Разум и чувства. От автора к читателю

Андрей Глобальный
На мой взгляд, самым сильным в произведении должно быть эмоциональное воздействие на читателя. При этом не имеет значения, каким образом автор достиг этого эффекта — выразил ли он собственные ощущения/эмоции или смоделировал их. Такое ~моделирование~ при условии достижения сильнейшего эмоционального воздействия на читателя можно назвать мастерством. Это — попытка достичь максимального эффекта при минимальных эмоциональных затратах, тогда как передача собственных ощущений дается довольно тяжело и предполагает определенную самоотдачу. Но вот насколько она будет интересна, если все так или иначе переживали те или иные эмоциональные состояния? Все это уже было, поэтому попытка автора выразить эти эмоции на другом уровне, преобразовав их в иную форму, достигнув иного состояния, близкого к безумному — иногда даже опасна, но видна отдача, и только так можно получить сильнейшую реакцию читателя. Но свое ошеломление от прочтения подобного читатель, скорее всего, предпочтет сохранить и не выражать реакцию на прочитанное. По разным причинам. Если выразит — получится нечто бессвязное и нечленораздельное.

Однако сильное эмоциональное впечатление от прочитанного кратковременно. Хотя ~отходняк~ может длиться и несколько часов. При втором и последующих прочтениях волшебство исчезает, и тогда начинаешь пытаться оценивать произведение разумом. Замечаешь мелкие (и не очень) недостатки, несовершенство стиля, пунктуационные ошибки и прочее. Получается, что оценка разумом — самая правильная? Но куда же делись те неповторимые ощущения, возникшие после первого прочтения? Ступор, духота, теснота, слезы, смех, полный шок и прочее? От них остались одни воспоминания. Если же разум дает сигнал — хорошо, правильно, без ошибок написано — выходит, только тогда произведение действительно хорошее?

На мой взгляд, эмоции, безусловно, первичны (если произведение претендует на звание литературного, а не публицистического). Автор удерживает внимание читателя не только благодаря мастерству рассказчика, а и благодаря эмоциональному воздействию - ~глаголом жги сердца людей~. Если жечь не получается — бросайте это дело или меняйте жанр. Или учитесь жечь. Большинство увиденных мной текстов, состоящих из ~голых эмоций~ - ужасно несовершенны, безграмотно написанные, как вырванные листки из девчачьего дневника, бесформенны. Как вскрики и всхлипы утопающего, обычно о любви, о боли. Такие эмоции легко и быстро впитываются и вызывают чувство сопричастности (испытано всеми без исключения), но в такой форме воспринимать эти обрывки всерьез невозможно.

Редкая удача — найти соответствие формы и содержания. Когда произведение будоражит воображение, задевает нервы, струны сердца, и при этом обрамлено в достойную форму. То есть автор владеет стилем, грамотностью, знанием того, как работать с текстом. И вот тогда получаешь истинное удовольствие при восприятии текста, именно при восприятии, а не чтении. И даже после того, как первое сильнейшее эмоциональное впечатление прошло, при перечитывании получает удовольствие разум.

Однако нередко автор, обладая способностью чувствовать и делиться чувствами, способностью оригинально выражать пережитое, обладая прекрасным языком и стилем, оказывается фальшив. Я имею в виду то, что при доскональном разборе (разговоре с автором) оказывается, что за игрой в слова не стояло ровным счетом ничего, пустота. Тогда возникает вопрос — для чего это все делалось? Если за игрой в слова, за красивыми метафорами крылась полная бессмыслица, и понять, что она означает, невозможно, ибо за ней ничего не стоит. Хотя она может рождать миллион собственных ассоциаций читателя, сам автор от этого процесса не получает ничего, и не отдает ничего, кроме дешевых кристаллов, хаотично нанизанных им на нитку восприятия. Однако это, безусловно, искусство. Но если творец не вкладывает душу или смысл в творение, можно ли говорить о высоком искусстве?


Просто чтение - это слишком мало для эстета и ценителя. Узнав вкус превосходного вина, уже не согласишься пить разбавленное или нечто похожее на вино. Только лучшее. А оно, как правило, определяется сразу. Сердцем. И если и разум получает удовольствие от осмысленной игры словами, которые дышат Чувством и вызывают сильнейшие эмоции, можно говорить о мастерстве.