в «воровском братстве». И встретятся и ему, и им, настоящие люди, люди с большой буквы, которые подадут руку помощи, помогут встать на ноги, ощутить себя Человеком.

«Спасибо, что Вы поговорили со мной, мне стало легче.…Вы никому не расскажете обо мне?»- спрашивает.
Я молчу. То, что он рассказал, явно из жизни того, кто в розыске.
«Нет. ..Приходите еще», - приглашаю, но понимаю, что он больше не придет.
Грустно.
Для девчонок - он –Герой. И наверное, то, что впитывают они через ТВ, СМИ(а практически не читают ничего, даже ТВ- программу! Только СМС-ки и ценники в магазинах) штампует таких псевдогероев.

Перечитывая написанное, понимаю, что этот паренек- настоящий современный герой. Брошенный судьбой на произвол,  выживает. А девчонки, мечтающие о защитниках, ищущие романтики,- что им остается? Влюбляться в лощеных самодовольных мальчиков, благополучных сынков благополучных родителей?
Наверное, если бы я была подростком, тоже влюбилась бы в такого Героя.
И я, вспоминая этот случай, понимаю, что решимость, удивительная жажда жизни, жизненная сила этого паренька оставила его положительным в моей памяти. Оставшись один, может, наедине с собой он воет по-волчьи. Но уверена, что никогда не предаст своих друзей, а за подруг будет стоять горой.

Кого Россия, ты будешь вспоминать в народной памяти?
Каких героев начала 21 века?