Часто задумываясь...

Анна Малык Маг
       Вот - птицы свободны, а все-таки гнезда вьют.
                Максим Горький.


       Часто задумываясь над такими словами, как анархия, свобода, демократия, обязанность, начинаю осознавать, что мне ближе всего последнее слово в первой строке моих суждений. Но я начну с анархии.

       АНАРХИЯ. Это понятие я могу сравнить, по-своему разумению - с наводнением,вихрем, пожаром, когда разрушается все на их пути: сносит дома, смывает дороги, мосты, с корнем вырывает деревья или сжигает их, оставляя людей без крова, пищи и сносит у многих "крышу".  Гибнут животные... Люди не в силах остановить это природное явление. ПРИРОДА бунтует и все воздает нам за вмешательство в ее пределы: за слишком смелые решения вспять повернуть реки, на самом краю моря строить высокие дворцы, уничтожать леса, бороздить космос...
       Вот так в нашей жизни начинается анархия. Это - не Мать порядка, не Закон, а полное безвластие и хаос. И в этом хаосе погибает человек. Кому созидать?.. Анархия, как бесчинство. От этого начинаются все наши беды:войны, голод, болезни... гибнут природа и человечество. Вопрос: нужна ли нам анархия?

       СВОБОДА. Это понятие разрешимо только тогда, когда Человек к этому понятию,как СВОБОДА, подходит со всей ответственностью, зная ее пределы. Свобода - не резина - не растянешь.
       Я свободна при выборе своей профессии, но идти к ней надо не только мечтой и желанием  - еще и познанием того, к чему стремишься.
       Я свободна при выборе места жительства, при выборе своих друзей, любимого человека, при выборе своего досуга, любимого дела, наконец. И никто не может установить запрет на этот мой выбор. Здесь я свободна.
       Я и никто другой не смеет унижать человека ни словом, ни насилием, ни запретом. И здесь - ложь, наговор - не пройдут, т.к. есть узаконенное право.

       ДЕМОКРАТИЯ для меня - все та же СВОБОДА. И пока я отступлю от этого понятия и начну со слова...

       ОБЯЗАННОСТЬ - давно выработанное право. Оно на все времена. Говорят, что достаточно знать Десять заповедей, по которым жили наши предки. Да и жизнь подсказывает: человечество должно жить в гармонии с природой. Человек и природа - вместе, рядом.
       Передо мной молодой саженец рябины, куст розы... Попробуй, надломи - погибнут.
А будешь ухаживать за ними - сколько красоты, прелести и пользы от них узнаешь, и как они украсят твое местопребывание и вольют поток свежести и силы, настроения и любви...
       К чему это я? - Мы растим  и воспитываем детей, одеваем, кормим, даем образование
и они получают профессию. Потом мы ждем внуков, а кому повезет и - правнуков. Но...
когда мы не в силах обихаживать себя остаток предназначенных нам дней, когда не видят глаза, не слушаются ноги - пришла старость - дети обязаны  возложить на себя труд  досмотреть своих родителей и так, чтобы потом не рыдать, не ахать и не просить прощения.
Это - по-человечески, это - обязанность, это - Закон жизни.
      
       А как сказал всем известный классик М.Горький: "Мы все ищем свободы от обязанностей к ближнему, тогда как чувствование именно этих обязанностей сделало нас людьми, и не будь этого чувствования - жили бы мы, как звери..."

       Так что мое ПОНЯТИЕ:
АНАРХИЯ - БЕСПРЕДЕЛ.
СВОБОДА - ЭТО ТО, ЧТО ПРИНОСИТ РАДОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
ОБЯЗАННОСТЬ, включая в себя свободу,СТАВИТ ОБЩЕСТВО НА ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ - ЧЕЛО  ВЕКА.
А это - основа основ.
                И хотя птицы летают, а гнезда все же вьют рядом с нами. Человек живет на земле и мечтает летать. Но Земля его держит домом и домочадцами своими, а значит - обязанностью своей за будущее своего поколения.

       " Итак, если это и подобное этому выложу я людям, весьма склонным к противному образу мыслей, не получится ли, что я рассказываю басни глухим?" - писал Томас Мор.



                30.09.2012. М.А.Г.