Патриотизм и национализм

Валерий Иванов-Виленский
http://www.youtube.com/watch?v=bSxxBNoJVak&feature=youtu.be


«Не зная истории своего отечества, трудно быть патриотом»
Л.Н.Гумилёв

Политический словарь даёт формулировку: «НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу».
«Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание…» - пишет русский философ И.А.Ильин, тем самым, одухотворяя схоластическое определение «национализма» изложенное в словаре. Тот же словарь характеризует понятие: НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ) как социально-экономическую, культурно-политическую и духовную общность людей индустриальной эпохи. И тут же оговаривается, что «существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием». Сегодня в странах Западной Европы и Северной Америки, где государственное строительство происходило на основе одного доминантного народа, с его уникальным языком, этнокультурой и историей деяний вождей, превалирует социально-политическое и экономическое понимание определения «нация».
N.B. Есть ещё слово «ПАТРИОТИЗМ» - дословно с латыни означающая любовь к родине (patria). Оно абсолютно не идентично по смыслу «нациоанализму», как не идентичны, скажем, любовь к природе родных мест и уважительное отношение к своей стране, со всей полнотой составляющих это понятие факторов. ПАТРИОТ – любит свою Родину и уважает страну, которую строили его предки, тем самым уважает и светлую память о них.
В России превалирует понимание нации, как культурно-политической и духовной общности людей. Другими словами для русского человека язык, история и этнокультура являются основными факторами самоопределения личности как конкретного НАЦИОНАЛА, где основополагающим является его историческое сознание. Именно историческое сознание замыкает и определяет национальную идентификацию современного человека. Сама этнокультура, опирается на ту или иную религиозную идеологию – нравственную систему, фиксированную конкретным языком данного племени и ритуалами, а также табу. Этнокультуры, помогавшие сплочённым ими людям выжить, существовали испокон веков в любом племени в любом народе. Но только записанная на конкретном языке история данного народа, с его социальными нравственными установками-ориентирами, формировала национальную культуру и просвещённые национальные элиты.
В эпоху развития капитализма, социальными элитами на почве конкретных национальных культур формировались национальные государства, отстаивающие уже не сословные – духовные приоритеты той или иной части данного социума, а общегражданские экономические интересы жителей этих стран. В широкий политический обиход понятие «нация» входит на волне Великой французской революции в конце 18 века. В остальной  Европе приблизительно к середине 19 века понятие «нация» становится обще употребляемым при политической мотивации действий властей различных стран. «Национальные интересы» отождествляются в это время, прежде всего, с экономическими интересами новых политических элит – капиталистов. Декларируется, что «национальные интересы» могут реализоваться только по средствам демократических процессов развития в различных государствах через гражданское представительство - парламентаризм. Естественно, на фоне полной или частичной дисквалификации от политики традиционных представителей местных родовых сословий, лишая их возможности внутреннего и внешнего распределения натуральных и произведённых богатств.
Однако, при более пристальном  рассмотрении данных процессов связанных с «национализацией государств», возникает весьма любопытное наблюдение, которое показывает всё несоответствие декларируемого общественными науками и реализуемого в экономической практике. Дело в том, что экономические факторы бытия конкретного общества, связанные с экономным, рачительным хозяйствованием, обеспечивающим жизнедеятельность и развитие данного социума – опираются изначально на научно-технические знания людей. В основе них понимание и умение применить законы природы: физические, биологические, социальные, духовные. Эти законы безотносительны – абсолютны и никак непосредственно не связаны с национальным – культурным аспектом бытия  любого социума.
(Оговорюсь, сегодня экономикой почему-то называют чисто идеологическую - спекулятивную деятельность на рынке «ценных бумаг», когда одни фантики под названием деньги (кредитное обязательство), соответственно оговорив условия, меняют на другие фантики под названием акции (тоже кредитное обязательство) и получают от этого «прибыль»?!)
Да, не все национальные культуры даже сегодня способны во всей полноте воспринимать сущность новостей научно-технического прогресса, а не только внешнюю, формальную его составляющую. Но это не значит, что эти культуры «отставшие» или «недоразвитые». Иные культуры могут лучше, скажем, воспринимают эстетизм новых вещей. На их основе возможно прекрасное дизайнерское совершенствование новых разработок.
Нет плохих или хороших национальных культур, ибо нет той объективной системы измерения, которая позволяет проводить оценку сущности культур самих в себе. В отличие от оценки цивилизованности данного социума, когда критерием для этого служит количество умно и гуманно используемых его члена энергетических мощностей.
Понятие НАЦИОНАЛ, человек идентифицирующий себя с той или иной национальной культурой, имманентно включает в себя понятие культурный человек, знающий историю своего народа и эмоционально предрасположенный к восприятию его религии и этнокультуры. Культурный, образованный человек, уважающий свою национальность, никогда не будет с пренебрежением относиться к человеку другой национальности, понимая всю самобытную неповторимость иной национальной культуры, сохранившейся и не растерзанной до сих пор иными этносами. 
НАЦИОНАЛИЗМ – это пренебрежительное, как минимум, отношение к другим национальным культурам в основе которого ксенофобия – психологический синдром неприятия чужого, нового, неизвестного, с одновременным самовосхищением от принадлежности к конкретному национальному социуму.
Отрадно, что не все люди страдают этим интравертным психозом, замыкающим личность человека в себе и исключительно на апробирующем его социуме. Многие наоборот открыты - экстравертны, любознательны и весьма склонны подчиняться натуральному рефлексу на новизну (неофилии), стремясь познать, изучить и понять новое.   
НАЦИЗМ это крайнее воплощение национализма, когда синдром ксенофобии приобретает агрессивную составляющую, выраженную часто в насильственных действиях идеологических и физических в отношении иных наций и националов. Причём, как правило, нацисты не знают историю и этнокультуру собственного народа, в силу своей малой образованности. Их вполне удовлетворяет восприятие окружающего через свои, нацистские табуированные ритуалы.
ШОВИНИЗМ – это психический синдром, идеологически «обоснованное» англосакскими теоретиками в 19 в. псевдонаучное учение о расовом превосходстве одних людей над другими. Шовинисты не способны понять и принять чужих людей ни по национальному, ни по расовому признаку. Шовинизм являет собой абсолютное воплощение антигуманизма на почве синдрома ксенофобии.
Русские люди в сущности НЕОФИЛЫ – огромные просторы их государства, населённого представителями различных национальностей, свидетельством тому.