Орловские страницы жизни Бориса Леонова

Сергей Сизов Омск
ОРЛОВСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ БОРИСА ЛЕОНОВА
(К 110-летию со дня рождения репрессированного литератора)(2010)

6 августа 2010 г. исполнится 110 лет со дня рождения одного из малоизвестных сегодня литераторов и мыслителей - Бориса Фёдоровича Леонова (1900 - 1977). Между тем, убеждён, что подобное забвение (в прошлом для этого были политические причины) несправедливо: жизнь этого человека и его творческое наследие без сомнения представляют немалый интерес для историков, литературоведов, театральных деятелей . Большая часть жизни Б.Ф.  Леонова была связана с Омском, но истоки его судьбы в Орле.

Вот основные вехи биографии этого человека. Сын сельского священника (село Людское Городищенской волости Орловского уезда), выпускник 1-го Орловского духовного училища, недоучившийся семинарист. После Октябрьской революции – вступление в партию большевиков и Красную Армию, политработа в войсках. После гражданской войны Леонов пробовал свои силы на разных поприщах - главным образом, на политико-просветительской и культурно-просветительской работе в Орле. Одновременно Борис учился в Орловском пролетарском университете, работал в профсоюзах, позднее был учителем и директором школы в Подмосковье.
 
Несколько раз во второй половине 1920-х гг. по партийным мобилизациям Леонов направлялся на пропагандистскую работу в деревню. В 1929 г. он по такой же мобилизации приезжает в Новосибирск, далее – отправлен на работу в Ленинск-Кузнецкий. С 1932 г. работает в Омске. Здесь Борис Фёдорович трудился в образовательных учреждениях, издательстве, заведовал отделом литературы и искусства в «Омской правде». В 1937 г. стал жертвой доноса: был исключён из партии за «антипартийные разговоры» (усомнился в том, что все репрессированные действительно «враги народа»). Можно сказать, что Леонову тогда повезло, что сразу не арестовали. После исключения из ВКП(б) работа в газетах и издательстве была уже невозможна. Он трудился в должности заведующего литчастью областного театра.

Дважды за свою жизнь (в 1944 и 1958 годах) Б.Ф. Леонов был осуждён по политической статье (58-10) за свои критические высказывания и за литературные труды и письма. После второго срока вернулся в Омск (1965 г.) парализованным инвалидом. В общей сложности 19 лет провёл в лагерях и ссылке. В отличие от многих репрессированных Борис Фёдорович был реабилитирован ещё в 1965 г. До конца жизни он ощущал свою ответственность за происходившее в стране и писал (а точнее - стучал на машинке), пытаясь выразить в рукописях своё понимание как «вечных вопросов», так и общественных и культурных событий современности.

Орловский период жизни Б.Ф. Леонова после гражданской войны оказал большое влияние на его творческий путь и взгляды. К 1921 г. Леонов успел повоевать на фронте (дослужиться до должности заместителя начальника политотдела бригады), принять участие в подавлении крестьянских восстаний в Тамбовской губернии. В Орле Борис заканчивает два курса пролетарского университета, участвует в деятельности местного Тургеневского общества, пишет стихи и пьесы. Некоторые его произведения: стихотворение «Эскиз», поэма «Русь», пьеса «Угольки» - отразили всю сложность и противоречивость его положения и мировоззрения.

Орловский пролетарский университет имени  В.И. Ленина открылся в 1918 г. Он был призван готовить кадры для новой власти из рабочих, крестьян, солдат Красной Армии. В 1921 – 1922 гг. в университете обучалось 579 студентов, в том числе на естественном отделении – 170, на агрономическом – 169 и на химико-фармацевтическом – 40. Оставшаяся часть студентов (200 человек) обучалась на общественном отделении. Именно здесь учился и Борис Леонов. Ректором университета стал выдающийся ученый-японовед и синолог Николай Иосифович Конрад (1891 – 1970), с которым студент Леонов был знаком не только по университету, но и потому, что они оба вращались в литературных кругах Орла.

В годы учёбы в университете Борис Леонов близко познакомился с профессором Михаилом Вениаминовичем Португаловым (1879 – 1927), литературоведом, исследователем творческого наследия И.С. Тургенева. М.В. Португалов в тяжелейшее время гражданской войны (24 ноября 1918 г.!) открыл в Орле музей-библиотеку И.С. Тургенева. По инициативе Португалова было основано Тургеневское научно-литературное общество («Турлитоб»), куда вошёл и Борис Леонов. Среди его близких знакомых были литераторы: Сергей Иванович Горовой, Александр Семенович Светозаров, Александр Вячеславович Герман (Германо), Илья Денисович Лукашин, Евгений Григорьевич Сокол (настоящая фамилия Соколов), Александр Григорьевич Барышев.

Впечатления молодого Леонова, ставшего свидетелем и участником исторических процессов, просились на бумагу. В его неопубликованной пьесе «Угольки. Интеллигенция на закате» (1921), пожалуй, ярче всего отражается та сумятица в умах интеллигенции, которая произошла в период великой российской смуты. Интеллигенция в растерянности. «Старый мир», от которого она отреклась, разрушен или почти разрушен, о чём многие из отрицателей жалеют. «Новый мир» принять сложно: он слишком далёк от их идеалов. Он слишком жесток. И им трудно найти в нём себе место. Кроме того, в этом «новом мире», о котором они так долго мечтали, возрождаются (в ещё более отвратительном виде) прежние пороки.
 
Представители орловской интеллигенции тех лет, как напишет Леонов во время  следствия, «элегически вздыхали об оранжерейных цветах прошлой культуры, не видели для себя выхода в настоящей действительности и поэтому относились к ней недружелюбно, в лучшем случае как-то кисленько... Бывая в свободные от работы вечера в этой среде, я испытывал всё время какую-то двойственность в своих отношениях к ней: с одной стороны, я видел, что эти люди очутились в общественно- идеологическом тупике, а, с другой стороны, мне было не только жаль их, но я чувствовал к ним несомненную симпатию, близость, ибо их ущербно-
индивидуалистические настроения находили отзвук и в моей душе».

В пьесе «Угольки» Борис Леонов попытался показать наиболее характерные, типичные настроения известного ему круга лиц интеллигентской среды провинциального города. Автор пьесы был участником дискуссий, писал своё драматическое произведение «по горячим следам», что придает особую достоверность спорам героев пьесы.
После окончания гражданской войны Борис Леонов участвовал и в орловских стихотворных альманахах и сборниках. Его стихотворение «Эскиз» было опубликовано в сборнике «Зелёный шум» в 1922 г. Это произведение Леонова носит исповедальный характер. Автор остро переживает одиночество, потерю некогда любимых идеалов. Тяготевший к трагедийному ощущению жизни, поэт особенно остро ощущает свою душевную пустоту в ресторане, где люди пьют и веселятся. Он «больной и вечно одинокий» не может вписаться в существующую жизнь эпохи нэпа. Внутренний голос задаёт ему вопрос: «Зачем пошёл ты к этим истуканам?» Скорее всего, речь идёт здесь о большевиках. И поэт в ответ молчит. Да, и куда ему было идти тогда, в 1918 г.? Остаться в стороне от начавшегося противостояния он в силу своего характера и воспитания не мог. Сторону «белых» в гражданской войне  не принял. Он хотел служить идее справедливости, строительству «нового мира», светлого и справедливого. Либеральные и социалистические настроения в семинариях предреволюционного времени были очень распространены.
 
Разочарование в строительстве «нового мира» и в руководителях этого строительства пришло уже в начале 1920-х. И поэтому на поставленный вопрос об «истуканах» поэт ответить может лишь «свинцовостью отрав» алкоголя. Исправить уже ничего невозможно. Но жить без идеалов, без духовной опоры Леонов не может. И всё же он пытается найти эту опору нового этапа своей жизни в возвращении к родным корням. В «Эскизе» очень сильно звучит тема покаяния и «боль искупленья».

В просёлочной пыли на сбитые колени
Я падал, как во всём раскаявшийся вор,
И сердце, чёрное от угля прегрешений,
Бросал в купель серебряных озёр.

Поэт пытается обрести силу от прикосновения к дорогим сердцу детским и юношеским воспоминаниям. Воспоминаниям, не отягощённым кровью гражданской войны. И, кажется, он ищет и подлинную, глубокую веру. Ту веру, которая была у него в детстве, и которую он позднее утратил. Но поэт понимает, что дважды в одну реку он войти не сможет. Он не находит веру, но уже то, что он к этому стремится, свидетельствует о радикальных переменах в его взглядах. Коммунистическая романтика, кажется, его уже не привлекает.
 
К началу 1920-х гг. относится и публикация поэмы Бориса Леонова «Русь» (издано брошюрой). Поэма показывает нам, что Леонов чувствовал деревенскую жизнь, родную природу и умел это ярко выразить. Для него Русь – прежде всего, русская деревня. Ему, безусловно, ностальгически дороги знакомые с детства картины природы, сельский быт и развлечения. Именно с этих картин и начинается произведение. Но, любовно рисуя деревенскую жизнь, автор, одновременно, как будто и отвергает её. Он бежит от деревни… То, что радовало в детстве, теперь уже не вернуть. Он стал другим...

Центральный образ заключительных частей поэмы – знаменитая русская тройка, причём автор  смог передать не только залихватскую русскую удаль, талантливо показаны и важнейшие революционные потрясения Руси. В финале поэмы вновь говорится о том, что лихая тройка поскачет не только по Руси, «минуя знаки старых вех», но и отправится за её пределы. Там эту тройку-революцию ждут другие народы. Ждут и не знают, что она может им принести не только радость…

И мчатся кони по полянам,
Минуя знаки старых вех.
Леса шумят. Играют воды.
Визжат колосья под серпом
И ждут заморские народы
Лихую тройку с бубенцом.

После смерти основателя музея М.В. Португалова (в 1927  г.) «Тургеневское Общество» прекратило своё существование. Некоторые его члены попали в тюрьму, кого-то сослали в Сибирь, кто-то уехал из Орла работать и учиться в другие города. Турлитоб давно вызывал подозрение ГПУ и, поскольку был взят курс на полный контроль государства над общественными организациями, власть не видела необходимости в его существовании. Что же касается самого Б.Ф. Леонова, то в 1924 г. он покидает Орёл. Впереди были тяжелейшие испытания, в том числе долгие годы лагерей и ссылок.

До конца своей жизни он мечтал посетить родные орловские места. Неоднократно в своих произведениях («Снег», «Ева») он обращался к воспоминаниям юности. Мечта Леонова вновь посетить малую родину, родную Орловщину не сбылась, но память о Б.Ф. Леонове, соединившим в своей судьбе два русских города (Орёл и Омск), должна быть сохранена. Многие произведения Леонова ещё не опубликованы, но, надеюсь, это будет сделано в ближайшие годы. Эти мои надежды подкрепляются недавним успехом книги о судьбе этого неординарного человека.

2010, Омск

Опубликовано впервые:

Сизов С.Г. Орловские страницы жизни Бориса Леонова (к 110-летию со дня рождения репрессированного литератора) [Текст] / С. Г. Сизов // Орловский текст российской словесности: творческое наследие И. А. Бунина : материалы Всерос. науч. конф. (28-29 сентября 2010 г.) / Федеральное агентство по образованию и науке Рос. Федерации, Орловский объединенный гос. музей И. С. Тургенева, НИИ филологии Орловского гос. ун-та, ГОУ ВПО "Орловский гос. ун-т". - Орел, 2010. - Вып. 2. - С. 192-196. . - ISBN 5-ОР-ТЕ-2-10
==========================================
Сизов С.Г. Орловские страницы жизни Бориса Леонова [Текст] / С. Сизов // Город Орёл . - 2010. - N 25(30 июня). - С. 25.