Остров покаяния и надежды

Сергей Сизов Омск
«ОСТРОВ» ПОКАЯНИЯ И НАДЕЖДЫ (2007)

7 января 2007 г. в праздник Рождества Христова российское телевидение показало фильм Павла Лунгина «Остров» (сценарист Дмитрий Соболев). Об этом фильме уже немало написано, он удостоен наград, как в России, так и за рубежом, но только теперь, когда прошла его телевизионная премьера, когда его посмотрели миллионы, он становится заметным фактором влияния на массовое сознание людей.

Надо отметить, что подобных фильмов в последние годы у нас практически было. Фильмов, которые в наше время снова напоминают каждому человеку о бренности нынешней жизни, о воздаянии за содеянное, о необходимости покаяния и спасения собственной души.

Сюжетная канва картины «Остров» проста, как внешне проста и бесхитростна жизнь монаха. Но за этой внешней простотой идёт борьба со страстями, искушениями, ведутся мучительные поиски истины, происходит покаяния. В фильме несколько важнейших сюжетных линий.

Во-первых, центральная линия – тяжкий грех и покаяние главного героя – старца Анатолия (Пётр Мамонов). Молодого матрос схвачен фашистами и совершает подлость: ради спасения своей жизни стреляет в своего капитана. Это убийство так никогда и не может быть прощено его совестью. В поисках искупления он становится послушником в монастыре на каком-то дальнем северном острове, где изнуряет себя тяжёлой работой. И лишь в конце жизни узнаёт, что его командир выжил. Ему Анатолий помогает исцелить от бесовства дочь. После этого старец уходит из жизни.
 
Вторая линия фильма – это отношения внутри маленького монастыря. Нам показаны помимо Анатолия яркие образы двух монахов – отца Филарета (Виктор Сухоруков), отца Иова (Дмитрий Дюжев). В обители живут люди, стремящиеся к спасению, но одолеваемые страстями. Где, увы, есть и зависть, и гордыня, и привязанность к мирским благам (хоть и малым). Но, к счастью, есть и высокие помыслы, раскаяние в грехах, стремление к братской любви. Монахи показаны без излишней сусальности, но и без «чернухи», которой в последнее время на нашем экране более чем достаточно. И правы создатели фильма, оставляя людям свет. В этом есть большая правда. Когда вообще нет ничего светлого, то с чем остаётся  человек, особенно молодой человек, после просмотра картины? С безнадёжностью и цинизмом. После фильма «Остров» этого нет.

Третий пласт сюжета – отношения старца Анатолия и мирян, приходящих к нему в поисках совета, благословения и исцеления. Главный герой фильма, чувствуя себя недостойным на такое, выдаёт себя за прислужника мифического старика-монаха. Люди идут и идут за помощью, но как же порой трудно принять им тот совет, который даёт Анатолий, как привязаны они к мирской жизни.

Иногда это доходит до абсурда как в эпизоде с матерью, приехавшей на остров в надежде исцелить своего ребёнка. Анатолий просит у Господа помощи и получает её, но вдруг оказывается, что вторую часть необходимого для исцеления таинства – причащение, женщина исполнить не желает. Надо провести ещё один день в монастыре, а у неё билет на поезд, необходимость выйти на работу. И старец не может понять: как это всё может быть дороже здоровья её больного сынишки. В конце же концов он попросту забирает мальца из уже отходящий от причала лодки: старик не может позволить матери совершить роковую ошибку. Весьма убедителен старец и в диалоге с беременной девушкой, пришедшей просить благословения на аборт. И здесь он не только пугает её предстоящим возмездием за детоубийство, но и говорит ей о радости, которую может принести ей её будущий ребёнок.

Надо отдать должное П. Лунгину и всей его команде: снят фильм сдержанно и глубоко, без излишней красивости. Строгая красота северной природы поразительно гармонирует с действием фильма. Режиссура полностью соответствует поставленной задаче: направить внимания зрителя не на внешнее, а на внутреннее. Внутренняя жизнь героев фильма – это то, что занимает Лунгина. Это то, что смогли талантливо передать актёры, исполнившие главные роли в «Острове»: Пётр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев. Каждый из них смог продемонстрировать своё актёрское мастерство и раскрыть новую грань своего таланта. (Вспоминаю, как убоги были роли, предложенные Дюжеву в «Жмурках» и Сухорукову в «Антикиллере»).

Убеждён, что к фильму «Остров» и зрители, и критики будут возвращаться вновь и вновь. Ведь в нём воплощено то, что дорого любому русскому (и не только русскому) человеку, кто ищет путь к Богу. И трогательная торжественность православных молитв, произносимых в фильме без фальшивого пафоса, но с верою и смирением, лучше всяких спецэффектов действует на зрителя.

Картина уже получила признание целого ряда деятелей церкви, в том числе и Патриарха Алексия II. «Это фильм не церковный, это фильм о людях и для людей. Просто мы пытались пронизать его ощущением, что Бог есть, что мы не одни на этом свете», – заявлял, если верить интернетовской цитате, режиссёр Лунгин. И это признание в эпоху роста бездуховности, а иногда и оскорбления национальных святынь некоторыми «мастерами культуры», дорогого стоит.

Мне кажется, картина вполне достойна того, чтобы получить и признание со стороны государства (например, Государственную премию). Ну, а телеканалу «Россия» – главному государственному телеканалу, который содержим мы все, налогоплательщики – после замечательного показа «Острова» стоит действительно задуматься над уровнем предлагаемых зрителю духовной пищи. Слава Богу, есть такие картины как «Идиот» и «Остров», но подобные вещи можно перечесть по пальцам одной руки. Как же беден наш телеэкран сегодня! И в то же время как нужны зрителю такие картины в условиях духовной дезориентации, царящей кругом. Культ «золотого тельца», пошлое «смехачество», бездушные песни, политическое оболванивание – как всё это надоело думающим людям. Должна быть программа поддержки отечественного кинематографа, ставящего целью развитие национальной духовности. Хватит нам уже бесконечных криминальных сюжетов и тупых комедий. Нужны фильмы, отстаивающие традиционные ценности и человеческое достоинство. И востребованность этого «Остров» доказал всем.

Характерно, что фильм Лунгина, задуманный как «фестивальный», а не коммерческий, неожиданно для многих уже собрал в прокате более двух миллионов долларов. Люди готовы платить деньги не за компьютерные спецэффекты, а за глубокий и честный разговор о духовности! Это ли не свидетельство неутолённой духовной жажды в нашем народе! Но путь духовных поисков непрост. Люди ищут духовную опору и нередко попадают в сети различных тоталитарных сект. Почему? В том числе и потому, что мало знают о духовности традиционной. А здесь уже прямая вина государства, культурная политика которого не выдерживает критики. Есть, вероятно, вина и Русской Православной Церкви, которая пока не проявляет должной настойчивости и активности в диалоге с властью по этому вопросу. Есть вина и всех нас, что мы так равнодушны к тому, какой духовной пищей питаемся сами и чем кормим детей наших. И не возносим голоса наши против творящегося в российском телеэфире…

Да, духовная жажда у народа есть и это уже внушает некоторую надежду. Спасибо за это «Острову». Жив русский дух, и жажда эта должна быть утолена из чистых источников отечественной духовности. (И, конечно, не только религиозных!). Это ли не поистине «национальный проект» для всех, кто считает себя ответственным за духовную жизнь нации.

Сергей Сизов,
г. Омск
08.01.2007

Опубликовано:
Красный путь (Омск). - 2007.-№ 3 (623).- 24 января.- С. 13.