О сетевом маркетинге

Сергей Белхов
Чухлеб С. Н. «О сетевом маркетинге»
Недавно один мой бывший студент предпринял попытку «завербовать» меня в сетевую компанию. Уже двадцать лет я получаю подобные предложения. Причем, всякий раз эти предложения исходят от знакомых, а иной раз и от достаточно близких людей. Это обстоятельство всякий раз заставляет меня вдаваться в подробные и пространные объяснения, почему я не хочу участвовать в этом деле. Именно статус этих людей – знакомые и близкие – принуждает меня к обстоятельным объяснениям – чем больше ты уважаешь человека, тем больше тратишь на него времени и сил.
Признаться, этот бесконечный диалог о сетевом маркетинге мне порядком надоел. Поэтому я и решил высказаться на этот счет раз и навсегда и в дальнейшем уже просто отсылать «искусителей» к этому тексту.
Когда мне сделали первые несколько предложений о вступлении в различные сетевые компании, я долго размышлял над ними. Пока размышлял, выяснилось, что предлагающие уже успели вступить в это дело, внести свои деньги, потратиться, «погеморроиться» и бросить его. Уже одного этого наблюдения для меня оказалось достаточно, чтобы ответить на этот вопрос – участвовать или не участвовать? – отрицательно. За прошедшие двадцать лет я видел многих, мечтающих разбогатеть этим способом, но не видел ни одного разбогатевшего. Естественно, что в итоге мое отрицательное отношение к сетевому маркетингу усилилось и приобрело крепость стали.
Мой бывший студент – человек достаточно молодой. Так что нет ничего удивительного в том, что он полон надежд и жажды успеха. Ему кажется, что все, жившие до него, были дураками и лохами, а вот он-то как раз тот, кто сможет ухватить птицу счастья за хвост. Подобный взгляд естественен для молодости. Отчасти он даже полезен и необходим молодому человеку – это основа для дерзаний. То, что большинство дерзающих пойдёт в «топку» цивилизации, не существенно. Социальная эволюция так же безжалостна, как и биологическая.
Но я – человек уже поживший некоторое время на свете, а значит, и лишенный многих иллюзий и надежд. У меня уже есть некоторый опыт, который говорит мне, что сетевой маркетинг – это пирамида. Некоторая вероятность выигрыша есть лишь у тех, кто вступил в нее в самом начале. Остальные – это пушечное, вернее, коммерческое мясо, которым эта пирамида будет кормиться. Они, возможно, могли бы стать успешными, если бы пирамида росла до бесконечности, но она ограничена другими пирамидами, объемом рынка и прочими факторами – бесконечного роста не будет. Так что, решаю я, не стоит лезть в это сомнительное мероприятие. Деньги лучше зарабатывать, развивая свои способности и творческие силы.
Кроме того, в какой-то момент я понял, что это коммерческое предприятие не согласуется с моими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, я являюсь убежденным релятивистом и считаю все нравственные установки социо-культурными предрассудками, укорененными в определенной группе, обществе, культуре, эпохе. Но это не означает, что некоторые из этих предрассудков мне не дороги. Как человек я родился в определенном обществе, в определенное время и принадлежу к определенной группе. Соответственно, я начал впитывать ряд нравственных идей с момента рождения. Они сидят глубоко во мне, и я достаточно мудр, чтобы не ломать себя «через колено». Я знаю, что они суть предрассудки, но эти предрассудки составляют часть моего «я». И ими я руководствуюсь в повседневной жизни. Сетевой маркетинг с этими нравственными установками согласуется очень плохо.
Я не против коммерческой деятельности. И я относительно спокойно отношусь к деятельности торговых агентов. Конечно, они иной раз бывают слишком навязчивы. Но их навязчивость означает для меня лишь одно: своей бесцеремонностью они разрешили мне бесцеремонно посылать их куда подальше. При этом я не испытываю к ним ни классовой, ни экзистенциальной ненависти, поскольку понимаю: люди зарабатывают деньги; этот способ зарабатывания неизбежен в современной экономике и простителен на фоне тех благ, которые мы получаем от этой экономики. Кроме того, в отношениях с торговым агентом нет ничего личного. Этот человек не знает меня – я не знаю его. Так что все честно: он, используя легальные средства, атакует меня с целью завладеть моими деньгами - я защищаюсь и пытаюсь сберечь свое добро.
Иное дело сетевой маркетинг. Как правило, люди, вербующие новых участников в сеть, обращаются к свои знакомым и друзьям. Иными словами, они устраивают охоту на «рабов» непосредственно в своем человеческом окружении. Я не считаю подобные вещи хорошими и приличными.
В самом деле. Когда знакомый или друг обращается ко мне с предложением принять участие в торговой сети, я внезапно понимаю, что имею дело с «оборотнем». Ведь я знакомился с ним и заводил отношения не как с сетевым агентом. При начале отношений были совсем иные обстоятельства и эмоции. И вот теперь вдруг оказывается, что все эти обстоятельства и эмоции, все эти персональные характеристики оказываются лишь троянским конём, под прикрытием которого меня пытается схватить капиталистический спрут. Это очень похоже на то, что показывают в различных фантастических фильмах: инопланетное чудовище залезает внутрь человека, преобразует его и потом внезапно нападает на окружающих. Человек, который использует мое доверие в корыстных целях, должен быть отринут.
Меня изумляет та безответственность, с которой сетевой агент делает предложения друзьям и знакомым. Согласно моему кодексу чести, друзьям и знакомым следует предлагать лишь вещи абсолютно проверенные. Этого требует то уважение, которое ты испытываешь к ним. Если же ты кого-либо не уважаешь, то этого человека не стоит впускать в свой круг. А если вещь, которую ты предложил, оказалась не стоящей или опасной, то ты, как уважающий самого себя человек, обязан компенсировать пострадавшему вред, нанесенный тобой. Японские идеи о чести, ответственности и «потерянном лице» мне весьма близки и дороги.
В этом отношении, человек, который втягивает меня в сетевой маркетинг, моментально расписывается либо в глупости, либо в непорядочности. Либо он не понимает, что предлагает сомнительную вещь – несчастный зомби, теперь зомбирующий других. Либо он демонстрирует свои неуважение и пренебрежение ко мне – я для него лишь некий объект, средство в личном капиталистическом предприятии. А если так, то разумный человек тотчас переводит подобного персонажа из своего круга в разряд внешних и чуждых людей, по отношению к которым разумно быть настороже.
И последнее, экзистценциально-философское. Современная цивилизация атомизирует отдельного человека и достаточно сильно отъединяет его от других людей. В этом процессе много плюсов и много минусов. Минусы иной раз столь велики, что проблема одиночества становится подобной эпидемии. В этой ситуации разумный, цивилизованный человек относится к своему человеческому окружению достаточно бережно. Это окружение можно уподобить тонкому слою атмосферы вокруг планеты – уничтожь эту атмосферу и планета станет безжизненной. Наше человеческое окружение состоит из больших и маленьких Персон. Величина персоны определяется как нашим отношением к ней, так и степенью ее близости к нам.
Умный человек не пренебрегает ни большими, ни маленькими персонами. «Большие» персоны – это наши близкие и друзья. «Маленькие» персоны – это люди, отстоящие от нас на некотором экзистенциальном расстоянии. Неразумно пренебрегать последними, ибо они подобны далеко растущим деревьям – вырубите их, и роща, окружающая вас, превратится просто в скопление деревьев. Кроме того, отдаленно стоящие персоны – это наш экзистенциальный резерв. Часто люди из близкого окружения по каким-либо причинам со временем оказываются на периферии, в то время как «дальние» со временем могут стать близкими. Наше окружение – это и наш социальный резерв. Из него мы получаем информацию, интересные предложения, в нем обретаем перспективы.
Человек, который вдруг вздумал вербовать из своего окружения все новые и новые партии «рабов» для сетевого маркетинга, демонстрирует свои неразумие и дикость. Фактически, он деперсонализирует людей из своего окружения, превращая их в механические средства своего обогащения. Возникает подозрение, что такой человек ценит деньги больше, чем человеческие отношения. Но парадокс состоит в том, что чаще всего деньги заработать значительно легче, чем обрести эти отношения. Не стоит ими пренебрегать.