Проповедь ползучей оккупации -2002-

Сергей Сизов Омск
ПРОПОВЕДЬ «ПОЛЗУЧЕЙ ОККУПАЦИИ»
С «учёным видом знатока» г-жа Зайончковская предлагается заселить в Россию миллионы китайцев (2002)

Мне уже приходилось писать о весьма своеобразном (прямо-таки любвеобильном) отношении к потенциальным иммигрантам из стран Азии и Африки некоторых наших либералов. Осенью прошлого года в столичной «Новой газеты» (№ 32Р, сентябрь 2001) была опубликована статья Бориса Кагарлицкого «Иммигранты на обочине». В ней меня насторожил подход к проблеме азиатско-африканской иммиграции в Россию. Г-н Кагарлицкий, безмерно нахваливая способности возможных иммигрантов из «третьего мира», заявил, что именно поощрении иммиграции должно стать ответом общества на демографический кризис в России. Тогда ответом на нелепые и опасные рассуждения стала моя статья («Станет ли Россия проходным двором?» // Советская Россия – 2001. – № 120. – 16 октября).

И вот приходится вновь возвращаться к теме, поскольку всё та же «Новая газета» недавно опубликовала интервью под интригующим заголовком «Китайцы в России: угроза или спасение?» На сей раз спасение России азиатскими иммигрантами (а именно – китайцами) пропагандирует уже не журналист, а учёная дама со множеством должностей, ни одна из которых не забыта и упомянута в специальной справке. Итак, кто же она такая Ж.А. Зайончовская? Кандидат географических наук, президент Центра изучения проблем вынужденных миграций в СНГ, руководитель лаборатории миграции населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Мало того, Жанна Антоновна является ещё и председателем Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии, членом наблюдательного совета московского центра Карнеги «За международный мир». В общем, человек, судя по перечисленным должностям, уважаемый и влиятельный. Но после прочтения интервью появляются серьёзные сомнения относительно понимания ею роковых последствий собственных предложений.

Что же поведала нам г-жа Зайончковская? Для начала в интервью приводятся цифры, которые не могут не тревожить. Население российского Дальнего Востока по сравнению с 1989 г. сократилось уже на 10 процентов Плотность населения на китайской стороне в 15-30 раз больше чем на российской. В одном Харбине населения в два раза больше, чем во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске вместе взятых. А вот выводы г-жи Зайончковской после этих цифр шокируют читателя: давайте, мол, будем у себя заселять китайцев, чтобы восполнить наш демографический спад.

Журналист «Новой газеты» Людмила Столяренко, не имеющей непосильных наблюдательных обязанностей в фонде Карнеги, но обладающей, судя по всему, здравым смыслом задаёт вопрос своей учёной собеседнице. Вопрос прост и совершенно законен: не является ли легальное и нелегальное освоение нашей территории китайцами национальной угрозой безопасности России? Жанна Антоновна явно удивлена такому наивному вопросу. Она снисходительно разъясняет: «Иммиграция обычно рассматривается как угроза безопасности страны из-за её криминогенного влияния. Экономическая же функция иммиграции совершенно упускается из виду – именно в этом и заключается главная угроза безопасности, ибо может так случиться, что из-за своей неподготовленности Россия вынуждена будет открыть двери всем желающим».

Прервём цитирование, чтобы немного поразмышлять над сказанным. Важно не только что сказано и что не сказано, но и как сказано. Ведь перед нами кандидат наук, президент, завлаб и член совета в одном лице. О криминогенном влиянии иммиграции сказано между прочим, как будто это какой-то малозначительный фактор (хотя на самом деле проблема эта весьма серьёзна). Учёная дама не говорит нам ничего о других угрозах, которые несёт нам заселение китайцами наших территорий. По сути дела в ответе обойдено самое важное: угроза китаизации и отторжения дальневосточных, сибирских территорий России. Об этом ни словечка. Вероятно, такой угрозы завлаб просто не наблюдает. Зато завлаб Ж.А. Зайончковская обращает внимание читателей на «недооценённость экономической функции иммиграции» и видит в этом немного немало главную угрозу безопасности страны. Вот такие странные подходы и приоритеты. Но позвольте спросить: кому будет нужна эта уже оценённая «экономическая функция», если русские потеряют Сибирь и Дальний Восток. Уж не китайцам ли одним? Они-то прекрасно оценят и уже оценили выгоды от ослабления России на Дальнем Востоке. Если уже сейчас идёт массовый отток населения в Европейскую часть России, то легко представить, как он вырастет, когда въезд в страну и легализация станут более лёгкими: китайские ручьи иммиграции превратятся в полноводные реки. Неужели Ж.А. Зайончковская всерьёз верит, что мы сможем абсорбировать миллионы китайцев, что они все как один станут патриотами России? Если она в это верит, то просто возникают сомнения в понимании ею ситуации. Скорее всего при подобном заселении мы будем иметь у себя пятую колонну Китая.

Но вернёмся к рассуждениям учёной дамы. «К сожалению, в России – и на федеральном, и на региональном уровнях, – печалится она, – пока преобладает силовой подход к иммиграции, в котором главным направлением являются её жёсткий контроль и дозирование. И совершенно не разрабатываются более адекватные формы сотрудничества. Например, различные варианты легализации и предоставления видов на жительство, покупки или аренды жиля и другой недвижимости, аренды земли, самостоятельного трудоустройства и свободного трудового найма, ведения совместного бизнеса». А теперь внимание, читатель, далее идёт основная идея Жанны Антоновны: «То есть до сих пор во властных структурах нет чёткого понимания, что китайская иммиграция объективно обусловлена интересами России (выделено Зайончковской.– С.С.)». Вот и прозвучали главные слова завлаба, от которых становится жутковато. Это как же надо глубоко «понимать» интересы России, чтобы предлагать ей такие убийственные рецепты. Это каким же надо быть «высоким профессионалом», чтобы предложить подобное.

Ну, а после всего этого г-жа Зайончковская раскрывает некоторые дополнительные детали своего чудного плана. Она заявляет, что надо давать китайцам землю, поскольку, мол, некому работать и даже в Европейской России много земель пустует. Завлаб «радует» нас сообщением, что к середине XXI в. китайцы могут стать вторым по численности народом России. Называется цифра 10 млн. человек (но при таких подходах цифра будет, конечно, больше). Видимо, подобный сценарий китаизации страны уже достаточно хорошо проработан. Вот только общественности о нём до сих пор известно очень мало. И дальше следует ещё одна характерная сентенция: «Недальновидно закрывать на это глаза только потому, что нам этого не хочется. Если Россия не согласится на каких-либо условиях дать землю китайцам и другим иммигрантам, она так и останется неосвоенной. Кроме того, вероятно, выгоднее производить продовольствие на своей территории, пусть и с помощью иммигрантов, чем завозить его и находиться в зависимости от внешнего поставщика. Других альтернатив, к сожалению, нет».

Вот уж действительно альтернатива: или завози китайцев, или земля останется неосвоенной. Неосвоенная земля – это печально, правда, завлаб «забыла» нам сказать о том по чьей вине происходит сейчас великая российская разруха. Г-жа Зайончковская даже в перспективе не рассматривает возможности коренного изменения демографической политики в стране, принятия на государственном уровне мер по поощрению рождаемости, предоставлению на выгодных условиях земель переселенцам-славянам из стран СНГ. Но, без всякого сомнения, неосвоенность некоторых земель пугает меня куда меньше, чем приглашение миллионов китайцев. Сегодня неосвоенные земли могут быть освоены позднее (ведь раньше-то до убийственных «реформ» осваивали), а вот занятые китайцами, проданные им в частную собственность для России будут потеряны навсегда. И если нам не хочется завозить азиатов, то, спрашивается, почему мы не можем сохранять статус-кво? Об этом демограф умалчивает.

Кстати, уважаемый читатель, если Вы думаете, что китаизация России планируется подобными «специалистами» только восточнее Урала, то, как говорится, напрасно надеетесь. Такие «профессионалы» как г-жа  Зайончковская действуют со всероссийским, если не сказать с глобальным размахом: они «позаботились» и о заселении выходцами из азиатских стран и Европейской части страны. Всё продумано и спланировано …«С точки зрения сохранения единства России, – вещает завлаб, – возможно, разумнее пошире открыть двери китайцам на западе страны, создавая им условия для более равномерного расселения по российской территории…». (Разумно, безусловно, разумно, но только с китайской точки зрения). Ну и, наконец, вершина этого чудовищного плана: чтобы избежать доминирования китайцев предлагается «шире привлекать вьетнамцев, корейцев». Поневоле подивишься «глубине» замысла: чтобы не концентрировать китайцев в Сибири, предлагается расселять их чуть ли не по всей Руси Великой, а заодно осуществлять вкрапления корейцев с вьетнамцами, чтобы сдерживать китайцев. Весёленькая перспектива, что и говорить. Вот только как себя при этом будут чувствовать русские? Хорошо ли им будет? И что это будет за страна такая? Ну, это я уже придираюсь. Такие мелочные вопросы занимать члена наблюдательного совета фонда Карнеги, конечно, не могут.

Читая все эти псевдонаучные и весьма опасные для России рассуждения, я с тревогой думал о том, что именно такие «специалисты» как г-жа Зайончковская и К; сегодня занимаются «народно-хозяйственным прогнозированием», пишут по заказу правительства разного рода программы, выдают разного рода «спасительные рецепты». А потом мы неожиданно из прессы узнаём о планах правительства не о мерах по стимулированию рождаемости, а о расширении привлечения иностранной рабочей силы. И всё это объясняется ссылками на такого рода учёных.

Г-жа Зайончковская предлагает «не отгораживаться от реальностей», пугает нас «самоизоляцией», но не может не знать, что экономическое сотрудничество России с КНР растёт, создаются совместные предприятия и никаких серьёзных помех на пути этого сотрудничества нет. Китай активно осваивает российский рынок, но готов идти и дальше. КНР действительно не против избавиться от десятков миллионов лишних рабочих рук. Ведь этим решается сразу нескольких проблем: ослабляется давление на рынок труда, социальную сферу, укрепляется китайское влияние за рубежом. Ставка на «ползучую оккупацию» Сибири и Дальнего Востока оказывается более выгодной для Китая, чем прямые территориальные претензии. Но можно не сомневаться: чем больше китайцев будет проживать в России, тем с большей вероятностью эти территориальные претензии будут выдвигаться.

Как же можно предлагать такие безответственные рецепты? Пытаясь понять мотивы г-жи Зайончковской, вновь наталкиваешься на превалирование экономических факторов над всеми остальными. В расчёт не берутся ни угроза этнополитических конфликтов, ни возможности сохранения контроля России над территорией, ни национальное самочувствие русских, которые будут жить в чужеродном окружении, что рано или поздно вызовет уже не постепенный отъезд, а массовое бегство (примеров подобного хоть пруд пруди). Трудно поверить в то, что в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН (!) не понимают этого, зная уже о том, что случилось с русскими в ряде стран СНГ, например, в Казахстане. Что случилось в Югославии, а позднее и в Македонии, когда там появились тысячи албанцев. Я уж не вспоминаю о более отдалённых по времени примерах, напрямую связанных с тем какие проблемы этнические китайцы создавали в Индонезии, Малайзии, Вьетнаме. Неужели мы не можем учиться на чужом опыте?

Слава Богу, что, несмотря на наш российский развал (виновники которого тоже «хотели как лучше»), находятся государственники - патриоты, которые сохранили способность мыслить, исходя из подлинно национальных, долгосрочных интересов страны и народа. Эти интересы в тысячу раз важнее сиюминутных экономических прибылей. Здравомыслящие люди понимают, что приезд к нам миллионом иммигрантов из Китая, Кореи, Вьетнама не столько будет способствовать решению каких бы то ни было проблем, сколько создаст множество новых. Сама жизнь, сама жестокая реальность заставляет Россию не превращаться в проходной двор, а, как и в Европе, Америке, ужесточать порядок пересечения границы гражданам стран «третьего мира». Абсорбция иностранцев (особенно представителей других цивилизаций) идёт весьма тяжело и в других странах. Запад, напринимав иммигрантов из «третьего мира», уже не знает, что с ними делать. Слишком много проблем они создают, слишком быстро меняют этнополитическую и криминальную ситуацию.

А какова нынешняя ситуация с китайцами в России? Их уже сейчас не менее двух миллионов. Газеты полны сообщений о диком истреблении китайцами дальневосточной флоры и фауны, о варварских рубках леса по китайским заказам, о разгуле в Приморье китайской мафии, о росте китайского шпионажа. При всём при этом поток легальных и нелегальных иммигрантов из КНР в Россию продолжает расти. Сдерживать этот растущий напор можно, лишь продолжая политику усиления пограничного и иммиграционного контроля, ужесточения выдачи виз и предоставления гражданства. И вот теперь такие люди, как вышеупомянутая учёная дама, предлагают коренным образом изменить эту политику. А ведь отказаться от этого почти равносильно национально-государственному самоубийству.

Как же тогда расценить столь сомнительные рецепты от г-жи Зайончковской? Я воспринимаю появление такого рода «прогнозов» и «советов» как проявления национального бесчувствия и научного недомыслия. В лучшем случае это действительно недомыслие (но тогда чего стоят все вышеперечисленные должности и титулы учёной дамы), а, в худшем случае – сознательный призыв к дерусификации и, в конечном счёте, утрате восточных областей России ради сомнительных экономических выгод. И невольно приходит вопрос: уж не являются такого рода публикации подготовкой общественного мнения к принятию антинародных иммиграционных решений? Не заказаны ли эти статьи и интервью недругами России, пытающимися переориентировать нашу национальную и иммиграционную политику? Во всяком случае, избавь нас Бог от таких прогнозистов и советчиков.

Сергей Сизов
г. Омск

Опубликование:  Советская Россия (Москва). – 2002. – № 76 (12272). – 11 июля. – С. 3.
https://zen.yandex.ru/profile/editor/sergei_sizov_omsk